12 февраля 2020 г. |
Дело N А43-52318/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.11.2019 по делу N А43-52318/2018,
принятое по заявлению Департамента лесного хозяйства Нижегородской области о признании незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 26.09.2018 N 6185275113655 об исключении закрытого акционерного общества "Сосновский лес", об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области исключить данные сведения из реестра,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Пынкова Андрея Владимировича.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Казаков П.С. по доверенности от 10.01.2019 N 1 сроком действия 3 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области и Пынков Андрей Владимирович, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Сосновский лес" (далее - Общество) было зарегистрировано в качестве юридического лица 14.03.2006 и состояло на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области (далее - МРИ ФНС N 7 по НО) установлено наличие у Общества признаков недействующего юридического лица, а именно:
- непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, о чем составлена справка от 05.04.2018 N 2520-0,
- отсутствие движения по банковским счетам, о чем составлена справка от 05.04.2018 N 2520-С, согласно которой последняя дата операции по расчетному счету N 40702810342360101210 более 12 месяцев назад.
Согласно справке от 05.04.2018 N 2520-0 последняя дата представления отчетности Общества - 07.10.2016.
Указанные справки поступили в Инспекцию, в связи с чем 04.06.2018 регистрирующий орган принял решение N 4425 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (Общества) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 22(687) от 06.06.2018/4131. В указанной публикации отражены сведения о порядке и сроках направления заявлений, а именно о том, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
В данной публикации указан адрес регистрирующего органа, на который следовало направить свои возражения: 603005, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 20.
Соответствующая информация также размещена в сети Интернет на сайте www.vestnikgosreg.ru и на официальном сайте ФНС России -www.nalog.ru (Электронные сервисы - Риски бизнеса: проверь себя и контрагента; сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ).
Регистрирующим органом 03.09.2018 в МРИ ФНС N 7 по НО направлен запрос N 07-10/019880@ о представлении информации о наличии (отсутствии) задолженности, о представлении (не представлении) отчетности, а также о введении (отсутствии) процедуры банкротства (наблюдения) в отношении списка недействующих юридических лиц, по которым истек трехмесячный срок с момента опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" Решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Согласно информации, представленной МРИ ФНС N 7 по НО (исх. N 10-04/008060@ от 06.09.2018), Обществом не представлялась отчетность в течение последних 12 месяцев, отсутствует движение денежных средств по расчетным счетам, а также по данному юридическому лицу числится задолженность, подлежащая списанию в порядке, предусмотренном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); процедура банкротства не вводилась.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), заявления от Общества, его кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, в уполномоченный регистрирующий орган, указанный в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 22(687) от 06.06.2018/4131, не поступили.
Инспекция 26.09.2018 внесла запись за номером 6185275113655 об исключении Общества из ЕГРЮЛ как лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Полагая, что действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ не соответствует действующему законодательству, а также нарушают его права и охраняемые законом интересы Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным внесение Инспекцией в ЕГРЮЛ записи от 26.09.2018 N 6185275113655 об исключении Общества, об обязании Инспекции исключить данные сведения из реестра.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Пынков Андрей Владимирович (далее - Пынков А.В.).
Решением от 20.11.2019 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленного требования отказал.
Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, из положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не вытекает то, что непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Департамент поясняет, что принятие регистрирующим органом в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ и действия по исключению Общества из ЕГРЮЛ, при наличии неисполненных судебных актов Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-34936/2016, А43-27342/2015, нарушает право Департамента на своевременную и эффективную защиту, поскольку создает правовую неопределенность в отношении лица, обязанного отвечать на основании вступивших в законную силу судебных актов.
Департамент обращает внимание на то, что он возражал относительно предстоящего исключения Общества из ЕГРЮЛ, обращался в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району по г. НижнегоНовгороду (далее - ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода) с возражением, несмотря на это процедура по исключению Общества была завершена.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Пынков А.В. отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции и Пынкова А.В.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 названного Федерального закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признаётся фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 данной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
Таким образом, исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность по решению регистрирующего (налогового) органа.
Действующим законодательством определены исчерпывающие основания и условия для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и решения об исключении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что наличие сведений об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам юридического лица, о непредставлении отчетности в течение последних 12 месяцев, а также непоступление в регистрирующий орган в трехмесячный срок заявлений заинтересованных лиц в совокупности являются необходимым и достаточным условием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.
Исследовав материалы дела в совокупности, суд первой инстанции иришел к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила Общество из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
В рассматриваемом случае имевшиеся у Инспекции сведения об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам Общества в течение последних 12 месяцев, а также о непредставлении Обществом предусмотренной действующим законодательством отчетности с 2016 года, указывали на отсутствие признаков хозяйственной жизни юридического лица.
Доказательств фактического осуществления Обществом деятельности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, в материалы дела не представлено.
По сведениям Инспекции имущество и транспортные средства у Общества отсутствуют.
Учитывая непоступление в уполномоченный регистрирующий орган, указанный в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 22(687) от 06.06.2018/4131, в трехмесячный срок с момента публикации сообщения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявлений заинтересованных лиц Инспекция обоснованно исключила Общество из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
При этом суд верно отметил, что при исполнении регистрирующим органом обязанности по размещению в публичном доступе сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при непредъявлении в течение установленного законом срока претензий к такому юридическому лицу со стороны третьих лиц действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по выявлению наличия у недействующей организации кредиторской задолженности.
Наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о которых в установленном порядке не заявлено кредиторами, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
При этом у Департамента при должной степени осмотрительности имелась возможность своевременного обращения в уполномоченный регистрирующий орган с заявлением о нарушении прав предстоящим исключением. Однако, указанной возможностью Департамент не воспользовался. Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших своевременному обращению в уполномоченный регистрирующий орган в связи с предстоящим исключением Общества из ЕГРЮЛ, Департамент в материалы дела не представил.
Доводы Департамента о том, что в период с момента принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении Общества 04.06.2018 и до исключения общества из ЕГРЮЛ 26.09.2018, Обществом в государственный реестр вносились изменения, что, по мнению Департамента, подтверждает осуществление данным юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении Общества, последние изменения в ЕГРЮЛ внесены Обществом 09.04.2015 (Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов, по форме Р14001).
В период с 03.04.2017 по 14.04.2018 и с 29.06.2018 по 20.09.2018 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены лишь сведения об изменении паспортных данных физических лиц на основании сведений, представленных органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, сведения в ЕГРЮЛ не изменялись Обществом с 09.04.2015, то есть более трех лет.
Ссылка Департамента на наличие у Общества задолженности, подтвержденной судебными актами по делам N А43-34936/2016, N А43-27342/2015, не свидетельствует об осуществлении деятельности Обществом в течение последних 12 месяцев, предшествующих исключению, так как Общество при рассмотрении дела N А43-34936/2016 участие не принимало, дела рассмотрены в отсутствие Общества, о чем указано в судебных актах, а дело N А43-27342/2015 рассмотрено 15.02.2016, то есть за 2 года до исключения Общества из ЕГРЮЛ.
Довод Департамента на его обращение в ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода с возражением относительно предстоящего исключения Общества из ЕГРЮЛ, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку Департамент направил свое заявление не в регистрирующий орган, а именно в ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (в налоговый орган по месту своего учета), которая своим ответом от 25.09.2018 разъяснила Департаменту его право на обращение с возражениями в надлежащий регистрирующий орган.
Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ определен специальный порядок направления возражений, препятствующих исключению из ЕГРЮЛ юридического лица, в отношении которого регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении. На основании указанного пункта заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражение почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.
Кроме того, решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ принято регистрирующим органом 04.06.2018, а обращение Департамента поступило в ИФНС России по Нижегородскому району 25.09.2018, то есть в любом случае за пределами трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и извещением для направления возражений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Всем доводам Департамента судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.11.2019 по делу N А43-52318/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-52318/2018
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Ответчик: Межрайонная ИФНС N15 по Нижегородской области
Третье лицо: Пынков Андрей Владимирович