город Воронеж |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А14-33/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 февраля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк": Хопрова А.А. - представитель по доверенности N 54 от 16.04.2016 сроком по 20.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Осинина А.А. - представитель по доверенности N 0527/00285 от 13.01.2020 сроком до 31.12.2020;
от Павловского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 по делу N А14-33/2019 по заявлению акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 3666142821) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении открытого акционерного общества "Предприятие Воронцовский ДОК" как недействующего юридического лица на основании решения 03.05.2018 N 2019,
третье лицо: Павловский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области (ОГРН 1043600196221, ИНН 3664062377),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении открытого акционерного общества "Предприятие Воронцовский ДОК" как недействующего юридического лица на основании решения 03.05.2018 N 2019 (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Павловский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 признаны незаконными действия налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из единого государственного реестра юридических лиц открытого акционерного общества "Предприятие Воронцовский ДОК" (ОГРН 1023601072263, ИНН 3620005163), как недействующего юридического лица на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области 03.05.2018 N 2019.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 12 по Воронежской области в пользу акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, регистрирующий орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении юридического лица в регистрирующий орган не были направлены заявления лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с чем в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом было осуществлено исключение недействующего юридического лица из реестра. При этом неблагоприятные последствия бездействия участников гражданского оборота по отслеживанию информации не могут быть возложены на регистрирующий орган.
Кроме того, при исполнении регистрирующим органом обязанности по размещению в публичном доступе сведений и предстоящем исключении недействующего юридического лица из реестра и при непредъявлении в течение установленного срока претензий к такому юридическому лицу со стороны третьих лиц, действующее законодательство не возлагает на Инспекцию обязанность принимать меры по выявлению наличия у недействующей организации кредиторской либо дебиторской задолженности. Таким образом, наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Павловского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области не явился, сторона извещена о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Как следует из материалов дела, на основании справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах N 69-О, и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов N 69-С в отношении ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" Инспекцией принято решение от 03.05.2018 N 2019 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Сведения о принятом решении были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 03.05.2018 N 17 (682) вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица.
20.08.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2183668583976 об исключении юридического лица - ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" как фактически прекратившего свою деятельность.
Полагая действия регистрирующего органа не соответствующим действующему законодательству, а свои права и законные интересы нарушенными, Банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Банком требований и при рассмотрении настоящего спора руководствуется следующим.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001).
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, к таким сведениям относятся, в том числе, способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт и).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Аналогичная норма, согласно которой юридическое лицо, не представлявшее в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлявшее операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, содержится в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ следует, что в случае, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, 03.05.2018 на основании справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах N 69-О, и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов N 69-С в отношении ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" Инспекцией принято решение N 2019 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение инспекции от 03.05.2018 N 2019 о предстоящем исключении ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 03.05.2018 номер журнала N 17 (682). Одновременно с указанным решением опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Поскольку кредиторы или какие-либо иные лица в установленный срок заявления о прекращении процедуры исключения ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" из ЕГРЮЛ не представили, 20.08.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2183668583976 о внесении сведений об исключении юридического лица - ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" по решению регистрирующего органа.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается соблюдение Инспекцией требований закона при принятии оспоренного решения и при внесении в ЕГРЮЛ спорной записи.
Так, на момент внесения записи об исключении ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" из ЕГРЮЛ ни от Банка, ни от иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в Инспекцию не поступило. На дату принятия решения о предстоящей ликвидации ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" оно отвечало признакам юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Таким образом, процедура исключения общества из ЕГРЮЛ Инспекцией соблюдена.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, законодателем предусмотрены два способа защиты своих прав и законных интересов лицами, считающими нарушенными свои права и охраняемые законом интересы исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ - путем подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган в течение установленного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении, либо путем обжалования такого исключения в установленном законом порядке.
В настоящем деле Банком избран второй способ защиты своих прав - путем обжалования исключения Общества в судебном порядке, в связи с чем соблюдение регистрирующим органом процедуры исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, предусмотренной Законом N 129-ФЗ, и не направление Заявителем возражений в регистрирующий орган в трехмесячный срок после публикации решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не могут рассматриваться в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18.05.2015 N 10-П сформулирована правовая позиция, согласно которой решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Такие гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность
защиты прав участвующих в деле лиц.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2013 по делу N А14-8755/2013 удовлетворены исковые требования ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" о взыскании с ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" задолженности по договору об открытии кредитной линии N 121406/0004 от 03.02.2012 в размере 21 624 016 руб. 16 коп. и обращении взыскания на принадлежащее ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" имущество, заложенное по договорам об ипотеке (залоге недвижимости).
На основании выданного судом исполнительного листа по делу N А14-8755/2013 судебным приставом-исполнителем Павловского РОСП ВО 14.01.2014 возбуждено исполнительное производство N N 65814/14/45/36, в ходе которого на принадлежащее ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" имущество, заложенное по договорам об ипотеке (залоге недвижимости), приставом наложен арест; арестованное имущество неоднократно передавалось на торги.
Однако, до настоящего времени имущество не реализовано, исполнительное производство не окончено.
Обращаясь в суд с заявлением, Банк ссылался на то, что осуществление до настоящего времени службой судебных приставов исполнительных действий в рамках исполнения решения суда от 29.10.2103 по реализации имеющегося в наличии арестованного имущества должника, являющегося предметом залога по договорам об ипотеке (залоге недвижимости), не давало оснований полагать, что в отношении юридического лица Инспекцией рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке, в связи с чем, Банку не было известно о предстоящем исключении ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" из ЕГРЮЛ, им не отслеживались публикации регистрирующего органа и, соответственно, своевременно не направлено в срок, установленный Федеральным законом N 129-ФЗ, заявление в регистрирующий орган.
Учитывая наличие у ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК" ликвидного имущества, за счёт которого возможно удовлетворение требований Банка в рамках находящегося на исполнении судебных приставов Павловского РОСП Воронежской области исполнительного производства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении из единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Предприятие Воронцовский ДОК", как недействующего юридического лица, подлежат признанию незаконными.( постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.11.2019 по делу N А48-4440/2018, от 06.11.2019 по делу N А08-1844/2019).
Согласно частям 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений (часть 7 статьи 71 АПК РФ).
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции допущены нарушения требований статьи 71 АПК РФ.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 по делу N А14-33/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 по делу N А14-33/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-33/2019
Истец: АО "Россельхозбанк"
Ответчик: МИФНС России N 12 по Воронежской области
Третье лицо: Павловский РОСП