г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А56-111312/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцев Е.А.
при участии:
от заявителя: Завьялова А.В. по доверенности от 07.08.2018
от заинтересованного лица: Егоров Д.А. по доверенности от 30.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38799/2019) ООО "Яндекс.Такси" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2019 по делу N А56-111312/2019, принятое
по заявлению ООО "Яндекс.Такси"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яндекс Такси" (ОГРН: 5157746192731, адрес: 115035, Москва, ул. Садовническая, д. 82, стр. 2, пом. 916; далее - заявитель, Общество, ООО "Яндекс.Такси") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19, лит. А; далее - Управление, административный орган) об оспаривании представления от 26.09.2019 N 78-00-03/26-1823-2019 и постановления от 26.09.2019 N 78-00-03/24-2028-2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 101 000 руб.
Решением от 29.11.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Яндекс.Такси" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Яндекс.Такси" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в результате проведения административного расследования, возбужденного в отношении ООО "Яндекс.Такси" на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 78-00-03/23-0351-2019 от 12.09.2019 по материалам средств массовой информации, размещенных в сети Интернет, установлено, что ООО "Яндекс.Такси" допустило нарушение статьи 8, части 1.2 статьи 9, части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга на перекрестке Обводного канала и Старо-Петергофского проспекта 23.07.2019 произошло ДТП с участием автомобиля такси, имеющего оклейку "Яндекс.Такси", марки "ШКОДА РАПИД", регистрационный знак Х269СН178 и грузового транспортного средства "Петербилт", в результате данного ДТП погибли два пассажира такси и один пассажир госпитализирован в больницу в тяжелом состоянии.
При проверке информации о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга на интернет - портале Комитета по транспорту Санкт-Петербурга "http://data.gov.spb.ru/opendata/7830001067-licenses_taxi/" установлено, что данные о выданном разрешении на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга на транспортное средство марки "ШКОДА РАПИД", регистрационный знак Х269СН178 отсутствуют. Таким образом, Общество ввело потребителей в заблуждение относительно качества, безопасности услуги по перевозке, не обеспечив гарантии качества и безопасности предлагаемой (службой такси) перевозчиками услуги.
По факту выявленного нарушения, 10.09.2019 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-00-03-1064-2019 в отношении ООО "Яндекс.Такси".
Постановлением от 26.09.2019 N 78-00-03/24-2028-2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб. и выдано предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.09.2019 N 78-00-03/26-1823-2019.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения к административной ответственности, не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения Общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Часть 2 статьи 14.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за обман потребителей, выразившийся во введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги).
В соответствии с частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с преамбулой Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с п. 3 ст. 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Таким образом, владелец агрегатора - владелец программы для электронных вычислительных машин и (или) владелец сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляющий возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.
ООО "Яндекс.Такси" является владельцем агрегатора, что подтверждается условиями использования сервиса Яндекс.Такси, поскольку общество предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги; перед заказом услуги общество предоставляет возможность потребителю ознакомится с информацией о цене услуги; с помощью сервиса Яндекс.Такси потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
ООО "Яндекс.Такси" является владельцем агрегатора Яндекс.Такси.
Взаимоотношения между потребителем и агрегатором урегулированы Законом от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно пункта 1.2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации.
Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель с помощью мобильного приложения "Яндекс.Такси", либо через сайт "http://taxi.yandex.ru" или по номеру телефона +7 (812) 366 66 66 заказывает транспортную услугу по перевозке (такси).
Потребитель может оплачивать услугу по перевозке пассажиров и багажа легковым такси банковской картой через приложение "Яндекс.Такси" для iOS (версия 8.0 и выше) и Android (версия 4.0 и выше), согласно информации предоставленной на сайте "http://taxi.yandex.ru".
На основании определения об истребовании сведений, дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении от 12.09.2019 N 78-00-03/23-0321-2019, сформированным в рамках проведения административного расследования по части 2 статьи 14.7 КоАП РФ, представителем ООО "Яндекс.Такси" предоставлены документы исх. N 337734 от 26.08.2019, согласно которым информация о перевозчике (службе такси), принявшей заказ (партнере сервиса "Яндекс.Такси") была доведена обществом в мобильном приложении 23.07.2019: ООО "ЭВАЛАЙН", ОГРН: 1147847239847, адрес: 194295, г. Санкт-Петербург, Выборгский район, пр. Художников, д. 21, кв. 21, часы работы: 9:00-18:00, машина марки "ШКОДА РАПИД", регистрационный знак Х269СН 178 была добавлена в сервис "Яндекс.Таксй" - ООО "ЭВАЛАЙН".
Между ООО "Яндекс.Такси" и ООО "ЭВАЛАЙН" заключен договор N 62366/17 от 05.03.2017 на условиях, предусмотренных Офертой на доступ к сервису Яндекс.Такси.
Согласно положением Оферты на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису Яндекс.Такси, служба такси - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающее(ий) услуги по перевозке пассажиров и багажа и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки в соответствии с Законодательством РФ, заключившие с Яндексом договор на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису.
Водитель - физическое лицо, заключившее трудовой или гражданско-правовой договор со Службой Такси, либо являющееся индивидуальным предпринимателем/самозанятым - Службой такси, обладающее соответствующим правом на управление транспортным средством и осуществляющее фактическое управление Такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси или иных транспортных услуг, а также осуществляющее курьерскую доставку.
В соответствии с п. 2.2 раздела 2 Оферты на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису Яндекс.Таксй: "Яндекс имеет право запрашивать у Службы Такси документы, подтверждающие достоверность предоставленных Службой Такси данных о водителях, включая копии паспортов, водительских удостоверений, разрешений/уведомлений на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и/или иных транспортных услуг и исполнение Службой Такси обязательств, указанных в п. 2.3.3. Оферты. Запрос о предоставлении документов может быть отправлен Яндексом по электронной почте на адрес электронной почте Службы Такси, указанный в Партнерском веб-интерфейсе".
Согласно п. 2.3.3. Оферты "Служба Такси обязуется: предоставлять Яндексу в течении срока действия Договора информацию ( далее- Информацию), включая персональные данные Водителей, фирменной наименование и адрес Службы Такси, необходимую для оказания Яндексом Службе Такси Услуг и в целях реализации прав и законных интересов Яндекса, его партнеров и Пользователей, в том числе в целях, указанных в п. 2.2.11 и 2.2.12 Оферты".
Привлекая для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси неограниченного круга потребителей, партнеров - служб такси, осуществляя их доступ к сервису, функциональным возможностям, допуск представителей партнера (водителей) к принятию заявки (заказа) к исполнению в отсутствии документов, подтверждающих допуск представителей партнера (водителей) к оказанию услуг по перевозке пассажиров: водительского удостоверения, выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга, проведенных предрейсовых контролях технических состояний транспортных средств, проведенных предрейсовых медицинских осмотров водителей, тем самым агрегатор не обеспечивает гарантии качества и безопасности предлагаемой потребителям услуги по перевозке.
Специфика взаимоотношений агрегатора такси с пассажиром заключается в том, что заказ на перевозку принимает агрегатор при помощи мобильного приложения и СМС-сообщений с контактными данными водителя, маркой автомобиля и его государственным регистрационным знаком. На прибывающих автомобилях размещены сведения о самом агрегаторе, в результате чего у пассажира формируется мнение о заключении договора именно с агрегатором, а не с водителем.
Пассажир в такой ситуации был вправе рассчитывать на подачу ему технически исправного автомобиля, находящегося под управлением профессионального водителя.
Таким образом, ООО "Яндекс.Такси" допустило введение потребителей в заблуждение относительно качества и безопасности услуги по перевозке, не обеспечило гарантии качества и безопасности предлагаемой (службами такси) перевозчиками услуги.
Факт введения потребителей в заблуждение ООО "Яндекс.Такси" относительно потребительских свойств услуги по перевозке пассажиров легковым такси установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив степень общественной опасности допущенного правонарушения и отсутствие исключительности, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.7 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких основаниях суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 ноября 2019 года по делу N А56-111312/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яндекс.Такси" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Яндекс.Такси" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111312/2019
Истец: ООО "Яндекс Такси"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу