г. Владивосток |
|
25 февраля 2020 г. |
Дело N А24-4775/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края" Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края
апелляционные производства N 05АП-439/2020, 05АП-440/2020
на решение от 11.12.2019
судьи Е.Ю.Лебедевой
по делу N А24-4775/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" (ИНН 4100014710, ОГРН 1024101034220)
о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 1024101016708) от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Дентс Мед" (ИНН 4101129953, ОГРН 1094101001774);
Министерство здравоохранения Камчатского края (ИНН 4100019852, ОГРН 1024101039577);
акционерное общество Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Камчатского филиала (ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440),
при участии:
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края - Литовченко Е.В. по доверенности от 15.07.2019, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, копия диплома всг N 3462438,
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" - представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Дентс Мед" - представитель не явился,
от Министерства здравоохранения Камчатского края - представитель не явился,
от акционерного общества Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Камчатского филиала - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" (далее - заявитель, ГБУЗ КК ПКГСП, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным требования Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС Камчатского края, Фонд) от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
Решением суда от 11.12.2019 требования ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" удовлетворены частично, суд признал недействительным Требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, в части пункта 1 об обязании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" в срок до 20.06.2019 включительно вернуть в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000,00 рублей (оплата стоматологической установки); уплате штрафа в сумме 70 000,00 рублей (10% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению), как несоответствующее Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Также суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в указанной части. В удовлетворении исковых требований в остальной части суд отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГБУЗ КК ПКГСП обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 11.12.2019, медицинская организация просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным требования в части обязанности вернуть в бюджет Фонда средства нормированного страхового запаса территориального фонда в сумме 700 000 руб., не использованных для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования (стоматологической установки) с соблюдением условий, установленных Соглашением.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для вывода о нецелевом расходовании рассматриваемых денежных средств при приобретении спорного оборудования. По мнению медицинской организации, Учреждением были соблюдены условия Соглашения, являющиеся основанием для предоставления средств финансового обеспечения.
Фонд также не согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных судом требований, указывая, что по состоянию на дату перечисления медицинским учреждением денежных средств поставщику за спорное медицинское оборудование на лицевой счете учреждения находились только средства обязательного медицинского страхования, которые могут быть использованы только в соответствии со структурой тарифа. Средства нормированного страхового запаса на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению медицинского оборудования у учреждения на дату перечисления средств поставщику отсутствовали и были получены учреждением после оплаты стоматологической установки.
ГБУЗ КК ПКГСП по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу Фонда, просит решение суда в части удовлетворенных требований оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Фонд в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы медицинской организации не согласен по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство здравоохранения Камчатского края также представило письменные пояснения, согласно которым, с учетом изложенных доводов, просило отменить решение и удовлетворить апелляционную жалобу медицинской организации, оставив жалобу Фонда без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержали свои доводы и возражения в полном объеме.
ГБУЗ Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника", ООО "Дентс Мед", Министерство здравоохранения Камчатского края, АО Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Камчатского филиала, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа Фонда от 29.04.2019 N 12-р в отношении КГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" проведена плановая комплексная проверка поступления и целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования за период деятельности с 01.01.2018 по 31.12.2018.
По результатам комплексной проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 Фондом выявлены следующие нарушения:
- нецелевой использование средств обязательного медицинского страхования сумме 700 000 руб., выразившегося в приобретении медицинского оборудования (установка стоматологическая), стоимостью более 100 руб. за единицу;
- средства нормированного страхового запаса Фонда в сумме 700 000 руб., полученные учреждением в соответствии с Соглашением от 29.03.2018 N 7 территориального фонда медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования (далее - Соглашение от 29.03.2018 N 7) не использованы для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудованию - установка стоматологическая с соблюдением условий, установленных Соглашением от 29.03.2018 N7.
Результаты проверки оформлены актом от 23.05.2019.
05.06.2019 Фондом в адрес учреждения направлено требование N 6 о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, в соответствии с которым учреждение обязано:
1) в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" в срок до 20.06.2019:
- вернуть в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000 руб. (оплата стоматологической установки);
- уплатить штраф в сумме 70 000 руб. (10 % от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению).
2) в соответствии с пунктом 8 Соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования от 29.03.2018 N 7, вернуть в бюджет Фонда средства нормированного страхового запаса территориального фонда в сумме 700 000 руб., не использованных для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования (стоматологической установки) с соблюдением условий, установленных Соглашением.
Не согласившись с требованием N 6 от 05.06.2018, считая, что данный ненормативный акт нарушает права и законные интересы медицинской организации, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах Фонда и медицинской организации, в возражениях заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим частичной отмене, а жалобу Фонда -удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациям, структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (части 1, 2, 4 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Соответствующие Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона N 329-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332).
В силу пункта 2 Правил N 332, средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 332 установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил N 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий: а наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - план мероприятий). Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.
На основании указанных норм 29.03.2018 между Фондом и медицинским учреждением заключено Соглашение N 7 о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования.
Согласно пункта 1.1 Соглашения N 7 предметом соглашения является оплата установки стоматологической.
Общий размер средств, предоставляемых медицинской организации из бюджета Фонда на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению медицинского оборудования составляет 700 000 руб. (пункт 3 Соглашения N 7).
Согласно условиям Соглашения N 7 перечисление денежных средств Фондом осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня предоставления Учреждением документов, подтверждающих факт поставки и приемки оборудования в соответствии с договором.
С целью приобретения указанного медицинского оборудования 23.03.2018 КГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" (заказчик) и ООО "Дентс Мед" (поставщик) заключен договор N 0338300007218000020 на поставку установки стоматологической стоимостью 700 000 руб. Согласно указанного договора срок поставки оборудований - до 30.04.2018. Срок оплаты - по факту поставки оборудований в течение 15 рабочих дней после подписания заказчиком акта ввода оборудования в эксплуатацию.
Спорное оборудование стоимостью 700 000 руб. получено медицинским учреждением 27.04.2018 по товарной накладной от 23.04.2018 N 179. Акт приема-передачи оборудования и акт ввода оборудования в эксплуатацию подписаны заказчиком без замечаний.
С целью получения денежных средств в соответствии с условиями Соглашения N 7, медицинской организацией 08.05.2018 вх.N 4-0764 в Фонд представлены документы, подтверждающие поставку и ввод в эксплуатацию спорного оборудования. По факту получений указанных документов Фонд 11.05.2018 перечислил денежные средства по контракту от 23.03.2018 N 0338300007218000020 для оплаты медицинского оборудования (установка стоматологическая) в сумме 700 000 руб., о чем свидетельствует платежное поручение от 11.05.2018 N 669096 и подтверждено сторонами по делу.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не опровергнуто медицинской организацией оплата за поставленное оборудование произведено поставщику (ООО "Дентс Мед") платежным поручением N 643602 от 07.05.2018, то есть еще до получения денежных средств от Фонда согласно Соглашения N 7. Оплата поставщику произведена за счет средств ОМС, что является нарушением подпункта в) пункта 9 Соглашения N 7, согласно которому медицинская организация обязана использовать средства, полученные в соответствии с настоящим соглашением, для финансового обеспечения мероприятий с соблюдением условий, установленных настоящим соглашением.
На основании изложенного, коллегия приходит к выводу, что требования Фонда о возложении на медицинское учреждение обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в бюджет Фонда, использованных не по целевому назначению, в связи с признанием уплаченной суммы по договору от 23.03.2018 N 0338300007218000020 на поставку установки стоматологической как израсходованной не по целевому назначению, являются обоснованными, а выводы суда первой инстанции об обратном несостоятельными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Учреждения в данной части сделал неправильный вывод о том, что на лицевом счете учреждения аккумулируются денежные средства, полученные из различных источников, в том числе из Министерства здравоохранения Камчатского края, АО СК "СОГАЗ-Мед" и за счет средств от оказанных учреждением платных услуг. В связи с чем, суд пришел к выводу, что требование о возврате в бюджет Фонда денежных средств источник поступления которых в ходе проверки заинтересованным лицом достоверно не установлен, является неправомерным.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Бюджетное учреждение обязано осуществлять операции по безналичным расчетам через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21 н (далее - Порядок N 21 н).
Для учета указанных безналичных расчетов территориальные органы Федерального казначейства открывают для бюджетных учреждений и ведут следующие виды лицевых счетов (п. п. 5, 8.2 Порядка N 21н):
* лицевой счет бюджетного учреждения (код лицевого счета 20);
* отдельный лицевой счет бюджетного учреждения (код лицевого счета
- лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС (код лицевого счета 22);
В ходе проведения проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" Фондом было установлено, что источниками финансирования Учреждения являются:
* бюджетные средства, направляемые в соответствии с бюджетными ассигнованиями, бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств;
* внебюджетные средства, направляемые территориальным фондом обязательного медицинского страхования Камчатского края и страховыми медицинскими организациями в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края (далее - Территориальная программа ОМС);
* средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для проведения расчетов Учреждению открыты лицевые счета в УФК по Камчатскому краю, в том числе для осуществления расчетов по обязательному медицинскому страхованию, для осуществления расчетов с бюджетом и по платным услугам, для осуществления расчетов по операциям с целевыми субсидиями (иные цели).
Таким образом, для учета средств обязательного медицинского страхования, поступающих от Фонда и Камчатского филиала АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед", предусмотрен отдельный лицевой счет.
Перечисление средств нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий, на счета, на которых в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям, предусмотрено пунктом 10 Правил N 332.
Таким образом, вывод суда, о том, что на лицевом счете, с которого Учреждением была оплачена стоматологическая установка, аккумулируются денежные средства, в том числе, поступающие из Министерства здравоохранения Камчатского края, от оказанных учреждением платных услуг не соответствует обстоятельствам дела.
При этом средства ОМС за медицинскую помощь, поступившие от страховой медицинской организации (Камчатского филиала АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед") и Фонда на лицевой счет для осуществления расчетов по обязательному медицинскому страхованию могут расходоваться только на цели, предусмотренные структурой тарифа, установленной частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением.
Приобретение за счет указанных денежных средств основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС.
Средства нормированного страхового запаса являются средствами целевого финансирования, направляемыми на оплату конкретных договоров.
При таких обстоятельствах вывод Фонда о наличии оснований для возврата ответчиком в бюджет Фонда денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, в размере 700 000 руб., является правомерным, обоснованным и соответствующим сложившейся судебной практике.
Таким образом, Учреждению надлежит восстановить на счет ГУ ТФОМС средства в размере 700 000 руб. использованные не по целевому назначению.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что оплата медицинского оборудования по договору от 23.03.2018 N 0338300007218000020 на поставку установки стоматологической за счет средств ОМС в размере 700 000 руб. является нецелевым использованием средств ОМС, уплата Учреждением суммы штрафа в размере 70 000 руб., является законным и обоснованным.
Вводы суда первой инстанции об обратном коллегия находит ошибочными, в связи с чем в данной части решение подлежит отмене.
С соответствии с пунктом 8 Соглашения N 7 Фонд вправе направить требовании о возврате медицинской организацией средств, полученных в соответствии с соглашением в случае несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных соглашением.
Поскольку медицинское учреждение произвело оплату стоматологической установки за счет средств ОМС, предназначенных для оплаты медицинской помощи, а средства нормированного страхового запаса, перечисленные Фондом на приобретение данной установки не использованы по целевому назначению и находятся на лицевом счете Учреждения, требование Фонда в части возврата в бюджет Фонда средства нормированного страхового запаса территориального фонда в сумме 700 000 руб., не использованных для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования (стоматологической установки) с соблюдением условий, установленных Соглашением, является обоснованным, с чем также правомерно согласился суд первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы медицинской организации об обратном коллегия считает несостоятельными и не имеющими правовой основы.
Суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о законности требования Фонда о возврате суммы средств ОМС, поскольку наличие нарушений при их использовании является безусловным основанием для возврата денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что требования КГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" не подлежали удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, в части пункта 1 об обязании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" в срок до 20.06.2019 включительно вернуть в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000,00 рублей (оплата стоматологической установки); уплате штрафа в сумме 70 000,00 рублей (10% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению), а также в части обязания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя на основании пунктов 1, 3 части 1 статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно апелляционная жалоба Фонда подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы КГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" коллегия относит на медицинское учреждение судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1500 руб.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату КГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края на решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2019 по делу N А24-4775/2019 удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2019 по делу N А24-4775/2019 в части признания недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, в части пункта 1 об обязании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" в срок до 20.06.2019 включительно вернуть в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000,00 рублей (оплата стоматологической установки); уплате штрафа в сумме 70 000,00 рублей (10% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению), а также в части обязания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - отменить.
В удовлетворении требований государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" в части признания недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, в части пункта 1 об обязании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" в срок до 20.06.2019 включительно вернуть в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000,00 рублей (оплата стоматологической установки); уплате штрафа в сумме 70 000,00 рублей (10% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению) отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2019 по делу N А24-4775/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 25.12.2019 N 165830 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4775/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края
Третье лицо: Минздрав КК, Министерство здравоохранения Камчатского края, ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ОАО Согаз Мед, ООО "Дентс Мед", Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1545/20
25.02.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-439/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4775/19
20.06.2019 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4775/19