28 февраля 2020 г. |
А14-17642/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Ореховой Т.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн": Потехецкий А.С., представитель по доверенности N б/н от 09.01.2020, выданной сроком до 31.12.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": Назарова Л.А., представитель по доверенности N 7 от 09.01.2020, выданной сроком до 31.12.2020;
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2019 по делу N А14-17642/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" (ОГРН 1063667238216 ИНН 3666134789) к обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499 ИНН 7726671234) о возложении обязанности совершить определенные действия,
третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" (далее - истец, ООО "ТехноЛайн") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ответчик, ООО "РВК-Воронеж") о возложении обязанности в течение одного календарного дня с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу исполнять обязанности в соответствии с условиями единого договора N 9535 холодного водоснабжения и водоотведения от 20.03.2018 в части водоотведения путем содержания, технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок, мониторинга состояния и ликвидации аварий водоотводящих коммуникаций от канализационного колодца с отметкой 122.44/122.64/121.84 до канализационного колодца с отметкой 121.58/119.43/118.63, фактически используемых ООО "РВК-Воронеж" и предназначенных для водоотведения от нежилого здания, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Малаховского, 51, общей площадью 1628,2 кв.м., кадастровый номер 36:34:0208030:279; в случае неисполнения ООО "РВК-Воронеж" вступившего в законную силу решения по настоящему делу в установленный срок присудить в пользу истца денежную сумму в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 27.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Воронеж.
Определением суда от 11.04.2019 по ходатайству ООО "ТехноЛайн" по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО Экспертное Учреждение "Воронежский Центр Экспертизы".
Через канцелярию суда 28.08.2019 от ООО Экспертное Учреждение "Воронежский Центр Экспертизы" поступило заключение эксперта N 456/19 от 27.08.2019.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ТехноЛайн" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТехноЛайн" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ООО "РВК-Воронеж" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции Администрация городского округа город Воронеж не явилась, явку полномочных представителей не обеспечила.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.03.2018 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "ТехноЛайн" (абонент) заключен единый договор N 9535 холодного водоснабжения и водоотведения (далее - договор), согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду. Абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмом, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора).
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 1 (пункт 2 договора).
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 2. Местом исполнения обязательств по договору является местонахождение объектов и сооружений для присоединения (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 12 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
- обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или иной законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (подпункт "б"),
- предупреждать абонента о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и в случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт "к"),
- принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, а также по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт "л").
Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 19.02.2018, заключен на срок по 31.12.2019, а в части расчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 68, 69 договора).
Как следует из искового заявления в мае 2018 года истцом была выявлена механическая непроходимость (засорение) канализационных коммуникаций, используемых ответчиком для водоотведения и расположенных напротив принадлежащей абоненту производственной базы (г. Воронеж, ул. Малаховского, д. 51), в связи с чем истец обратился к ответчику с заявкой о проведении очистки соответствующих коммуникаций.
Позднее оператор ответчика по телефону сообщил, что засорение канализационных коммуникаций устранено. После доведения информации о том, что работы по очистке произведены не были, оператор предложил обратиться к ответчику с письменной претензией или решить возникший вопрос в судебном порядке.
В этой связи, с целью обеспечения надлежащей эксплуатации канализационных сетей, используемых ООО "РВК-Воронеж" для водоотведения по договору, истец был вынужден обратиться к ответчику с письменным заявлением N 25/06 от 25.06.2018, а также досудебной претензией N 10/07 от 10.07.2018, в которых истец повторно просил ответчика устранить засорение путем очистки канализационных сетей.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из единого договора N 9535 холодного водоснабжения и водоотведения от 20.03.2018, к возникшему спору подлежат применению нормы Глав 30 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договорах энергоснабжения и возмездного оказания услуг.
В силу ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 644 установлено, что к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 20 Правил).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 644 к договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25 Правил).
В соответствии со ст. ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пункт 2 Правил N 644 императивно определяет, что границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Иное усмотрение при определении границы балансовой принадлежности законом не допускается.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (пункт 23 Правил N 644).
Согласно пунктам 31 и 32 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Поскольку граница балансовой принадлежности сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования. При установлении обоих собственников (законных владельцев) точка поставки будет находиться на границе их сетей.
Судом установлено, что между сторонами возникли разногласия в отношении канализационной сети, расположенной напротив принадлежащей абоненту производственной базы (г. Воронеж, ул. Малаховского, 51).
Из материалов дела следует, что данная канализационная сеть, в акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водопровода и канализации, являющийся приложением N 1, 2 к договору N 9535 от 20.03.2018, не включалась, в собственности ответчика не находится.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 416-ФЗ, подпункта "в" пункта 34 Правил N 644 обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, осуществлять предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций возложена на собственников и иных законных владельцев централизованных систем водоотведения.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из материалов дела, 23.03.2012 между муниципальным образованием "Городской округ город Воронеж" (концедент), МУП "Водоканал Воронежа", МУП "ПУ Воронежводоканал", ООО "РВК-Воронеж" (концессионер) заключено концессионное соглашение, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения (имущество, необходимое для организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ город Воронеж), и осуществлять его эксплуатацию и обслуживание.
Состав переданного имущества закреплен в акте приема-передачи к концессионному соглашению от 31.05.2012 и конкретизирован в техническом паспорте на передаточные устройства "Канализационные сети Коминтерновского района". Место прохождения переданных сетей, технические характеристики (литеры, протяженность, диаметр) обозначены в графическом приложении к техническому паспорту.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Судом установлено, что в рамках концессионного соглашения от 23.03.2012 спорная канализационная линия ответчику во владение и пользование не передавалась.
Таким образом, вещное право (владение и пользование) у ООО "РВК-Воронеж" отсутствуют, как следствие, и обязательства по эксплуатации, ремонту, содержанию спорной линии не возникли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
На основании изложенного и принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19.04.2016 N 74-КГ16-1, право собственности на бесхозяйный объект недвижимости - сети водоснабжения может быть признано только за муниципалитетом; муниципальное образование несет обязанность по несению расходов на содержание бесхозяйных водопроводных трасс с момента обнаружения факта их заброшенности до момента определения водоснабжающей организации, которая должна обслуживать сети.
Довод истца о том, что ответчик фактически использует спорный участок канализации для водоотведения и получает от этого доход, судом отклонен в силу следующего.
В соответствии со статьями 6, 12, 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 ООО "РВК-Воронеж" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения на территории городского округа город Воронеж в зоне обслуживания, ограниченной сетями и сооружениями, используемыми ООО "РВК-Воронеж" для осуществления водоснабжения.
Как следует из Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 "Об определении гарантирующих организаций", ООО "РВК-Воронеж" не является единственной гарантирующей организацией на территории городского округа город Воронеж.
Таким образом, кроме ООО "РВК-Воронеж", в получении бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения заинтересованы несколько хозяйствующих субъектов.
Поскольку ряд хозяйствующих субъектов заинтересованы в получении недвижимого имущества - объектов водоснабжения и водоотведения для его дальнейшего обслуживания, следовательно, на территории городского округа город Воронеж существует конкуренция среди субъектов, имеющих возможность оказывать данные услуги.
Возложение на ООО "РВК-Воронеж" обязанностей по эксплуатации и содержанию спорной сети приведет к ограничению предпринимательской деятельности, осуществляемой иными гарантирующими организациями, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
На основании пункта 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Передаточный акт является документом, обосновывающим для гарантирующей организации расходы, связанные с содержанием бесхозяйных сетей. В отсутствие документа, юридически подтверждающего передачу сетей для эксплуатации, расходы на бесхозяйную сеть не могут быть учтены при расчете тарифа, то есть фактически содержание бесхозных сетей для гарантирующего поставщика является бесплатным, более того, затратным.
В связи с этим ООО "РВК-Воронеж", осуществляя деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению потребителей, технологически присоединенных к водопроводным сетям, в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе п. 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению всего городского округа город Воронеж в пределах своих сетей (зоны обслуживания), которые расположены на территории всего муниципального образования (как на правом берегу, так и на левом).
Довод истца о том, что ответчик, как гарантирующая организация, не принимает мер, направленных на передачу спорного канализационного участка в свое владение и пользование, судом отклоняется, как противоречащий материалам дела.
Порядок взаимодействия при аварийно-ремонтных работах на инженерных сетях, собственник и (или) эксплуатирующая организация по которым не определены, урегулирован Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2017 N 339 "О взаимодействии жилищно-коммунальных, оперативно-диспетчерских и аварийно-ремонтных служб городского округа город Воронеж при возникновении аварийных ситуаций".
В случаях, если к устранению данной аварии муниципальное образование привлекает ООО "РВК-Воронеж", то услуги данной организации на устранение аварийных ситуаций на подобных сетях оплачиваются из бюджета городского округа город Воронеж.
При этом, администрация вправе привлекать к данным работам других подрядчиков.
При таких обстоятельствах, у истца не имеется оснований для возложения именно на ответчика эксплуатационной ответственности за спорный участок, которым он не владеет на вещном праве.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что до настоящего времени никаких аварий на спорной канализации не выявлено, линия работает без подтопа.
При проведении экспертного обследования (экспертное заключение N 456/19 от 27.08.2019) и при комиссионном обследовании спорного участка установлено, что имеющиеся отложения песка не препятствуют водоотведению, канализационная линия работает в нормальном режиме.
Истцом не представлено доказательств наличия каких-либо затруднений в водоотведении от здания ООО "Техно-Лайн" по причине бездействия непосредственно ответчика (ст. 9,65 АПК РФ).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Расходы по госпошлине на основании ст. 110 АПК РФ отнесены на истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик фактически использует спорный участок канализации для водоотведения и получает от этого доход, отклоняется судебной коллегией исходя из следующего.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 ООО "РВК-Воронеж" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения на территории городского округа город Воронеж в зоне обслуживания, ограниченной сетями и сооружениями, используемыми ООО "РВК-Воронеж" для осуществления водоснабжения.
Как следует из Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 "Об определении гарантирующих организаций", ООО "РВК-Воронеж" не является единственной гарантирующей организацией на территории городского округа город Воронеж.
Таким образом, кроме ООО "РВК-Воронеж", в получении бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения заинтересованы несколько хозяйствующих субъектов.
Поскольку ряд иных хозяйствующих субъектов заинтересованы в получении недвижимого имущества - объектов водоснабжения и водоотведения для его дальнейшего обслуживания, следовательно, на территории городского округа город Воронеж существует конкуренция среди субъектов, имеющих возможность оказывать данные услуги.
Возложение на ООО "РВК-Воронеж" обязанностей по эксплуатации и содержанию спорной сети приведет к ограничению предпринимательской деятельности, осуществляемой иными гарантирующими организациями, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
На основании пункта 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Передаточный акт является документом, обосновывающим для гарантирующей организации расходы, связанные с содержанием бесхозяйных сетей. В отсутствие документа, юридически подтверждающего передачу сетей для эксплуатации, расходы на бесхозяйную сеть не могут быть учтены при расчете тарифа, то есть фактически содержание бесхозных сетей для гарантирующего поставщика является бесплатным.
В связи с этим ООО "РВК-Воронеж", осуществляя деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению потребителей, технологически присоединенных к водопроводным сетям, в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе п. 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению всего городского округа город Воронеж в пределах своих сетей (зоны обслуживания), которые расположены на территории всего муниципального образования (как на правом берегу, так и на левом).
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ответчик, как гарантирующая организация, не принимает мер, направленных на передачу спорного канализационного участка в свое владение и пользование, отклоняются как неоснованные на материалах дела.
Порядок взаимодействия при аварийно-ремонтных работах на инженерных сетях, собственник и (или) эксплуатирующая организация по которым не определены, урегулирован Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2017 N 339 "О взаимодействии жилищно-коммунальных, оперативно-диспетчерских и аварийно-ремонтных служб городского округа город Воронеж при возникновении аварийных ситуаций".
В случаях, если к устранению данной аварии муниципальное образование привлекает ООО "РВК-Воронеж", то услуги данной организации на устранение аварийных ситуаций на подобных сетях оплачиваются из бюджета городского округа город Воронеж.
При этом, администрация вправе привлекать к данным работам других подрядчиков.
При таких обстоятельствах, у истца не имеется оснований для возложения на ответчика эксплуатационной ответственности за спорный участок, которым он не владеет на вещном праве.
Кроме того, из материалов дела не следует, что до настоящего времени были аварии на спорной канализации.
При проведении экспертного обследования (экспертное заключение N 456/19 от 27.08.2019) и при комиссионном обследовании спорного участка установлено, что имеющиеся отложения песка не препятствуют водоотведению, канализационная линия работает в нормальном режиме.
Истцом не представлено доказательств наличия каких-либо затруднений в водоотведении от здания ООО "Техно-Лайн" по причине бездействия ответчика (ст. 9,65 АПК РФ).
Ссылка в апелляционной жалобе на акт от 13.05.2019 N 433 как основание отмены судебного акта отклоняется судебной коллегией в связи с неверным правоприменением истцом норм права без учёта фактических обстоятельств дела.
В случае наличия у сети статуса бесхозяйного имущества наступают иные правовые последствия, нежели предложено истцом, законодательно предусмотрен иной порядок передачи бесхозяйного имущества в пользование ресурсоснабжающей организации.
Истец не лишен права на защиту своих законных интересов в ином порядке, в частности, в соответствии Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2017 N 339 "О взаимодействии жилищно-коммунальных, оперативно-диспетчерских и аварийно-ремонтных служб городского округа город Воронеж при возникновении аварийных ситуаций".
В частности, в соответствии с п. 1.10.1 Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2017 N 339 следует, что к проведению аварийно-ремонтных работ на инженерных сетях и объектах, собственник и (или) эксплуатирующая организация по которым не определены, могут привлекаться:
- специализированные организации;
- муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж "Городская аварийно-ремонтная служба" (МКУ "ГАРС").
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, они не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя - ООО "ТехноЛайн".
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2019 по делу N А14-17642/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17642/2018
Истец: ООО "ТехноЛайн"
Ответчик: ООО "РВК-Воронеж"
Третье лицо: Администрация ГО г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2410/20
24.06.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-660/20
18.03.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-17642/18
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2410/20
28.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-660/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-17642/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-17642/18