г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А56-122310/2022/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Серебровой А.Ю.
судей Будариной Е.В., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Воробьевой А.С.
при участии:
от АО "Невский экологический оператор" - представитель Клименко А.В. (по доверенности от 25.12.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-42960/2023, 13АП-44218/2023) временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ТехноПроект" Скородумовой Людмилы Вячеславовны и общества с ограниченной ответственностью "ТехноПроект"
на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 по делу N А56-122310/2022/ тр.2 (судья Мурзина О.Л.), принятое по заявлению акционерного общества "Невский экологический оператор" о включении требования в реестр требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "ТехноПроект"
об удовлетворении заявления,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2923 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" (далее - ООО "Технопроект", Общество, должник) введена процедура наблюдения; временным управляющим утверждена Скородумова Людмила Вячеславовна; сведения об этом опубликованы в газете "Коммерсантъ" 22.04.2023.
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (далее - АО "НЭО") 10.06.2023 обратилось в суд с заявлением о включении требований в размере 984 445 руб. 95 коп. за период с 01.01.2022 по 30.04.2022 в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 07.12.2023 требование признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов.
Суд первой инстанции принял во внимание размещение АО "НЭО" в средстве массовой информации, указанном в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865 "О порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" - в газете "Санкт-Петербургские Ведомости" и на сайте АО "НЭО" оферты на заключение договоров с потребителями на оказание услуг по обращению ТКО. Суд пришел к выводу о том, что договор на вывоз ТКО в данном случае заключен в силу закона. Оказанные услуги подлежат оплате по установленному тарифу на условиях типового договора.
Суд посчитал, что функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает образование отходов.
Суд отклонил возражения должника относительно способа коммерческого учета отходов, отметив отсутствие доказательств включения площадки, указанной должником в качестве места накопления ТКО в Территориальную схему по обращению с ТКО в спорный период, и до указанного момента, как посчитал суд, Общество могло использовать любую иную площадку для накопления отходов, принадлежащую иному лицу, которую обслуживало АО "НЭО". Легализация отходов 1-4 классов опасности не имеет отношения к обращению ТКО, которые образуются в результате жизнедеятельности гражданина, и региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от места деятельности должника контейнерных площадок (мест накопления ТКО), так как в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание таких площадок.
Как посчитал суд, в этих обстоятельствах факт складирования Обществом отходов в свой контейнер не имеет правового значения, поскольку отходы вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок.
Расчет стоимости оказанных услуг проверен судом и признан правильным.
На определение подана апелляционная жалоба Обществом, которое просит отменить определение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в заявке о заключении договора на вывоз ТКО от 25.04.2022 воспользовалось правом на определение фактического объема вывозимых ТКО по мере накопления, а ООО "НЭО", не приняв во внимание содержание заявки, направило Обществу для подписания типовой проект договора с условием о расчете объема подлежащих вывозу ТКО исходя из общей площади объекта. В связи с этим, как полагает Общество, договор на вывоз ТКО не может считаться заключенным.
Общество отмечает отсутствие в материалах дела доказательств объема услуг, фактически оказанных Обществу (выписки из маршрутных журналов, копии путевых листов).
На определение суда также подана апелляционная жалоба временным управляющим должника, которая просит отменить определение и отказать в удовлетворении заявления в полном размере.
Временный управляющий полагает, что, исходя из условий предпринимательской деятельности Общества, объем ТКО не мог составлять более 12 куб.м в месяц, что составляет за спорный период 46 545,408 руб. за который услуги в заявленном объеме кредитором не оказаны.
В отзывах на апелляционные жалобы, АО "НЭО" возражает против их удовлетворения, настаивая на том, что направил в адрес Общества типовой договор на обращение с ТКО по причине отсутствия заявки на заключение договора. По утверждению кредитора, заявка на обращение с ТКО поступила от общества 04.05.2022.
Как утверждает АО "НЭО", определение объема услуг исходя из количества и объема контейнеров в месте накопления в данном случае было невозможно, так как место накопления ТКО Общества не отвечало требованиям СанПиН.
К отзывам приложены дополнительные доказательства.
Решением от 23.12.2023 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утверждена Скородумова Л.В.
В судебном заседании представитель АО "НЭО" поддержал ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителя кредитора и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Апелляционный суд не усматривает оснований для приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку кредитор не обосновал уважительных причин непредставления их в суде первой инстанции при том, что доводы, которые приводят податели апелляционных жалоб аналогичны заявленным в суде первой инстанции возражениям относительно требования кредитора. Дополнительные доказательства возвращены подателю.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что имеются основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, АО "НЭО" предъявило Обществу плату за услуги по вывозу ТКО за период январь, февраль, март, апрель 2022 года из расчета 253,78633 куб.м по цене 969,70 руб. за куб.м с НДС.
Расчет платы произведен со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов; потребление рассчитано по нормативам накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга распоряжением от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории Санкт-Петербурга, с применением тарифа, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО "НЭО".
После спорного периода, Обществом была направлена в адрес АО "НЭО" заявка от 25.04.2022 N 25/04-01 на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО, в ответ на которую, 27.04.2022 АО "НЭО" направило в адрес Общества проект договора на обращение с ТКО с указанием на необходимость применения правил учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО по причине отсутствия индивидуальной контейнерной площадки.
Этим письмом АО "НЭО" отказало в верификации заявленных Обществом контейнеров, так как контейнеры объемом 0,24 куб.м., прикрепленные к контейнеру иного потребителя в качестве индивидуальных мест накопления ТКО не могут быть рассмотрены, в том числе в силу отсутствия технической возможности вывоза.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, датированный декабрем 2021 года, который приложен к заявлению кредитора, со стороны Общества не подписан, доказательств направления кредитором в адрес Общества проекта договора ранее апреля 2022 в материалах дела не имеется.
Счета на оплату услуг по обращению с ТКО начали выставляться АО "НЭО" в адрес Общества с 27.05.2022, то есть, за пределами спорного периода.
Обществу принадлежит на праве собственности сервисно-бытовой трехэтажный торговый комплекс, общей площадью 13904,4 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 14, корпус 2, литера А.
Утверждая об оказании Обществу услуг по обращению с ТКО, АО "НЭО" ссылалось на наделение его статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга на основании Соглашения от 02.09.2021, заключенного с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; в газете "Санкт-Петербургские Ведомости" от 09.12.2021 опубликована публичная оферта АО "НЭО" на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
В оферте указано, что региональный оператор приступает к выполнению обязанностей с 01.01.2022, с указанной даты ранее заключенные договоры по обращению с ТКО прекращают свое действие.
Как указано в пункте 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, оказание услуг региональным оператором на обращение с ТКО осуществляется в специально оборудованных местах накопления ТКО.
Как указано в статье 13.4 Закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно содержанию понятий, сформулированному в пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила), под вывозом твердых коммунальных отходов понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
При этом, под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Потребителем для целей правил выступает собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 5 Правил отражено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Действительно, по условиям пункта 8(1) Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
По общим правилам пункта 8(4) Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(5) Правил, заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В пункте 8(17) Правил указано, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8(18) Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пунктах 9, 10 Правил указано, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями, в том числе, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Согласно основным понятиям, предусмотренным в статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, объем ТКО, образующийся в деятельности юридического лица непосредственно зависит от участия в указанной деятельности физических лиц.
То есть, Общество могло быть признано потребителем услуг по обращению с ТКО при условии подтверждения участия в обеспечении его деятельности физических лиц, в ходе жизнедеятельности которых образуются ТКО, а услуги могли быть признаны оказанными при условии подтверждения вывоза ТКО Общества со специально оборудованного места их накопления.
Как следует из пояснений самого кредитора, в спорный период, вплоть до направления Обществом заявки в адрес АО "НЭО" подобная площадка для накопления отходов у Общества отсутствовала, к контейнеру, в котором Общество осуществляло накопление отходов, как отражено в ответе АО "НЭО" на заявку Общества, отсутствовала возможность подъезда, а, следовательно, и сбора отходов для их дальнейшего размещения.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не влечет безусловного обязательства потенциального потребителя по оплате этих услуг. Денежное обязательство возникает, в данном случае, на общих условиях статьи 779 ГК РФ, при условии фактического осуществления исполнителем деятельности по оказанию услуг.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что в спорный период АО "НЭО" услуги в пользу Общества по вывозу ТКО не оказывало. Косвенным подтверждением этого обстоятельства является и отсутствие со стороны кредитора счетов, выставленных в адрес Общества за спорный период.
Выводы суда о размещении Обществом принадлежащих ему ТКО в местах накопления отходов иных потребителей носят предположительный характер, не основаны на каких-либо сведениях об объемах ТКО, которые могли образоваться от деятельности Общества за указанный период.
Кроме того, в этом случае услуги по вывозу ТКО оплачены потребителями - владельцами соответствующих мест накопления ТКО и при наличии таких обстоятельств у Общества возникает обязательство перед ними по возмещению неосновательного обогащения, а не по оплате услуг АО "НЕО".
Доводы подателя жалобы относительно согласования с региональным оператором порядка расчета объема ТКО в данном случае не имеют значения, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению применительно к периоду фактического оказания услуг АО "НЕО", то есть, после организации соответствующей нормативным требованиям площадки накопления ТКО Общества. Как указано выше, в спорном периоде такой площадки не имелось.
При отсутствии фактически оказанных услуг у Общества не возникло обязательства по их оплате.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в пункте 43 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Оснований для вывода об обоснованности требований кредитора не было.
Определение суда следует отменить и в признании заявленных требований обоснованными отказать. Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 по делу N А56-122310/2022/тр.2 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сереброва |
Судьи |
Е.В. Бударина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-122310/2022
Должник: ООО "ТЕХНОПРОЕКТ"
Кредитор: АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ГАЗБАНК"
Третье лицо: Пильганский Махаил Владимирович, Скородумова Людмила Вячеславовна, АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР", вр/у Скородумова Людмила Вячеславовна, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ", ООО "Гудвилл", ООО "Энергия", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ВОЗРОЖДЕНИЕ", Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, УФСПП по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1138/2024
10.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42960/2023
01.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42951/2023
21.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42955/2023
20.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-122310/2022
12.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32259/2023