город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2020 г. |
дело N А53-20701/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представитель Чебышева Татьяна Сергеевна по доверенности от 21.05.2019;
от ответчика: представитель Рой Евгения Александровна по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2019 по делу N А53-20701/2019
по иску товарищество собственников недвижимости - товарищества собственников жилья "Экспресс" (ОГРН 6163139994, ИНН 1156196039427)
к некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (ИНН 6167111598, ОГРН 1136100005579)
об обязании принять к исполнению протокол общего собрания МКД, обязании перечислить денежные средства на специальный счет, обязании передать документы,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости - товарищество собственников жилья "Экспресс" (далее - истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - ответчик, организация, фонд, НКО "Фонд капитального ремонта") об обязании принять к исполнению протокол общего собрания МКД, обязании перечислить денежные средства на специальный счет, об обязании передать документы (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 46-47)).
Исковые требования мотивированы тем, что НКО "Фонд капитального ремонта" не перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет ТСЖ "Экспресс".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2019 исковые требования удовлетворены. Суд обязать фонд принять к исполнению решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 56/159 по пр-кту Ворошиловский в г. Ростове-на-Дону, оформленное протоколом N 7 от 10.04.2018, путем перечисления всей суммы денежных средств, поступившей на счет НКО "Фонд капитального ремонта" от собственников помещений в многоквартирном доме N 56/159 по пр. Ворошиловский в г. Ростове-на-Дону по состоянию на дату перечисления, на специальный счет ТСН (ТСЖ) "Экспресс" для формирования фонда капитального ремонта по указанным в решении реквизитам.
Решение мотивировано тем, что решение общего собрания собственников помещений МКД от 10.04.2018 вступило в силу 17.04.2019, в срок до 22.04.2019 фонд должен был перечислить денежные средства, имеющиеся на счете ТСЖ, на дату истечения 5 дневного срока с момента вступления решения общего собрания в силу.
Суд первой инстанции указал, что представитель фонда в судебном заседании пояснил, что протокол общего собрания не принят к исполнению и денежные средства не будут перечислены на счет ТСЖ, поскольку фонд полагает, что у ТСЖ имеется задолженность перед фондом в размере субсидий выделенных из бюджета на производство ремонта спорного МКД.
Отклоняя данный довод ответчика, суд первой инстанции указал, что условиями договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 74 от 10.11.2014 была предусмотрена обязанность собственников помещений в МКД оплатить стоимость работ в размере 1 314 357 руб. Работы были полностью оплачены и выполнены.
Никаких иных неисполненных денежных обязательств у собственников помещений в МКД, ЖСК "Сигнал" по договору N 74 от 10.11.2014 не имеется.
Таким образом, отказ НКО "Фонд капитального ремонта" в принятии к исполнению протокола N 7 от 10.04.2018 неправомерен.
Субсидии предоставляются безвозвратно: то есть без установления обязательства по возврату. Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
В рассматриваемом случае нарушений в порядке использования субсидий допущено не было, нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В случае установления нецелевого использования средств, предоставленных в качестве субсидий, данные средства могут быть взысканы в пользу соответствующего бюджета. При этом, лицом, с которого данные средства взыскивается является получатель субсидий, в данном случае фонд.
Таким образом, ни при каких условиях денежные средства, предоставленные в виде субсидий и израсходованные на ремонт МКД, не могут быть взысканы с ТСЖ в пользу фонда. Следовательно, задолженность у истца перед фондом отсутствует, в связи с чем, оснований для неприятия протокола общего собрания МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не имеется, а денежные средства, имеющиеся на счете фона, уплаченные собственниками спорного МКД, должны быть перечислены истцу.
Денежные средства фонда капитального ремонта принадлежат собственникам помещений в МКД и не могут быть присвоены региональным оператором или любыми другими лицами, в том числе собственниками помещений в другом МКД.
Региональный оператор или владелец специального счета вправе лишь контролировать начисление и уплату взносов в фонд и распоряжаться средствами фонда капитального ремонта с согласия собственников помещений в МКД.
При этом фонд не является лицом, которое может обеспечить бюджетное администрирование, в том числе по учету бюджетного долга.
Фонд также не является адресатом такого финансирования, а только лицом, обеспечивающим его освоение, поскольку поддержка предоставляется собственникам, а не фонду.
Собственники помещений в МКД имеют право в любое время принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, при этом после вступления такого решения в силу региональный оператор обязан перечислить все средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Поскольку основанием для перечисления остатка денежных средств является протокол общего собрания МКД, требования об обязании принять протокол общего собрания включают в себя как следствие обязанность фонда перечислить денежные средства, имеющиеся на счете фонда, в размере платежей, совершенных собственниками определенного МКД.
Принятие протокола собственников МКД также влечет обязанность фонда передать все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
Некоммерческая организация "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием заявителя жалобы с выводом суда первой инстанции о том, что средства финансовой поддержки на проведение капитального ремонта в рамках ст. 191 ЖК РФ предоставлялись собственникам помещений МКД и НКО "Фонд капитального ремонта" не является "адресатом" получения данным средств.
Заявитель жалобы указывает, что средства государственной поддержки в общей сумме 3 066 833 рублей на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 56/159 были предоставлены региональному оператору, но не ЖК "Сигнал", ранее осуществлявшему управление данным МКД.
В соответствие с постановлением Правительства Ростовской области N 391 от 28.05.2014 именно региональный оператор является получателем средств господдержки. Данные денежные средства в силу ст. 78 Бюджетного кодекса РФ не подлежат возврату обратно в бюджет в силу того, что они предоставлены для покрытия расходных обязательств области по выполнению социально-значимых функций. Такие функции выполняет региональный оператор в силу своего правового статуса.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не учел норму ч. 2 ст. 173 ЖК РФ, прямо запрещающую изменение способа формирования фонда капитального ремонта при наличии непогашенной задолженности у собственников помещений МКД за проведенный ремонт за счет средств фонда капитального ремонта, состав которого определяется в ст. 170 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, денежный фонд капитального ремонта состоит, в том числе, из - средств финансовой поддержки, в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции не учел нормы постановления Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 603 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области", в соответствии с которым средства собственников помещений в МКД, направленные на долевое финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, указанных в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 51 статьи 8 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в МКД на территории Ростовской области", рассматриваются в качестве досрочной уплаты взносов на капитальный ремонт, предусмотренных статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неверно истолковал факт неначисления взносов как неприменения ч. 7 ст. 182 ЖК РФ.
У собственников помещений МКД имеется обязательство непосредственно перед региональным оператором по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт, а также обязательство по возврату потраченных средств в денежный фонд капитального ремонта перед собственниками помещений остальных многоквартирных домов, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неверно истолковал роль ТСН (ТСЖ) "Экспресс" в правоотношениях, вытекающих из капитального ремонта лифтового оборудования МКД N 56/159 по пр. Ворошиловский г. Ростов-на-Дону.
ТСН (ТСЖ) "Экспресс" не являлось стороной по договору на капитальный ремонт (замена) лифтового оборудования в данном МКД, а также в соответствии со ст. 169 ЖК РФ, ч. 7 ст. 182 ЖК РФ участниками правоотношений, вытекающих из проведенного капитального ремонта, являются собственники помещений МКД, но не организация, осуществляющая управление МКД.
У ТСН (ТСЖ) "Экспресс" нет неисполненных денежных обязательств перед НКО "Фонд капитального ремонта", но собственники помещений МКД N 56/159 по пр. Ворошиловский г. Ростов-на-Дону имеют обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт именно в денежный фонд капитального ремонта.
ТСН (ТСЖ) "Экспресс" обратилось в суд с иском от лица собственников помещений в силу того, что оно избрано в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта протоколом N 7 от 10.04.2018 года общего собрания собственников помещений МКД N 56/159 по пр. Ворошиловский г. Ростов-на-Дону. Однако учитывая, что протокол N7 от 10.04.2018 принят собственниками помещений данного МКД в нарушение ч. 2 ст. 173 ЖК РФ, все решения, содержащиеся в нем, не могут быть реализованы, в частности, и о выборе ТСЖ "Экспресс" в качестве владельца специального счета. Соответственно, право требования перечисления денежных средств на специальный счет у ТСЖ "Экспресс" к НКО "Фонд капитального ремонта" также не возникло.
В отзыве на апелляционную жалобу истец апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 56/159 от 31.03.2015 собственниками МКД было создано ТСН "Экспресс" (т. 1, л.д. 28-30).
Согласно протоколу общего собрания собственников от 05.06.2015 собственники признали неудовлетворительной работу ЖСК "Сигнал", расторгли договор с ЖСК "Сигнал" и заключили договор на управление домом с ТСН "Экспресс" (т. 1, л.д. 32-37).
Согласно протоколу общего собрания собственников от 04.12.2015 был изменен вид и наименование товарищества с ТСН "Экспресс" на ТСН (ТСЖ) "Экспресс" (т. 1, л.д. 38-40).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 56/159 по пр. Ворошиловский в г. Ростове-на-Дону N 7 от 10.04.2018 собственниками было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировать фонд капитального ремонта на специальном счете. Владельцем специального счета выбрано ТСН (ТСЖ) "Экспресс", кредитной организацией, в которой будет открыт специальный счет - Банк ВТБ (ПАО) (т. 1, л.д. 61-64).
В материалы дела представлена информация по итогам голосования от 10.04.2018, реестр проголосовавших собственников, лист голосования (т. 1, л.д. 66-83).
В письме от 16.04.2018 товарищество уведомило организацию об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, принятом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 56/159 по пр. Ворошиловский в г. Ростове-на-Дону. В приложении к письму указан Протокол N 7 от 10.04.2018. На письме имеется отметка о получении 17.04.2018 (т. 1, л.д. 7).
В письме от 18.06.2018 организация указала, что у вышеуказанного МКД имеется задолженность перед НКО "Фонд капитального ремонта" по оплате выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем протокол N 7 от 10.04.2018 не может быть принят региональным оператором в качестве основания для изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома (т. 1, л.д. 27).
Ответчик указывает, что задолженность данного МКД образовалась на основании договора N 74 от 10.11.2014.
Между некоммерческой организацией "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (заказчик), ООО "РостовЛифтМонтаж" (подрядчик) и ЖСК "Сигнал" заключен договор N 74 от 10.11.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт МКД, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, д. 56, в соответствии со сметной документацией (пункт 1.1. договора) (т. 1, л.д. 86-91).
Согласно пункту 1.2. договора общая стоимость работ по договору составляет 4 381 190 руб., в том числе:
- средства фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составляют 1 679 091,07 руб. (абзац 1 пункта 1.2.1. договора);
- средства местного бюджета - 1 387 741,93 руб. (абзац 2 пункта 1.2.1. договора);
- средства ТСЖ, других кооперативов, либо собственников помещений в МКД - 1 314 357 руб. (пункт 1.2.2. договора).
Согласно пункту 2.1.1. договора заказчик производит оплату работ в размере заказчик производит оплату выполненных работ в размере, указанном в пункте 1.2.1. договора, в течение 14 дней с момента подписания справки по форме КС-3.
Согласно пункту 2.1.2. договора заказчик перечисляет денежные средства, перечисленные ему ЖСК "Сигнал", за выполненные работы в размере, указанном в пункте 1.2.2. договора, не позднее 31.12.2014.
Согласно пункту 2.3. договора ЖСК "Сигнал" ежемесячно перечисляет денежные средства, поступающие на ее счет от собственников помещений в МКД в качестве средств софинансирования на оплату выполненных работ по договору, на счет заказчика по приведенным реквизитам.
Согласно пункту 2.4. договора ЖСК "Сигнал" обязуется перечислить заказчику в полном объеме сумму, указанную в пункте 1.2.2. договора, не позднее 26.12.2014.
Обязанности ЖСК "Сигнал" как стороны по договору приведены в разделе 6 договора.
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (министерство) и некоммерческой организацией "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (фонд) заключено соглашение о предоставлении имущественного взноса Ростовской области некоммерческой организацией "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, поступивших от фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства N 2/14-Фонд ЖКХ от 15.06.2014, по условиям которого министерство предоставляет имущественный взнос за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ) фонду на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - господдержка) (пункт 1.1. соглашения) (т. 1. л.д. 132-135).
В соответствии с пунктом 1.2. соглашения средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда ЖКХ, отражаются в финансовом плане (изменениях в финансовый план) фонда на выполнение мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в самостоятельном разделе.
Согласно пункту 1.3. соглашения средства Фонда ЖКХ являются целевыми, предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе и направляются на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в приложении 1, которое является неотъемлемой частью соглашения.
В строке 19 приложения 1 к дополнительному соглашению N 4 от 07.12.2015 к соглашению указано на выделение на ремонт объекта (замена лифтового оборудования) по пр. Ворошиловский в г. Ростове-на-Дону 1 679 091,06 руб. (т. 1, л.д. 137).
Между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (департамент) и некоммерческой организацией "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (некоммерческая организация) заключено соглашение N 31 от 19.08.2014, по условиям которого департамент предоставляет некоммерческой организации средства местного бюджета на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону, проводимых за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (муниципальная поддержка) (пункт 1.1.) (т. 1, л.д. 140-142).
Пунктом 1.4. соглашения установлено, что средства муниципальной поддержки являются целевыми, предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе и направляются на проведение капитального ремонта МКД, указанных в приложении 1 к соглашению.
Дополнительным соглашением N 3 от 20.02.2015 в приложение N 1 соглашение внесены изменения.
Согласно пункту 19 Приложения N 1 к дополнительному соглашению N 3 от 20.02.2015 в перечне МКД, подлежащих капитальному ремонту при финансовой поддержке Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования бюджета г. Ростова-на-Дону, указан объект по адресу: пр. Ворошиловский, д. 56, ремонт: замена лифтового оборудования, лимит средств местного бюджета - 1 387 741,94 руб. (т. 1, л.д. 146).
В подтверждение перечисления денежных средств ЖСК "Сигнал" на сумму 1 314 357,00 руб., предусмотренную пунктом 2.1.2. договора, истец представил выписку операций по лицевому счету ЖСК "Сигнал" (т. 2, л.д. 20-23).
В письмах N 2697/1 от 02.04.2015 и N 12139 от 15.11.2016 ответчик указал на временное прекращение начисления взносов на капитальный ремонт до июня 2017 г. включительно (т. 2, л.д. 24-26).
Согласно информации с официального сайта НКО "Фонд капитального ремонта" сумма взносов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме N 56/159 по пр. Ворошиловский в г. Ростове-на-Дону, по состоянию на 20.05.2019 составляла 1 161 069,12 рублей (т. 1, л.д. 8).
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 данного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.
Согласно части 1 статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 данного Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Отказывая в перечислении денежных на специальный счет, на основании принятого собственниками МКД решения, ответчик указал, что данного МКД имеется задолженность перед НКО "Фонд капитального ремонта".
Из пояснений ответчика следует, что ответчик считает, что собственники спорного МКД имеют задолженность по договору на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 74 от 10.11.2014 в размере субсидий выделенных из бюджета на производство ремонта спорного МКД.
Из буквального толкования части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что ограничение на изменение способа формирования фонда капитального ремонта действует при наличии одного из следующих условий:
1) кредита,
2) займа,
3) подлежащей погашению за счет фонда капитального ремонта задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из договора N 74 от 10.11.2014 следует, что общая стоимость работ по договору формировалась из трех источников: средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 1 679 091,07 руб., средства местного бюджета - 1 387 741,93 руб., средства ТСЖ, других кооперативов, либо собственников помещений в МКД - 1 314 357 руб.
Обязанность по внесению средства, которые должны были быть внесены ТСЖ или собственниками (пункт 1.2.2. договора), исполнена в полном объеме, что сторонами не оспаривается.
Из условий договора N 74 от 10.11.2014 не следует, что ЖСК "Сигнал" или собственники МКД должны были вернуть 1 679 091,07 руб., полученных им из фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, или 1 387 741,93 руб. средств местного бюджета.
Субсидии перечисленные министерством ЖКХ Ростовской области за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по соглашению N 2/14 от 05.06.2014 были предоставлены на безвозвратной, безвозмездной основе и являлись целевыми - 1 679 0971,07 рублей для дома по пр. Ворошиловский, д. 56 для замены лифтового оборудования.
Аналогичные положения закреплены в соглашении N 31 от 19.08.2014.
Данные денежные средства могли были быть использованы только для указанной цели и фактически были использованы для данной цели.
Соглашения о предоставление субсидий не предполагало их возврат как региональным оператором фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, так и собственниками МКД региональному оператору.
Права на денежные средства, уплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт, принадлежат собственникам помещений в МКД, при переходе права собственности на помещение к новому собственнику переходит и доля в праве на эти денежные средства. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается (статья 179 ЖК РФ) (аналогичная правовая позиция изложена в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.11.2018 по делу N А68-442/2018).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что денежные средства фонда капитального ремонта принадлежат собственникам помещений в МКД и не могут быть присвоены региональным оператором или любыми другими лицами, в том числе собственниками помещений в другом МКД.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик с момента проведения работ по договору N 74 от 10.11.2014 и до момента уведомления его истцом об изменении формирования фонда капитального ремонта не считал, что у собственников имеется перед ним задолженность. Напротив, фонд указывал, что им не будет производиться начисление взносов до июня 2017 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на часть 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, по условиям которой возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом МКД.
Апелляционным судом не принимаются ссылки ответчика на часть 7 статьи 182 ЖК РФ, поскольку данная норма применяется только в случае, если финансирование капитального ремонта осуществлялось за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.
Принятие довода ответчика о том, что собственники МКД должны возвратить фонду денежные средства, полученные в рамках субсидирования, привело бы к неосновательному обогащению ответчика, который бы без законных оснований получил взамен целевых средств, которые он не имел права тратить ни на что кроме капитального ремонта спорного МКД и которые были потрачены на данные цели, денежные средства, не обремененные обязательством по такому целевому использованию.
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании норм материального права ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у собственников МКД отсутствует задолженность, которая бы в соответствии с частью 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствовала изменению способа формирования фонда капитального ремонта.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2019 по делу N А53-20701/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20701/2019
Истец: ТСЖ "ЭКСПРЕСС"
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ"