г. Москва |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А40-110820/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Центральной энергетической таможни и Минфина России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2019 по делу N А40-110820/19, принятое судьей Д.А. Гилаевым,
по заявлению ПАО "Газпром нефть" (ИНН 5504036333)
к Центральной энергетической таможне (ИНН: 7708011130),
третьи лица: 1) ООО "Газпромнефть - Ангара" (ИНН: 8905034804), 2) Министерство финансов Российской Федерации,
о признании недействительными и отмене требования, решения,
при участии:
от заявителя: |
Ковалева О.П. по дов. от 25.10.2018; Дейнега Н.Н. по дов. от 25.10.2018; |
от ответчика: |
Шахназарян Л.Ф. по дов. от 11.11.2019; Панкратьева Т.С. по дов. от 23.07.2019; |
от третьих лиц: |
1) Наконечный Л.А. по дов. от 13.05.2019; 2) Лобова Е.Н. по дов. от 20.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Газпром нефть" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (заинтересованное лицо, ЦЭТ, таможенный орган) о признании недействительными и отмене требования от 11.04.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10006061/110419/0002085, до выпуска товара, решения от 12.04.2019 об отказе в выпуске товаров, заявленных во временной декларации на товары N 10006061/110419/0002085, об обязании Центральной энергетической таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Газпром нефть2.
Решением от 05.11.2019 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил, а также взыскал с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 руб.
Удовлетворяя требования, суд указал, что поскольку Правила не определяют значение термина "декларант", следует руководствоваться пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, где установлено, что декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары"".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Центральная энергетическая таможня и Минфин России обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаются, что льгота распространяется на организацию - пользователя недр, который должен исчислять НДД в отношении нефти, добытой на соответствующем участке недр, тогда как Публичное акционерное общество "Газпром нефть" не является пользователем недр. Право собственности на товар перешло от недропользователя к декларанту по договору купли продажи.
В отзывах на апелляционные жалобы ПАО "Газпром нефть" и ООО "Газпромнефть - Ангара" с доводами апелляционных жалоб не согласились, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Центральной энергетической таможни и Министерства финансов Российской Федерации поддержали доводы своих жалоб, представители ПАО "Газпром нефть" и ООО "Газпромнефть - Ангара" поддержали оспариваемое решение суда.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ПАО "Газпром нефть" (поставщик) и иностранным лицом (покупатель) заключён контракт N ГПН-19/28000/00788/Д от 25.03.2019 на поставку нефти на экспорт.
В целях выполнения обязательств по указанному контракту заявитель выступил декларантом и подал в рамках процедуры временного периодического таможенного декларирования в таможенной процедуре экспорта временную таможенную декларацию N 10006061/110419/0002085 (далее - "ВТД") на вывоз товара.
В отношении заявленного к вывозу товара - нефти сырой, между заявителем и его дочерним обществом ООО "Газпромнефть - Ангара", которое осуществляет деятельность по добыче нефти на Игнялинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее -"Игнялинское НГКМ") на основании лицензии N ИРК 02568 НР, заключен договор купли-продажи N АНГ-18/01000/00244/Д от 18.12.2018.
Полагая, что планируемый к вывозу товар соответствует условиям, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе, Общество заявило в ВТД освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин.
В ходе осуществления таможенного контроля ЦЭТ направила Обществу требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ВТД, и необходимости уплатить таможенные пошлины (далее - "Требование").
Требование мотивировано "несоблюдением пп.7 п.1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановления Правительства РФ от 25.12.2018 N 1668.
Заявитель, полагая, что отсутствуют законные основания для выполнения Требования, письмом от 11.12.2019 N НК-07/6780 сообщило об отказе от внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ВТД, и уплаты таможенных пошлин.
12.04.2019 заявитель получил отказ ЦЭТ в выпуске товаров, заявленных в ВТД, с обоснованием, что декларантом не соблюдены основания для освобождения от уплаты таможенной пошлины, предусмотренные пп.7 п.1 ст.35 закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
ЦЭТ в обоснование оспариваемого требования и решения указывает на их законность, указывая, что льгота, установленная пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе, может применяться только в случае, когда право собственности на сырую нефть, добытую на участке недр, соответствующем пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о тарифе, принадлежит компании-недропользователю, являющейся плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и получившей соответствующее подтверждение получения (производства) нефти сырой в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением N 1668.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе установлено, что от таможенных пошлин освобождаются следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом). Товары, указанные в настоящем подпункте, освобождаются от вывозных таможенных пошлин в случае, если в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:
в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации;
при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент Кг, определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере менее 1.
Согласно абз. 3 п. 1.3 ст. 35 Закона о таможенном тарифе подтверждение того, что указанные в пп. 7 п. 1 данной статьи товары получены (произведены) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным указанным подпунктом, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного законоположения Постановлением N 1668 утверждены правила (далее - "Правила"):
- подтверждения получения (производства) нефти сырой для целей применения освобождения, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона таможенном тарифе;
- предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин, установленного в пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе.
Пунктами 2-8 Правил предусмотрено, что подтверждение получения (производства) нефти сырой при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе (далее - "Подтверждение"), выдается организации, осуществляющей в установленном законодательством Российской Федерации порядке пользование участком недр (далее - "недропользователь"), Минэнерго России и Федеральным агентством по недропользованию после совместного рассмотрения следующих документов:
а) копии лицензии на пользование недрами и лицензионных соглашений к ней;
б) письменного подтверждения в произвольной форме недропользователя об исполнении обязанностей по уплате налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении участка недр с указанием даты начала исполнения указанных обязанностей (в отношении участков недр, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации);
в) копии уведомления, направленного недропользователем до 1 января 2020 г. в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика, о реализации ею права на исполнение обязанностей налогоплательщика по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении участка недр (в отношении участков недр, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации);
г) копий суточных актов приема-сдачи нефти сырой за отчетный месяц либо транспортных (перевозочных) документов;
д) документов, содержащих сведения о добыче нефти сырой за отчетный месяц, содержащих: номер и дату лицензии на пользование недрами; наименование пункта сдачи-приема нефти сырой (в случае ее (их) вывоза трубопроводным транспортом); номер (при наличии) системы измерений количества и показателей качества нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь); объем добычи нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь);
е) копий исполнительного баланса нефти за отчетный месяц по соответствующему участку недр.
Согласно п. 10 Правил при вывозе товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза количество нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, заявляется во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) исходя из планового объема вывоза. Для подтверждения такого количества декларант (таможенный представитель) представляет в таможенный орган, в котором осуществляется таможенное декларирование, следующие сведения:
а) прогноз получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в отчетном календарном году согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации;
б) данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин;
в) письменное обязательство декларанта о соответствии нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, требованиям пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) таможенные органы осуществляют контроль количества нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, на основании представленного декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган письменного подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчетный период на участке недр, выдаваемого в соответствии с Правилами.
При этом, поскольку Правила не определяют значение термина "декларант", следует руководствоваться пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, где установлено, что декларант -лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары"".
По установленному п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать следующие лица государства-члена Союза: являющиеся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу союза; от имени и (или) по поручению которого заключена указанная сделка; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо; являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории союза.
Таким образом, вышеприведенное регулирование устанавливает, что освобождение от таможенных пошлин применяется при соответствии товаров установленным Законом о таможенном тарифе требованиям.
В рассматриваемом случае ответчиком не оспаривается надлежащее представление Обществом документов, предусмотренных положениями ТК ЕАЭС и Правил, утвержденных Постановлением N 1668.
Судом установлено, что письмом N НК-21/521 от 30.01.2019 в подтверждение заявленной ВТД таможенной льготы по пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе в отношении спорных товаров Общество представило в таможенный орган следующие документы: прогноз получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в отчетном календарном году согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации; данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин;
письменное обязательство декларанта о соответствии товара, планируемого к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, требованиям пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе.
Представленные документы соответствуют требованиям п. 10 Правил, являются достоверными и не содержат информации, противоречащей другим документам, представленным при декларировании спорных товаров, что не оспаривается ответчиком ни в отзыве, ни в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд считает, что таможенным органом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Указанные обстоятельства судом установлены, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая, что решение по данному делу принято в пользу заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 6 000 руб. взыскиваются с заинтересованного лица в пользу заявителя, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (п.21 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы подателей апелляционных жалоб, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2019 по делу N А40-110820/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110820/2019
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА"