город Томск |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А45-35434/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 2 (N 07АП-264/20), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.11.2019 по делу N А45-35434/2019 по заявлению акционерного общества "АВТОДОР", г Кемерово (ИНН 4205241205), к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N2, г Новосибирск (ИНН 5406023745), о признании недействительным решение N107 от 27.08.2019 в части,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АВТОДОР" (по тексту-заявитель, Общество, страхователь, АО "АВТОДОР") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 2) (по тексту - Фонд, заинтересованное лицо, Филиал N 2, ФСС) о признании недействительным решение N107 от 27.08.2019 в части привлечения Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в 2017-2018 годах в размере 597,15 рублей, начисления пени за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период 2017-2018 в сумме 81,30 рублей, а также уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2985,75 рублей, и внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета (с учетом уточнения предмета спора, принятого судом по правилу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 29.11.2019 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
Заявитель в возражениях, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, АО "АВТОДОР" в лице Новосибирского филиала поставлено на учет в качестве страхователя в государственном учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 2). Страхователь НФ АО "АВТОДОР" осуществляет основной вид деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому и введенному в действие приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст ред. от 21.12.2017 ОК 029-2014 по ОКВЭД 42.11 "Строительство автомобильных дорог и авгомагистралей".
В соответствии с ежегодным планом выездных проверок страхователей на 2019 год проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 15.08.2017 по 31.12.2018,
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки (акт выездной проверки от 02.08.2019 N 132) и письменных возражений страхователя от 12.08.2019 N 828ОВ-880 на акт выездной проверки заместитель директора Филиала N 2 принял решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.08.2019 N107.
Решением N 107 страхователь привлечен к ответственности, установленной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 597,15 рублей, начислены пени в сумме 1304,79 рубля, выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 2987,75 рублей.
Основанием для принятия Решения N 107 является совершенное страхователем нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно занижение базы для начисления страховых взносов, уплата сумм страховых взносов не в полном объеме и нарушение сроков уплаты страховых взносов на сумму 331 750, 37 рублей на сумму выплаченной компенсации работникам организации за прохождение предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве.
С указанным решением в данной части общество не согласилось, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд по мотивам, указанным выше.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции, руководствовался 212-214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьями 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ, и пришел к выводу, что спорные выплаты, произведенные Обществом, не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включены работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских - осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
В силу статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников (в том числе работников медицинских учреждений) обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. При этом медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя (часть 7 статьи 213 Кодекса), а в течение времени, затраченного работниками на прохождение медицинских обследований, за ними сохраняется средний заработок (статья 185 Кодекса).
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и Периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При этом последующее заключение трудовых договоров с соискателями и выплата компенсации не имеют правового значения, поскольку события, с которыми связана выплата компенсации, имели место при отсутствии трудовых отношений, и соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовым договорам, не является поощряющей или стимулирующей выплатой.
В данном случае выплаты были произведены не работникам, а кандидатам на трудоустройство.
Поскольку наличие заключения предварительного медицинского осмотра является обязательным для рассмотрения кандидатуры для принятия на работу вахтовым методом, общество обязано было компенсировать этому лицу понесенные им расходы на прохождение медицинского осмотра даже в случае непринятия его на работу по иным основаниям.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции признается обоснованным вывод суда первой инстанции о неосновательности включения в базу для начисления страховых взносов проведение предварительных медицинских осмотров.
Как установлено судом апелляционной инстанции, все граждане впоследствии были приняты на работу, что подтверждается соответствующими приказами. Сумма понесенных обществом расходов по компенсации гражданам за прохождение предварительных медицинских осмотров (обследований) для приема на работу подтверждается документально. Расхождений по сумме компенсационных выплат между сторонами не имеется, так же как и нет расхождений по расчету суммы недоимки, пений и штрафа образовавшейся в результате занижения страховой базы в связи с не включением в страховую базу оплаты по договорам на оказание медицинских услуг.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Приведенные Фондом социального страхования в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.11.2019 по делу N А45-35434/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N2 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35434/2019
Истец: АО "АВТОДОР"
Ответчик: ГУ НОВОСИБИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1498/20
18.02.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-264/20
29.11.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35434/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35434/19