г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2020 г. |
Дело N А56-3667/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Ишутина К.Л. по доверенности от 21.11.2019
от заинтересованного лица: Рагимова Н.С. по доверенности от 24.06.2019
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33274/2019) ПАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2019 по делу N А56-3667/2019, принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Максимов В.М.
об оспаривании постановления
установил:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1; далее - Общество, ПАО "Ленэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 05.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-9.21-1177/78-05-18, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Максимов Виктор Михайлович, привлеченный к участию в деле N 4-9.21-1177/78-05-18 в качестве потерпевшего (определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.09.2018).
Решением от 11.10.2019 суд первой инстанции постановление УФАС от 05.12.2018 по делу об административном правонарушении N 4-9.21-1177/78-05-18 изменил в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие состава вмененного правонарушения, а также просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
В судебном заседании 04.02.2020 представитель ПАО "Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. В обоснование своей позиции представитель Общества также сослался на статью 1.7 КоАП РФ в связи с изменением действующего законодательства.
Определением от 04.02.2020 апелляционный суд отложил судебное разбирательство на 18.02.2020 для дополнительного исследования обстоятельств по делу, а также обязал ПАО "Ленэнерго" представить пояснения своей позиции по делу с учетом статьи 1.7 КоАП РФ, и сведения об исполнении оспариваемого постановления.
В судебном заседании 18.02.2020 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против ее удовлетворения. От Общества в материалы дела поступили дополнительные пояснения.
Максимов В.М., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании заявления Максимова В.М. (вх. N 21921/18 от 28.08.2018), содержащего сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Ленинградским УФАС определением от 27.09.2018 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 4-9.21-1177/78-05-18 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Как установлено Управлением и следует из материалов дела, между Максимовым В.М. и ПАО "Ленэнерго" заключен договор от 26.04.2018 N ОД-СПб-29659-17/41926-Э-17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (с протоколом разногласий от 26.04.2018) (далее - Договор) и выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям по заявке N 17-41926 (далее - Технические условия).
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта составляет 4 месяца со дня заключения договора (т.е. до 26.08.2018).
Максимовым В.М. подано уведомление от 17.05.2019 N 17-41926-УВТУ-1 о выполнении технических условий. Согласно акту о проведенном обследовании электроустановки (объекта) потребителя от 25.05.2018 в процессе подключения ВЛ СНП4х16 Максимова В.М. к опоре ВЛ СНТ "Кировец", работы были оставлены представителями СНТ "Кировец" в связи с отсутствием согласования и отсутствием разрешительных документов для подключения к сетям СНТ "Кировец".
Максимовым В.М. подано уведомление от 05.08.2019 N 17-41926-УВТУ-3 о выполнении технических условий в границах участка потребителя.
Представителями ПАО "Ленэнерго" и гр. Максимова В.М. составлен акт от 23.08.2018 N 1 о проведенном обследовании электроустановки (объекта) потребителя, в котором отражено следующее: "Мероприятия со стороны ПАО "Ленэнерго" по согласованию подключения объекта к сетям садоводства СНТ "Кировец-1" не выполнены. Работы со стороны заявителя (Максимова В.М.) согласно ТУ выполнены, за исключением фактического подключения к сетям садоводства "Кировец-1" (нет подключения к опоре ВЛ-0,4 кВ рядом с участком N 394). По состоянию на 26.08.2018 технологическое присоединение к электрическим сетям по Договору не осуществлено.
По результатам административного расследования Управление пришло к выводу о том, что в нарушение пунктов 16.3 и 25 Правил N 861, пункта 6 Договора, пунктов 10 и 11.2 протокола разногласий к Договору, Общество не исполнило обязанность по урегулированию отношений с иными лицами при опосредованном технологическом присоединении объекта заявителя через объекты электросетевого хозяйства СНТ "Кировец-1" в срок, установленный пунктом 16 Правил N 861.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 26.10.2018 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Санкт-Петербургского УФАС от 05.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-9.21-1177/78-05-18 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции изменил постановление Управления в части назначенного Обществу наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 указанных Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В силу подпункта "г" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Согласно пункту 10 Технических условий к Договору (с учетом протокола разногласий от 26.04.2019) к мероприятиям, выполняемым ПАО "Ленэнерго" относятся, в том числе:
- выполнение обязательств по технологическому присоединению, включая урегулирование отношений с третьими лицами (пункт 10.2),
- получение согласия балансодержателя сетей СНТ "Кировец-1" на присоединение дома N 22 лит.А по 14-й аллее садоводства "Кировец-1" и документ, определяющий границы ответственности между заявителем и владельцем сетей СНТ "Кировец-1" с указанием точки присоединения владельца сетей СНТ "Кировец-1" к сетям ПАО "Ленэнерго".
Как установлено судом первой инстанции, Управлением и подтверждается материалами административного дела, ПАО "Ленэнерго" допущено нарушение пункта 16 Правил N 861 в части сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации (установленный срок - до 26.08.2018), в нарушение пунктов 16.3 и 25(1) Правил N 861, пункта 10 Технических условий, Общество не исполнило обязанность по урегулированию отношений с иными лицами при опосредованном технологическом присоединении объекта заявителя через объекты электросетевого хозяйства СНТ "Кировец-1" в срок, установленный пунктом 16 Правил N 861.
Общество 19.09.2018 обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к СНТ "Кировец-1" об обязании не чинить препятствия к осуществлению технологического присоединения и согласовать опосредованное технологическое присоединение (дело N А56-120559/2018), то есть после истечения срока технологического присоединения объекта, что является нарушением положений Договора и Технических условий к нему.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества события вмененного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества во вмененном ему правонарушении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд изменил постановление Управления в части назначенного Обществу наказания.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В таком случае в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела Кодекса.
С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным снизить размер назначенного Управлением административного штрафа до 50 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Вопреки позиции Общества, изложенной в дополнении к апелляционной жалобе, внесение изменений в Правила технологического присоединения Постановлением Правительства от 21.12.2018 N 1622 в той части, что заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии) не является обстоятельством, позволяющим применить положение статьи 1.7 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
Согласно части 2 указанной нормы закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесение изменений в Правила технологического присоединения, по сути, не является законом, смягчающим или отменяющим административную ответственность за административное правонарушение, а изменяет порядок подачи заявки на подключение.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2019 года по делу N А56-3667/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3667/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Максимов Виктор Михайловича