город Москва |
|
25 февраля 2020 г. |
дело N А40-142150/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.02.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Яковлева Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2019
по делу N А40-142150/19
по заявлению Фонда кино (ОГРН 1037739682925)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550)
третье лицо: ИФНС России N 33 по г. Москве
об оспаривании решения;
при участии:
от заявителя - Федотов С.А. по доверенности от 09.01.2020;
от заинтересованного лица - Клюевский Г.В. по доверенности от 09.09.2019;
от третьего лица - Тимохина И.Н. по доверенности от 31.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2019 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 10.09.2018 N 119275 и на Межрайонную ИФНС России N 46 г. Москве возложена обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об ООО "Продюсерский Центр "Кинотун" (ООО "ПЦ Кинотун"), как о действующем юридическом лице.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Согласно положениям ст. ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом о государственной регистрации.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано либо по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом либо по решению суда, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством для обоих случаев.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" введена в действие ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующая административную процедуру (по инициативе регистрирующего органа) прекращения деятельности юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу ч. 2 названной статьи исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации.
Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа установлен главой VII Федерального закона N 129-ФЗ.
Статья 21.1 Закона N 129-ФЗ дублирует положения ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и в качестве необходимых и достаточных для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц признаков недействующего юридического лица предусматривает: непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету (п. п. 1, 2). Кроме того, данная норма предусматривает, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4).
Согласно п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 данного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
С учетом предусмотренной ст. ст. 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц исключение регистрирующим органом такого лица из государственного реестра является самостоятельным действием, которое совершается им после принятия и опубликования решения о предстоящем исключении недействующей организации и истечения срока для направления кредиторами и иными заинтересованными лицами своих заявлений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении ООО "ПЦ Кинотун" как недействующего юридического лица из реестра послужило наличие сведений из ИФНС России N 33 по г. Москве об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 27.12.2018 Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись за государственным регистрационным номером 6187750591000 об исключении юридического лица - ООО "Продюсерский Центр "Кинотун" (ОГРН 5137746103424, ИНН 7733862046) ("ПЦ Кинотун" - должник) из ЕГРЮЛ.
На момент принятия регистрирующим органом решения об исключении ООО "ПЦ Кинотун" из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом не учтено наличие у ООО "ПЦ Кинотун" неисполненных обязательств перед заявителем, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2018 по делу N А40-72071/2018, опубликованном в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/ в общем доступе. При этом 19.02.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по СЗАО вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО "ПЦ Кинотун", на основании исполнительного листа, выданного по делу N А40-72071/2018.
Принятие регистрирующим органом в порядке ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решения об исключении ООО "ПЦ Кинотун" из ЕГРЮЛ при наличии неисполненного судебного акта нарушает право заявителя на своевременную и эффективную защиту его прав и законных интересов, поскольку создает правовую неопределенность в отношении лица, обязанного отвечать на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2018 по делу NА40-72071/2018 и по исполнительному листу на основании которого возбуждено исполнительное производство N 25123/19/77057-ИП от 19.02.2019.
Указанное решение регистрирующего органа повлекло формальную утрату правоспособности должника, противоречит принципу обязательности исполнения судебных актов и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение инспекции не должно создавать препятствия к принудительному исполнению вступившего в законную силу судебного решения.
Данные действия инспекции повлекли нарушения ст. ст. 4, 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно постановлению от 18.05.2015 N 10-П Конституционного Суда Российской Федерации, положения п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку исключение такого юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.
В результате исключения из ЕГРЮЛ ООО "ПЦ Кинотун" стало невозможным установить его местонахождение, а также принадлежащее ему имущество, включая денежные средства, следовательно, правильно и своевременно исполнить судебный акт стало невозможно, что нарушает ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как исключение из ЕГРЮЛ юридического лица является основанием для возврата исполнительного листа (п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве), исполнительное производство, соответственно, подлежит окончанию (п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве), что в свою очередь повлекло несоблюдение принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, закрепленного в ст. 4 Закона об исполнительном производстве.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2019 по делу N А40-142150/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142150/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9773/20
27.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18847/2021
19.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142150/19
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9773/20
25.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81566/19
08.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142150/19