г. Пермь |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А60-36433/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.
судей Васевой Е.Е., Даниловой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СМУ-04"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 октября 2019 года
принятое судьей Биндер А.Г.,
в рамках дела N А60-36433/2019
по заявлению ООО "СМУ-04" (ИНН 78413002394)
к ИФНС России по Верх - Исетскому району г. Екатеринбурга, УФНС России по Свердловской области
об отказе в признании недействительным решения налогового органа,
третье лицо: ООО "Система",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-04" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о государственной регистрации смены адреса места нахождения общества с ограниченной ответственностью "Система" (ОГРН 1117847206454) за ГРН 6186658911895 от 25.10.2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СМУ-04" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "СМУ-4", признать решение Инспекции ФНС России по верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, оставленное без изменения Управлением ФНС России по Свердловской области, о государственной регистрации смены адреса места нахождения ООО "Система" недействительным.
В апелляционной жалобе ссылаясь на положения п. 4.2, п. 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, а также указав на то, что государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, официальным источником сведений о юридическом лице, настаивает на том, что сама по себе подача в регистрирующий орган пакета документов (Р13001) не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны. Настаивает на том, что Инспекция и Управление были проинформированы о попытке должника осуществить государственную регистрацию изменения адреса места нахождения должника, указав на то, что решением Управления N13-06/20011@ от 31.05.2017 было отменено решение инспекции N 11970А от 07.04.2017 о гос. регистрации изменения адреса места нахождения должника. Указывает, что в качестве нового адреса был указан адрес: 623400, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, д. 5А. заявитель, обжалуя данное решение, в частности указывал, что на направленные по указанному адресу телеграммы были получены ответы почта России о том, что по адресу, который был указан в ЕГРЮЛ, такой организации нет. Кроме того, заявитель считает доказанным факт того, что должник на протяжении 2017-2018 гг. предпринимались меры по внесению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об изменении своего места нахождения без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Ссылаясь на решение Арбитражного суда горда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2018 о взыскании с ООО "Система" в пользу ООО "СМУ-04" 21 377 041 руб. 27 коп. задолженности и 135 185 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а также указав на то, что в отношении должника имеется множество судебных решений, вступивших в законную силу, по которым в совокупности задолженность должника перед дольщиками составила более 49 миллионом рублей; 15 решений налоговых органов, находящихся на территории Санкт-Петербурга о приостановке расчетных операций по счетам налогоплательщиков, настывает на том, что попытки внесения изменений в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения должника осуществляются с целью осложнения реализации множеством кредиторов должника своих прав требований к нему; создания препятствий для исполнения судебных решений, вынесенных против должника. Кроме того, ссылаясь на то, что решение регистрирующего органа может быть обжаловано в суд только после обязательного обжалования в вышестоящий регистрирующий орган, а также указав на то, что решение об отказе в удовлетворении жалобы на решение территориального регистрирующего органа было принято 20.03.2019, а заявление о в Арбитражный суд Свердловской области о признании недействительным решения регистрирующего органа было направлено 20.06.2019 - в день истечения срока на обращение в суд, считает, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ следует признать соблюденным. Также считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании из Управления ФНС по Свердловской области - материалов дела по решению по жалобе N13-06/09136 от 20.03.2019; из Инспекции по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга - информацию о заблокированных счетах ООО "Система" с указанием основаниям блокировки счета, суммы задолженности по налогу, пени, виду налога, сумм блокировки с учетом пени, дату блокировки; из управления ФССП по Санкт-Петербургу информацию о возбужденных или возбуждаемых за период с 01.01.2016 года исполнительных производствах в отношении должника, ООО "Система". Ссылаясь на положения статьи 10 ГК РФ указывает на то, что должник, предпринимал меры по изменению адреса места нахождения на г. Екатеринбург, регистрацию таких изменений в ЕГРЮЛ, действуя в обход закона с противоправной целью.
До начала судебного заседания от ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и Управления ФНС по Свердловской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых инспекция и управление просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и Управления ФНС по Свердловской области просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Заявления судом рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворены на основании статьи 156 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 25.10.2018 было принято решение о государственной регистрациии изменений, внесенных в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Система" (ОГРН 1117847206454, ИНН 7810828645), связанные с изменением места нахождения, на основании заявления (Р13001) внесена запись за ГРН 6186658911985. Должник изменил регион своего места нахождения с города Санкт-Петербург на город Екатеринбург.
Указав на отсутствие признаков хозяйственной деятельности юридического лица, полагая что решение о смене адреса регистрации юридического лица является незаконным, ООО "СМУ-04" обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 20.03.2019 N 13-06/09136 жалоба ООО "СМУ-04" от 22.01.2019 на оспариваемое решение регистрирующего орган оставлена без удовлетворения.
Общество, считая решение инспекции об отказе в государственной регистрации незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства; заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Система" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.2011. Руководителем и единственным участником ООО "Система" является Выгнанский И.И.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с Законом N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Пунктом 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пп. "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п. 1, п. 2 ст. 8 Закона N 129 - ФЗ).
В соответствии с пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
- изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;
- документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является заявительным.
Таким образом, заявитель для государственной регистрации обязан представлять соответствующие требованиям действующего законодательства документы.
Законодателем установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, данный перечень не подлежит расширенному толкованию. При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующий орган обязан принять решение о государственной регистрации юридического лица и внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) соответствующую запись в установленный статьей 8 Закона N 129-ФЗ срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из содержания регистрационного дела ООО "Система", выписка из которого приложена к отзыву в ИФНС РФ по Верх-Исетскому району, 18.09.2018 путем непосредственного обращения в регистрирующий орган представлен комплект документов (вх.N 52901А) в отношении ООО "Система" (ОГРН 1117847206454 ИНН 7810828645).
Указанный комплект документов представлен в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, в частности представлено: заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - заявление по форме NР13001); решение единственного участника ООО "Система" от 17.09.2018 N03/2018; устав ООО "Система" в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
Заявителем при подаче комплекта документов (вх. N 52901 А) являлся Выгнанский Иван Иосифович - руководитель постоянно действующего исполнительного органа ООО "Система". Подлинность подписи заявителя нотариально засвидетельствована, полномочия проверены (в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
На основании представленных документов изменения вносятся в сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Заявителем в качестве места нахождения юридического лица указан адрес: 620076, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 141 Б, кв. 92.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Согласно абз.4 п.4.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ в решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
В связи с возникновением у регистрирующего органа сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, инспекцией 25.09.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации. Заявителю в срок до 15.10.2018 предложено представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В рамках проведенных регистрирующим органом мероприятий допрошен руководитель ООО "Система" Выгнанский И.И., который подтвердил ведение финансово-хозяйственной деятельности в данной организации и факт принятия решения об изменении адреса (места нахождения) ООО "Система".
Принимая во внимание, что комплект документов (вх. N 52901 А) соответствовал положениям пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов и проведенных мероприятий, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, у инспекции отсутствовали, в связи с чем в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом 25.10.2018 было принято решение о государственной регистрации N 52901 А; в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН 6186658911895); решением УФНС по Свердловской области N13-06/09136 от 20.03.2019 в удовлетворении жалобы ООО "СМУ-04" на принятое решение отказано.
При этом судом первой инстанции был рассмотрен и правомерно отклонен довод заявителя о том, что целью смены адреса является создание искусственной подсудности, поскольку в рассматриваемом деле подсудность определяется согласно месту нахождения государственного органа, решение которого оспаривается.
Доводы заявителя о том, что регистрирующий орган не мог принять оспариваемое решение о государственной регистрации, поскольку ООО "Система" не представлен документ, подтверждающий наличие у общества права пользования помещением по адресу: 620076, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 141 Б, кв. 92, а также согласие собственника указанного помещения (Выгнанской Ксении Ивановны) на такую регистрацию правомерно не принят судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Вместе с тем, положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В рассматриваемом случае, указанный в заявлении по форме N Р13001 новый адрес ООО "Система" является адресом места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемой ситуации оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства и, кроме того, заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов. Смена адреса должником ООО "Система" сама по себе не препятствует исполнению судебного решения о взыскании задолженности в пользу заявителя.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для оспаривания решения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При этом, судом первой инстанции правоверно не принят довод заявителя относительно того, что трехмесячный срок следует исчислять с момента принятия УФНС решения по жалобе, поскольку обязательное обжалование в административном порядке решений о государственной регистрации (в отличие от решений об отказе в такой регистрации), законодательством не предусмотрено.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного судебного акта обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2019 года по делу N А60-36433/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36433/2019
Истец: ООО "СМУ-04"
Третье лицо: ООО "СИСТЕМА", Зам.начальника ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ