г.Самара |
|
28 февраля 2020 г. |
Дело N А65-5826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
конкурсный управляющий Шарипов Марат Зуфарович - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
третье лицо: Леонов С.С. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2020 года апелляционную жалобу конкурсного управляющего Шарипова Марата Зуфаровича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 года по делу N А65-5826/2019 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению конкурсного управляющего Шарипова Марата Зуфаровича, Республика Татарстан, г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Леонов С.С., Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Шарипов Марат Зуфарович (далее - арбитражный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе исключить из ЕГРЮЛ сведения о заявителе - конкурсном управляющем ООО "Областная газораздаточная компания" Шарипове М.З, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Леонов С.С.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что полномочия Шарипова М.З. как арбитражного управляющего прекращены вступившим в законную силу судебным актом, соответствующие сведения об исключении Шарипова М.З. из перечня лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности, подлежали внесению в ЕГРЮЛ одновременно с внесением записи о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) процедуры банкротства ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ". Отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице, не может быть противопоставлено обязательности к исполнению вступившего в законную силу судебного акта и являться причиной отказа в удовлетворении заявления и восстановления нарушенных прав.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2017 по делу N А65-17714/2017 общество с ограниченной ответственностью "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1127746685802) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден Шарипов Марат Зуфарович.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2018 по делу N А65-17714/2017 производство о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" прекращено.
В связи с тем, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" был указан Шарипов Марат Зуфарович, 26.11.2018 арбитражный управляющий направил в адрес регистрирующего органа заявление об исключении сведений из ЕГРЮЛ.
Регистрирующим органом (исх. 2.3-12/002787 ЗГ) 03.12.2018 был дан ответ Шарипову М.З., со ссылкой на п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), согласно которому записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В инспекцию (вх.N 9570А) 19.02.2019 от Шарипова М.З. по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России (номер заявки - U01902194601769) поступили документы на государственную регистрацию. По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией 25.02.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации, в соответствии с подпунктом "а", пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, по следующей причине: направленные в регистрирующий орган документы не соответствуют Порядку направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденному приказом ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2011 N 21987), поскольку в контейнер Р14001 не вложен документ.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Положениями Закона N129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.
При этом согласно п.1.2. ст. 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Правила направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов определены приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ (ред. от 24.12.2015) "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" (зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2011 N 21987) (далее - Порядок).
Направляемые в регистрирующий орган электронные документы должны быть оформлены с учетом следующих требований:
1) при наличии у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи (в том числе в случае, когда заявителем является нотариус):
- необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение формируются в виде файла формата Excel, TIF, PDF;
- иные документы формируются в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка образцами документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.14 Порядка сформированные в соответствии с главой II настоящего Порядка файлы с использованием специализированного бесплатного программного обеспечения, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы в разделе "Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию", упаковываются (архивируются) в формате zip в пакет, содержащий несколько файлов (далее - транспортный контейнер).
Согласно п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.7.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, данные относительно физического лица отражаются в листе "К" (Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица). В отношении каждого такого физического лица заполняется отдельный лист К заявления.
Форма указанного заявления предусматривает необходимость заполнения сведений, как в отношении прежнего руководителя, так и в отношении нового руководителя юридического лица.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
К такому выводу пришла Судебная коллегия ВС РФ в определении от 22.01.2016 N 305-КГ15-18162 по делу N А40-6513/2015.
Исходя из положений пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, правом подписи указанного заявления обладает вновь избранный руководитель либо лицо действующее на основании доверенности.
Таким образом, в соответствии со статьям 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ для внесения требуемых конкурсным управляющим изменений установлен заявительный порядок регистрации, устанавливающий обращение заинтересованного лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Закон N 129-ФЗ не содержит иных (специальных) правил о регистрации изменений в ЕГРЮЛ в случае прекращения полномочий конкурсного управляющего.
В отношении требования об обязании инспекции исключить из ЕГРЮЛ сведения о заявителе, как о конкурсном управляющем ООО СТК "СТАНДАРТ ТЕХНОЛОГИИ" суд первой инстанции отметил следующее.
В силу пункта 3 статьи 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Признание судом незаконным решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Действующее законодательство не предусматривает возможности исключения записей и сведений реестра. Вместе с тем Шарипов М.З. не лишен возможности обратиться с иском к обществу и его участникам об обязании совершить действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, о прекращении его полномочий, как о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности.
Также в соответствии с п.5 ст.11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме Р34001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае внесения в ЕГРЮЛ на основании заявления по форме Р34001 записи о недостоверности сведения о заявителе, как о конкурсном управляющем общества с ограниченной ответственностью "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ", приобретают статус информации, которую третьи лица обязаны рассматривать как достоверную.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия Шарипова М.З. как арбитражного управляющего прекращены вступившим в законную силу судебным актом, в связи с чем, по мнению заявителя, соответствующие сведения об исключении Шарипова М.З. из перечня лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности, подлежали внесению в ЕГРЮЛ одновременно с внесением записи о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) процедуры банкротства ООО "Областная газораздаточная компания", судом апелляционной инстанции отклоняются. Законодательством в качестве последствия прекращения полномочий арбитражного управляющего вследствие прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрено обязательное внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, исключающих сведения об этом лице, на основании обращения последнего. Поскольку порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ императивно регламентирован законодательством, регистрирующий орган лишён возможности изменить его по своему или иному усмотрению.
Вместе с тем отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ в вышеуказанном случае записи о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице, не свидетельствует об отсутствии у заявителя иного правового способа разрешения данной ситуации.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 26 ноября 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить конкурсному управляющему Шарипову Марату Зуфаровичу из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04 декабря 2019 года N 254 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 года по делу N А65-5826/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить конкурсному управляющему Шарипову Марату Зуфаровичу из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04 декабря 2019 года N 254 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5826/2019
Истец: Арбитражный управляющий Шарипов Марат Зуфарович, г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Леонов С.С