г. Пермь |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А50-12672/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя акционерного общества "Соликамскбумпром" (ОГРН 1025901975802, ИНН 5919470121) - Овчинников А. А. - представитель по доверенности от 31.01.2020, паспорт; Гущина О.А. - представитель по доверенности от 31.01.2020, временное удостоверение; Сосин И.Е. - представитель по доверенности от 31.01.2020, паспорт; Ступникова Н.С. - представитель по доверенности от 31.01.2020, паспорт; Касимова Е.Н. - представитель по доверенности от 31.01.2020, паспорт; Писоцкий В.А. - представитель по доверенности от 31.01.2020, паспорт; Воложанин П.В. - представитель по доверенности от 20.01.2020, диплом, паспорт; Яшин Д. А. - представитель по доверенности от 31.01.2020, паспорт;
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Пермскому краю (ИНН 5902292449, ОГРН 1045900322027) - Демченко Ю.Б. - представитель по доверенности от 25.12.2019, служебное удостоверение; Шардакова А.О. - представитель по доверенности от 25.12.2019, диплом, паспорт;
от третьего лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11по Пермскому краю (ОГРН 1045901758022, ИНН 5919001391) - Демченко Ю.Б. - представитель по доверенности от 27.12.2019, служебное удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 декабря 2019 года
по делу N А50-12672/2018, принятое судьей Мещеряковой Т.И.
по заявлению по заявлению акционерного общества "Соликамскбумпром" (ОГРН 1025901975802, ИНН 5919470121)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Пермскому краю (ИНН 5902292449, ОГРН 1045900322027)
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11
по Пермскому краю (ОГРН 1045901758022, ИНН 5919001391),
о признании недействительным решения от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в
части,
установил:
Акционерное общество "Соликамскбумпром" (далее - заявитель, налогоплательщик, АО "Соликамскбумпром") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю о признании недействительными решения от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год, налога на имущество организаций за 2013 - 2015 года, соответствующих пени и штрафов (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).
В порядке ст. 124 АПК РФ в связи с сообщением заинтересованного лица, в с соответствии с приказом ФНС России от 01.03.2019 N ММВ-7-4/104 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю" Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю переименована в Межрайонную ИФНС России N 20 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления пени и привлечения к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2013 год, доначисления налога на имущество организаций за 2013 - 2015 года (за исключением магистрального паропровода), соответствующих пени и штрафов, как не соответствующее законодательству о налогах и сборах. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2019 решение Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 отменены в части признания недействительным решения Инспекции от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2013-2015 годы, начисления соответствующих сумм пени, штрафов, в остальной части решение и постановление оставлены без изменения.
Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции приняты уточнения заявленных требований на основании ст. 49 АПК РФ в части исключения из предмета спора магистрального паропровода технологической линии ТММ с врезкой в паропровод б/м13 (инвентарный номер 2060). Решение Инспекции в части доначисления налога на имущество оспаривается Обществом в отношении 90 объектов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 декабря 2019 года признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления налога на имущество организаций за 2013-2015 года (за исключением магистрального паропровода технологической линии ТММ с врезкой в паропровод б/м13 (инвентарный номер 2060), соответствующих сумм пени и штрафа. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает на необоснованное применение заявителем пониженной налоговой ставки по налогу на имущество. Настаивают на том, что спорные объекты основных средств используются обществом только для собственных нужд и не входят в единую национальную сеть. Общество не генерирует электроэнергию, не распределяет и не передает электроэнергию другим хозяйствующим субъектам, а является конечным потребителем электроэнергии, что свидетельствует о неправомерном применении пониженной налоговой ставки по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ. Оснований для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности и начисления пени Инспекция не усматривает, поскольку в спорных ситуациях необходимо руководствоваться, прежде всего, законодательством о налогах и сборах. Кроме того, письма Минфина России, на которые ссылается налогоплательщик, носят рекомендательный, информационно-разъяснительный характер, и не препятствует заявителю руководствоваться законодательством о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки в данных письмах. Полагают, что Постановление КС РФ N 19-П к настоящему спору неприменимо. Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Пермскому краю поддержала позицию налогового органа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 02.08.2017 N 12-10/5/2278.
По итогам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято решение от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен, в том числе, налог на имущество организаций за 2013-2015 годы в сумме 4096673 руб., начислены пени в размере 815953,4 руб. и применен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 145 631 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 22.01.2018 N 18-18/596 решение Инспекции в части доначисления налога на имущество организаций за 2013-2015 годы, начисления соответствующих сумм пени и штрафа оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение инспекции в соответствующей части нарушают права и законные интересы налогоплательщика, Общество с соблюдением требований, установленных п. 2 ст. 138 НК РФ, а также ч. 4 ст. 198 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу о том, что электросетевое хозяйство Общества непосредственно участвует в передаче электроэнергии третьим лицам и перечень имущества, входящего в состав этого хозяйства, отвечает определению линий электропередачи и соответствующих им сооружениям, при этом, факт отсутствия у налогоплательщика статуса сетевой организации, а также утвержденного тарифа на передачу электрической энергии, не является определяющим в целях использования пониженной налоговой ставки по налогу, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности отнесения налогоплательщика к субъектам электроэнергетики в смысле, придаваемом этому понятию нормативными правовыми актами об электроэнергетике, в силу чего, обложение налогом на имущество спорных объектов, принадлежащих Обществу, должно производиться по той же ставке, что и имущество сетевой организации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из заявленных требований следует, что обществом оспаривается решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю от 25.09.2017 N 12-10/4/2907 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2013-2015 года (за исключением магистрального паропровода технологической линии ТММ с врезкой в паропровод б/м13 (инвентарный номер 2060), соответствующих сумм пени и штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса (пункт 1 статьи 373 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
В силу пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 3 статьи 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
По мнению налогового органа, содержащегося в обжалуемом решении, ОА "Соликамскбумпром" неправомерно применяло льготу по п. 3 ст. 380 НК РФ, поскольку данной льготой могут воспользоваться только организации, которые осуществляют экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Доводы налогового органа о том, что правом на льготу обладает только налогоплательщик, являющийся сетевой организацией, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, в частности положений ст. 380 НК РФ.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы.
Именно соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей и позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам - осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет (постановления от 06.06.2019 N 22-П, от 21.12.2018 N 47-П, от 23.05.2013 N 11-П, от 01.07.2015 N 19-ГГ).
Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Поэтому Налоговый кодекс предписывает, что необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3).
Анализируя указанные выше нормы права (положения ст. ст.373, 374, 380 НК РФ), суд апелляционной инстанции не установил в качестве обязательного условия права на льготу наличие статуса сетевой организации.
Следовательно, решение налогового органа необоснованно сужает буквальное прочтение норм ст. 373, 374, пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ, вводя дополнительный критерий права на льготу по имуществу, который не обозначен законодателем в Налоговом кодексе РФ - наличие у налогоплательщика статуса сетевой организации.
Диспозиция нормы пункта 3 статьи 380 НК РФ сформулирована в соответствии с гражданско-правовой классификацией вещей на главные и их принадлежности. В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень).
В Перечне N 504 указан код Общероссийского классификатора основных фондов (далее - ОКОФ) и наименование имущественного объекта, который содержит графу "Примечание", имеющую краткую характеристику имущественных объектов.
При этом, ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения, соответственно, само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на применение пониженной налоговой ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной
из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ;
2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством
Российской Федерации;
3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства
Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) - электроэнергетика отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Из смысла статей 3 и 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, к которым относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац 11 статьи 3 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 (далее - ГОСТ 19431-84), энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, исходя из указанных выше норм, к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Между тем пунктом 1 статьи 5 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закона об электроэнергетике единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 4 Правил N 861).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей государственному ценовому регулированию.
Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
С учетом изложенного, спорная налоговая льгота по налогу на имущество в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, исходя из экономико-правового значения и целевой направленности, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, транспортировки энергии и входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Суд кассационной инстанции, рассматривая настоящий спор, указал на необходимость исследования того, относится ли данный налогоплательщик к субъектам электроэнергетики в смысле, придаваемом этому понятию нормативными правовыми актами об электроэнергетике, обладало ли данное юридическое лицо статусом профессионального участника экономических отношений в указанной сфере.
В силу части 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении спора пришел к выводу о том, что электросетевое хозяйство, принадлежащее Обществу, входит в Единую энергетическую систему России, участвует в передаче электрической энергии, в том числе, обеспечивая возможность осуществления деятельности сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Апелляционная коллегия считает, что данный вывод суда первой инстанции является правильным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества является производство бумаги и картона (код ОКВЭД 17.12). Общество также осуществляет другие виды деятельности, в том числе производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, включая выработанную солнечными, ветровыми, геотермальными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению их работоспособности (код ОКВЭД 35.11.4).
В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.04.1998 N 17/4 "Об утверждении перечня хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Пермской области, подлежащих включению в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу 1 "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии", в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" Общество включено в соответствующий Перечень (приложение N 1) с регистрационным номером 1.1042.
В 2013-2015 годах Общество применило пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организаций, установленные пунктом 3 статьи 380 НК РФ, в отношении спорных 90 объектов основных средств, которые числятся у заявителя на балансе, в том числе: трансформаторы, установки бесперебойного электроснабжения, кабельные линии, воздушные линии, кабельные сети, коммуникационная аппаратура, распределительные установки, разъединители, шкафы распределительные, распределительные подстанции, подстанции, ячейки, БКРУ для расширения информационно-измерительных систем, здания ГПП (подстанций, ГРП) (л.д. 179-188 том 8).
Указанные объекты находятся в собственности Общества, учитываются на балансе Общества, имеются инвентарные карточки, технические паспорта, рабочая документация, сертификаты соответствия, свидетельства о государственной регистрации права и т.д.
Для идентификации принадлежности основных средств к перечню имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 Обществом применены коды ОКОФ.
Заявителем в подтверждение того, что объекты электросетевого хозяйства Общества относятся к объектам, входящим в Единую энергетическую систему России представлено Соглашение от 03.07.2013 N 30713 о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования ЕЭС России, заключенное с ОАО "СО ЕЭС" (системный оператор).
Предметом данного соглашения является обеспечение надежности функционирования ЕЭС России и технологическое взаимодействие при выполнении системным оператором функций оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в том числе управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов по производству электрической энергии (л.д. 68-81 т. 1).
Также данный факт подтвержден письмом ПАО "Пермэнергосбыт" от 30.08.2018 N 204-214/1, в котором указано на присоединение сетевого оборудования Общества к ЕЭС России, вхождение в нее и то обстоятельство, что данное оборудование является неотъемлемой частью данной системы.
Кроме того, в письме Российского энергетического агентства от 27.08.2018 N 2-94, указано, на то, что технологическое присоединение электрических сетей Общества к электрическим сетям ПАО "МРСК - Урала" - "Пермэнерго" позволяет осуществлять передачу электроэнергии потребителям (третьим лицам).
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается то обстоятельство, что спорное имущество использовалось Обществом не только для собственных производственных (хозяйственных) нужд, но и для передачи электрической энергии третьим лицам.
В рамках проведения налоговой проверки Инспекцией установлено, что Общество в проверяемом периоде производило выработку электроэнергии на полученном от общества с ограниченной ответственностью "Соликамская ТЭЦ" (далее - общество "Соликамская ТЭЦ") во временное владение и пользование (в аренду) оборудовании для собственных хозяйственных целей налогоплательщика, а также приобретало электроэнергию у энергоснабжающих организаций: публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания" (далее - общество "Пермская энергосбытовая компания"), общество с ограниченной ответственностью "Евро-азиатская сбытовая компания" (далее - общество "Евро-азиатская сбытовая компания").
При этом услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) сети Обществу оказывала территориальная сетевая организация - общество с ограниченной ответственностью "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС").
Из материалов дела судом первой инстанции верно установлено, что к системе электроснабжения Общества подключены общество с ограниченной ответственностью "Водоканал", "Соликамский лесозаготовительный комбинат" (далее - ООО "СЛЗК"), общество с ограниченной ответственностью "Соликамскавто" (далее - ООО "Соликамскавто") и другие лица.
Указанное обстоятельство подтверждается Актами электропотребления, подписанными Обществом и ОАО "Пермэнергосбыт" за 2013-2015 г.г. с указанием объема электроэнергии при участии энергетического имущества Общества, Схемой электроснабжения с указанием точек подключения.
ООО "СЛЗК" в ответ на запрос Инспекции предоставило следующую информацию: в 2013-2015 действовал договор электроснабжения N 151 18.10.2012, заключенный между ООО "СЛЗК" и заявителем, согласно которому в адрес ООО "СЛЗК" ежедневно передавалась электроэнергия по электрическим сетям, принадлежащим Обществу.
Факт присоединения к сетям заявителя подтвержден актами разграничения балансовой принадлежности; объем электроэнергии, переданной транзитом по сетям Общества в адрес ООО "СЛЗК" отражен в актах потребления ОАО "Пермэнергосбыт"; в течение 2013-2015 Общество не допускало случаев прерывания поставок электроэнергии, в том числе и при возникновении аварийных ситуаций на принадлежащих ему сетях (л.д. 156, т. 9).
Аналогичный ответ по запросу Инспекции предоставлен ООО "Соликамскавто" (л.д. 160 том 9).
Кроме того, факт передачи Обществом электроэнергии третьим лицам с использованием своего энергетического оборудования подтвержден актами электропотребления, подписанными заявителем и ОАО "Пермэнергосбыт" за 2013-2015, в которых указаны третьи лица, получавшие электроэнергию в течение проверяемого периода в процессе транзита (перетока) по сетям налогоплательщика (ООО "Водоканал", ООО "СЛЗК", ОАО "Транспорт", ГКЭС, КЛ "Боровица", ЛЭП "Боровск", ЛЭП "КА СИБ", ОАО "МРСК Урала", ООО "Соликамская ТЭЦ"), и тот объем электроэнергии, который ему был передан энергосбытовой компанией при участии энергетического имущества налогоплательщика (л.д. 1-33, т. 3, 30-155, т. 7, 1-96, т. 8).
Подключение к сетям Общества указанных выше третьих лиц подтверждается подробной схемой электроснабжения, на которой отмечен каждый объект налогоплательщика и на которой видны точки подключения сетей ПАО "Пермэнергосбыт" к сетям налогоплательщика и точки подключения третьих лиц к сетям налогоплательщика (т. 2).
Факт того, что в спорный период осуществлялась передача электрической энергии в Северную часть города Соликамска при аварийных ситуациях, подтверждается графиками перетока электрической энергии, журналом диспетчерской службы, перепиской с энергоснабжающими организациями (письма ОАО "Пермэнергосбыт" от 04.12.2018 N 121-3042, ОАО "МРСК Урала" от 15.09.2015 N ПЭ/01/18/5302), ответом Администрации г. Соликамска (л.д. 108-151 том 1, 1-21 том 2).
Администрация г. Соликамска в письме от 17.08.2018 N СЭД-153-026-02-086-529 указала, что электроснабжение городских объектов осуществляется через линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие на праве собственности Обществу.
Также из указанного письма следует, что в период 2013-2015 при аварийных ситуациях на линиях электропередач в г. Соликамске, при которых происходило снижение нагрузки на сетях энергоснабжаюших организаций, энергоснабжение потребителей Соликамского городского округа осуществлялось непосредственно с генерирующего оборудования ООО "Соликамская ТЭЦ" за счет увеличения нагрузок на электрические сети, принадлежащее на праве собственности Обществу.
Письмом Пермского филиала ФГБУ "РЭА" Минэнерго России от 27.08.2018 N 2-94 также подтвержден факт того, что технологическое присоединение электрических сетей Общества к электрическим сетям ПАО "МРСК-"Пермэнерго" по линиям ВЛ111кВ Бумажная-1, ВЛ 110 кВ Бумажная - 2. ВЛ110КВ Соликамск-ТЭЦ12 в условиях чрезвычайных ситуаций (внештатных ситуациях) позволяет осуществлять передачу электроэнергии по линиям электропередач Общества, имеющим соответствующее технологическое присоединение потребителям (третьим лицам).
Факт передачи Обществом электроэнергии при возникновении аварии зафиксирован в представленных в материалы дела Графиках перетока и Журналах диспетчерской службы.
Оценка соответствующей информации, указанной в Графиках была дана независимыми специалистами, чьи заключения представлены Обществом в материалы дела - Овсейчук В.А. и Петроченковым А.Б., которые подтвердили тот факт, что принадлежащие Обществу линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, фактически используются для передачи электрической энергии, в том числе вырабатываемой на арендуемом у ООО "Соликамская ТЭЦ" оборудовании, сторонним потребителям.
Также судом исследованы объекты налогообложения с учетом их технических характеристик и участия их в процессе передачи электрической энергии.
Линии электропередачи налогоплательщика полностью соответствуют определению этим линиям, поскольку эти линии выходят за пределы электростанции и передают электроэнергию на расстояние - третьим лицам к ним присоединённым, как при транзите (перетоке), так и при возникновении аварийных ситуаций;
Передача электроэнергии по этим линиям для признания их линиями электропередачи, должна происходить по объектам электросетевого хозяйства, входящим в Единую энергетическую систему России, принадлежащим лицам (абзац 3,4,5,6 ст. 3 Закона N 35-ФЗ), к числу которых относится и Налогоплательщик.
Линии электропередачи налогоплательщика, как объекты электросетевого хозяйства входящего в Единую энергетическую систему России и используемые в интересах территориальной сетевой организацией, могут не относиться к единой национальной электрической сети (абзац 10 ст.3 Закона N 35-ФЗ) и могут не принадлежать лицам, оказывающим платные услуги по передаче электроэнергии (п.5 и п.6 Правил недискриминационного доступа);
В материалы дела по спорным объектам представлены свидетельства, технические паспорта, техническая документация на указанные объекты (тома 3-6).
Сводные сведения в отношении спорных основных средств отражены в таблице N 2, в которой содержится описание объекта, с учетом его функционального назначения, а также описание его использования для передачи электрической энергии (л.д. 109-126 том 2).
В материалы дела представлены схемы электрических сетей Общества (л.д. 69 том 2, л.д. 100 том 9), акты разграничения балансовой ответственности (л.д. 101-107 том 1, л.д. 70-108 том 2).
Анализ сводных сведений в отношении спорных основных средств отраженных в таблице N 2, в которой содержится описание объекта, с учетом его функционального назначения, и описание его использования для передачи электрической энергии, а также технических паспортов, технической документации на указанные объекты (л.д. 109-126 том 2, тома 3-6), показывает, что 19 объектов предназначены для передачи электрической энергии, 58 объектов - задействуются для передачи электрической энергии в аварийном режиме, 13 объектов - инженерные сооружения для размещения указанного электрооборудования.
При этом из заключения эксперта N 708/2018, полученного по итогам назначенной судом при первоначальном рассмотрении дела судебно-технической экспертизы (ответ на вопрос N 2), с учетом его пояснений данных в судебном заседании 21.12.2018, следует, что отделить спорное имущество Общества, которое использовалось для передачи электрической энергии только для нужд заявителя, не представляется возможным, поскольку является взаимозаменяемым с точки зрения обслуживания собственных нужд либо для передачи третьим лицам, что свидетельствует о его двойном назначении.
Основные средства, отраженные в льготном перечне налогоплательщика, могли использоваться (имели такую техническую возможность) для передачи электрической энергии иным лицам (потребителям), в том числе при возникновении аварийных ситуаций, а также в процессе перетока электроэнергии (ответ на вопрос N 3) (л.д. 4-97 том 9).
Довод апелляционной жалобы инспекции о том, что эксперт, подтвердив участие сетей налогоплательщика в передаче электроэнергии третьим лицам при транзите (перетоке), не подтвердил их участие в передаче при возникновении аварийных ситуаций - противоречит вышеприведённым выводам эксперта, содержащимся в указанном заключении.
Доводы эксперта об участии сетей налогоплательщика в передаче электроэнергии третьим лицам при транзите (перетоке) электроэнергии, когда осуществляется процесс ее передачи от ОАО "Пермэнергосбыт" в адрес названных в Актах электропотребления этой организации третьих лиц через электрические сети налогоплательщика и при авариях на внешних сетях, не принадлежащих налогоплательщику, основываются на актах электропотребления, оформленных ОАО "Пермэнергосбыт", в которых присутствует специальный раздел "Транзит" с указанием наименования каждого третьего лица, которому по сетям Налогоплательщика от ОАО "Пермэнергосбыт" передается электроэнергия, и указан объем этой электроэнергии.
Как видно из этих актов, транзитный объем электроэнергии налогоплательщику не принадлежит, и он его не оплачивает. Полученный от ОАО "Пермэнергосбыт" и указанный в актах транзитный объем электрической энергии передается по собственным сетям налогоплательщика дальше - третьим лицам, в рамках имеющихся у них договоров электроснабжения с ОАО "Пермэнергосбыт". И такая передача происходит систематически.
Отраженный в актах электропотребления факт прямого участия сетей Налогоплательщика в передаче электроэнергии третьим лицам - подтверждается подробной Схемой электроснабжения АО "Соликамскбумпром", на которой отражены эти третьи лица, места их присоединения к сетям налогоплательщика и участвующее в транзитной передаче и при передаче в аварийном режиме имущество налогоплательщика, а также письмами ООО "СЛЗК", ООО "Соликамскавто" и Администрации г. Соликамска.
Из анализа Схемы электроснабжения следует, что на данной схеме указан каждый спорный объект Общества с точками подключения сетей ПАО "Пермэнергосбыт" к сетям налогоплательщика и точки подключения третьих лиц к сетям налогоплательщика. Основные электрические подстанции общества имеют электрическое соединение как друг с другом, так и с энергосистемой Пермского края.
Судом обоснованно отклонены доводы инспекции относительно того, что объекты с инвентарными номерами 45, 4030, 27777, 28801, 28802, 29301 (аварийный режим) и 30397 (аварийный и нормальный режим) передают электроэнергию для объектов, используемых Обществом, а именно ДК Бумажник, здание гостиницы "Соликамскбумпром" и указанные объекты являются тупиковыми, исследованы судом и обоснованно отклонены.
Как следует из Схемы электроснабжения, указанные здания являются тупиковыми, однако соответствующие сети имеют электрическое соединение, взаимно влияют и дополняют друг друга, и участвуют в едином процессе передачи электрической энергии. Подробное описание того, как участвуют объекты с указанными инвентарными номерами в передаче электроэнергии дано в Информации, характеризующей участие каждого объекта, по которому применялись пониженные ставки налога, в передаче электроэнергии (таблица 2) (л.д. 109-126 т. 2).
Факт того, что электросетевое хозяйство Общества непосредственно участвует в передаче электроэнергии третьим лицам и перечень имущества, входящего в состав этого хозяйства, отвечает определению линий электропередачи и соответствующих им сооружениям, подтверждается представленными в материалы дела и поименованными выше актами электропотребления ОАО "Пермэнергосбыт", актами разграничения балансовой принадлежности, развернутой схемой электроснабжения Общества, графиками перетока и диспетчерскими журналами, заключением эксперта с учетом его опроса в судебном заседании, результаты которого зафиксированы в соответствующем протоколе.
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтвержден факт того, что спорное имущество предназначено и фактически использовалось не только для собственных производственных (хозяйственных) нужд, но и для передачи электрической энергии третьим лицам.
Соответствующие доводы налогового органа о том, что спорные объекты основных средств используются обществом только для собственных нужд и общество является конечным потребителем электроэнергии, отклонены судом в силу вышеизложенного, как опровергнутые представленными в материалы дела доказательствами.
Судом исследованы и отклонены выводы инспекции о том, что переток электроэнергии, который и осуществляется Обществом, не может являться услугой по передаче электроэнергии в смысле ст. 3 Закона об электроэнергетике, кроме того Обществу не установлены необходимые тарифы на передачу электроэнергии третьим лицам, что подтверждается письмом Региональной службы по тарифам Пермского края от 09.08.2018 N СЭД-46-01-18-1111.
Из анализа положений статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правил N 861 комплекс организационно и технологически связанных действий, подпадающих под понятие "услуги по передаче электрической энергии", оказывают, помимо сетевых организаций, также и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики.
Иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, равно как и сетевая организация, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии; по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанные лица в равной степени в установленном порядке также обязаны осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Отличие сетевой организации, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, от собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя (переток электрической энергии), состоит в невозможности для последних взимания с потребителей платы за осуществление перетока электрической энергии. Возможность взимания платы и, соответственно, получения статуса сетевой организации, поставлена положениями Правил N 861 в зависимость от установления для собственника электрических сетей соответствующего тарифа и соответствия его критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Вместе с тем при вышеуказанных различиях между сетевой организацией и иным владельцем электросетевого хозяйства соответствующее имущество (электрические сети) используется в равной степени для единой цели - передачи электрической энергии.
Следовательно, факт отсутствия у налогоплательщика статуса сетевой организации, а также утвержденного тарифа на передачу электрической энергии, не является определяющим в целях использования пониженной налоговой ставки по налогу.
Доводы инспекции о том, что в рассматриваемом споре не подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 25.04.2019 N 19-П отклонены апелляционным судом, поскольку выводы, являются определяющими для рассмотрения настоящего спора.
Так, Конституционный суд с учетом предмета спора - возмещения расходов лицами, по сетям которых передаётся электроэнергия от сетевых компаний в адрес третьих лиц, исследовал вопрос о том, почему они этим правом обладают: действуют в интересах сетевой компании; принимают на себя функцию сетевой компании по передаче; их деятельность при этом является средством обеспечения передачи электроэнергии третьим лицам сетевой компанией.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно принял ссылку налогоплательщика на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 N 19-П, о том, что деятельность собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства по обеспечению перетока электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, не предусматривающая в системе действующего правового регулирования получение от нее дохода как от предпринимательской или иной экономической деятельности, является одним из средств обеспечения передачи территориальными сетевыми организациями электрической энергии потребителям.
Несмотря на то, что такие собственники не получают доход от деятельности, связанной с транзитом (перетоком), их деятельность рассматривается в Постановлении КС N 19-П, как направленная на обеспечение передачи потребителям электроэнергии территориальными сетевыми организациями.
АО "Соликамскбумпром", как участник экономических отношений в области электроэнергетики, осуществляя передачу электроэнергии третьим лицам в процессе перетока (транзита), непосредственно выполняет функцию сетевой организации по передаче потребителям электроэнергии, следовательно, АО "Соликамскбумпром" вправе пользоваться и связанными с этой функцией правами на пониженную ставку налога в отношении имущества, с помощью которого он эту функцию исполнял.
Поскольку электросетевое хозяйство, принадлежащее Обществу, не имеющему статуса сетевой, входит в ЕЭС, участвует в передаче электрической энергии, в том числе обеспечивая возможность осуществления деятельности сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возможности отнесения налогоплательщика к субъектам электроэнергетики в смысле, придаваемом этому понятию нормативными правовыми актами об электроэнергетике, следовательно, обложение налогом на имущество спорных объектов, принадлежащих Обществу, должно производиться по той же ставке, что и имущество сетевой организации.
Иной подход, лишающий владельца электросетевого хозяйства, не имеющего статуса сетевой организации, права на рассматриваемую налоговую преференцию, повлечет неравные экономические условия деятельности для сетевой организации и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства.
Доначисление инспекцией обществу налога на имущество организаций за 2013-2015 года не способствует приведению в соответствие действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика и нарушает его права, что является основанием для признания оспариваемого решения инспекции о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2013-2015 года, соответствующих пени и штрафов недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Данные доводы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 декабря 2019 года по делу N А50-12672/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12672/2018
Истец: ------------------, АО "СОЛИКАМСКБУМПРОМ"
Ответчик: --------------, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1729/19
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12672/18
20.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3834/19
15.03.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1729/19
21.12.2018 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N А50-12672/18