город Самара |
|
6 февраля 2020 г. |
Дело N А55-22049/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 февраля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Буртасовой О.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлютовой М.И., с участием: от истца - представитель Стенин Н.В., доверенность от 05.07.2019, от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области - представитель Достибегян К.З., доверенность от 01.11.2019, от Министерства управления финансами Самарской области - представитель Иванов В.Ю., доверенность от 30.12.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2019 (судья Бунеев Д.М.) по делу А55-22049/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "МКС" к Правительству Самарской области о расторжении концессионного соглашения, третьи лица: Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МКС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Правительству Самарской области о расторжении концессионного соглашения (далее - ответчик) о расторжении концессионного соглашения от 13.02.2018 о создании и эксплуатации объекта здравоохранения для осуществления судебно-медицинской экспертизы в городском округе Тольятти Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2019 иск удовлетворен.
Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области обжаловало судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2019 в части взыскания 6 000 руб. расходов по государственной пошлине изменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области мотивирована неправильным применением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции (определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и заявил отказ от требования о взыскании 6 000 рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Представители третьих лиц оставили разрешение спора по существу и принятие отказа истца от требования о расходах по государственной пошлине на усмотрение суда.
В судебное заседание ответчик явку своих представителей не обеспечил, извещен надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Отказ истца от требования о взыскании 6 000 рублей судебных расходов по государственной пошлине не противоречит закону, не нарушает права других лиц и подлежит принятию в соответствии с ч. 5 ст. 49 АПК РФ, а производство по данному требованию подлежит прекращению применительно к п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ответчиком (концедент) и истцом (концессионер) заключено концессионное соглашение от 13.02.2018 о создании и эксплуатации объекта здравоохранения для осуществления судебно-медицинской экспертизы в городском округе Тольятти Самарской области.
Условия концессионного соглашения предусматривают обязательства концессионера по проектированию в соответствии с технико-экономическими показателями (проектно-плановыми заданиями), созданию, в том числе оснащению движимым имуществом, объекта концессионного соглашения, а также оснащению объекта концессионного соглашения оборудованием, входящим в концессионную плату.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения, объектом концессионного соглашения является нежилое здание, общей площадью не менее 2000 кв.м, оснащенное движимым имуществом, необходимым для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, предназначенное для осуществления государственной медицинской судебно-экспертной деятельности в городском округе Тольятти Самарской области.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из материалов дела следует, что во исполнение концессионного соглашения о создании и эксплуатации объекта здравоохранения для осуществления судебно-медицинской экспертизы в городском округе Тольятти Самарской области от 13.02.2018, ответчиком и истцом заключен договор аренды от 15.11.2018 N 1091 земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204067:1332.
Согласно п.1.3 договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204067:1332 участок предоставляется для строительства нежилого здания, предназначенного для осуществления государственной медицинской судебно-экспертной деятельности в городском округе Тольятти Самарской области, и иных объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 3.13 концессионного соглашения от 13.02.2018.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что договор вступает в силу со дня его государственной регистрации.
При этом, в силу п.5.2.11 договора аренды, арендатор обязан в месячный срок с момента подписания этого договора или изменений к нему подать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и оплатить все расходы по государственной регистрации договора аренды и внесению изменений в него.
После заключения сторонами договора аренды земельного участка от 15.11.2018 N 1091 истец представил указанный договор в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для осуществления государственной регистрации.
Уведомлением об отказе в осуществлении государственной регистрации от 07.05.2019 N 63/009/350/2018-3057 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204067:1332 по следующим основаниям:
- несоответствие концессионного соглашения от 13.02.2018 ч.10 ст.3 Федерального Закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях",
- несоответствие цели предоставления земельного участка (строительство нежилого здания для социального обеспечения населения бытовыми услугами по организации похорон и торговли похоронными принадлежностями - дома траурных обрядов) видам разрешенного использования земельных участков, допустимых в территориальной зоне Ц-3.
В силу п.8.2 концессионного соглашения срок создания объекта недвижимого имущества на земельном участке составляет 36 месяцев со дня заключения договора аренды.
Таким образом, концессионное соглашение не может быть исполнено сторонами, так как предоставленный ответчиком земельный участок не подходит для возведения истцом объекта концессионного соглашения. У концессионера отсутствует возможность по возведению на указанном земельном участке нежилого здания, являющегося объектом концессионного соглашения от 13.02.2018 (раздел 2 соглашения), в силу того, что земельный участок, подходящий для исполнения соглашения не был предоставлен концедентом.
Пунктом 13.1 концессионного соглашения предусмотрено, что при обнаружении концессионером не зависящего от сторон особого обстоятельства, делающего невозможным исполнение обязательств в сроки, установленные этим соглашением, концессионер обязуется уведомить концедента.
Согласно п.16.1 концессионного соглашения, действие соглашения прекращается, в том числе, по соглашению сторон или на основании судебного решения о его досрочном расторжении. При этом в п.16.2 концессионного соглашения указано, что соглашение может бы расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным этим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
В данном случае под существенным изменением обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, следует понимать невозможность достижения цели концессионного соглашения на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0204067:1332.
Истец письмом от 20.05.2019 обратился к ответчику (вх. N 6-56/1641 от 20.05.2019) с предложением о прекращении соглашения о создании и эксплуатации объекта здравоохранения для осуществления судебно-медицинской экспертизы в городском округе Тольятти от 13.02.2018 по соглашению сторон на основании п.16.1 соглашения.
В соответствии с п.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим кодексом, другими законами или договором.
В силу п.2 ст.452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
При таких обстоятельствах требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с принятием решения о правах и обязанностях Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области, не привлеченных к участию в деле.
Руководствуясь статьями 49, 150, 265-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "МКС" от требования о взыскании 6 000 рублей судебных расходов по государственной пошлине и прекратить производство по данному требованию.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.09.2019 по делу N А55-22049/2019 отменить.
Иск удовлетворить.
Расторгнуть концессионное соглашение от 13.02.2018 о создании и эксплуатации объекта здравоохранения для осуществления судебно-медицинской экспертизы в городском округе Тольятти Самарской области, заключенное Правительством Самарской области и обществом с ограниченной ответственностью "МКС".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22049/2019
Истец: ООО "МКС"
Ответчик: Правительство Самарской области
Третье лицо: Министерство Управления Финансами Самарской области, Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области