Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2020 г. N 09АП-911/20
город Москва |
|
27 февраля 2020 г. |
Дело N А40-175745/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2019 года
по делу N А40-175745/19,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" (ОГРН 1037739285000)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании права,
третье лицо: Правительство Москвы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Атитанова Т.А. по доверенности от 20.02.2019 диплом ВСА 0726200 р/н 4010 от 05.07.2011;
от ответчика: Апрелов С.А. по доверенности от 28.11.2019 диплом ДВС 1097827 р/н 943 от 13.04.2001;
от третьего лица: Апрелов С.А. по доверенности от 09.09.2019;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 7-44 от 02.02.2007 г. в размере 4 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением суда от 29.11.2019 г. иск был удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителя истца и ответчика, находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения сторон возникли из договора аренды от 02.02.2007 г. N 7-44, предметом которого является нежилой объект (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью 129 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37.
13.09.2016 г. между арендодателем и арендатором заключено дополнительное соглашение N 07-00044/07 от 02.02.2007 г. к договору аренды, согласно которому с 13.09.2016 г. устанавливается ставка арендной платы за 1 кв.м., в год равной 10 365 руб. на основании заключения об определении рыночной стоимости права пользования объектов нежилого фонда на условиях договора аренды.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Москве 26.12.2016 г.
Согласно п. 5.1.3. договора, арендодатель имеет право направить арендатору уведомление в случае изменения размера арендной платы в соответствии с разделом 6 настоящего договора.
В силу п. 6.2. дополнительного соглашения, в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
Как указал истец, Департамент в адрес арендатора направил письмо за исх. N 33-6-107230/16-(0)-1 от 26.12.2016 г., из содержания которого следует, что в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по представлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, от 25.12.2012 N 800- ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" по договору аренды от 02.02.2007 N 07- 00044/07 нежилого помещения общей площадью 129 кв. м. по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37, арендная плата на период с 01.01.2017 г. устанавливается в размере 4 500 руб. за 1 кв. м. Арендная плата должна вноситься ежемесячно до 5-го числа текущего месяца, в размере части годовой арендной платы.
Арендатору также поступило письмо за исх. N 33-6-335242/17-(0)-1 от 24.10.2017 г. из содержания которого следует, что Департамент городского имущества города Москвы направляет уведомление об изменении арендной ставки взамен ранее направленному и уведомляет о том, что в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 года N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по представлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" по договору аренды от 02.02.2007 N 07- 00044/07 нежилого помещения общей площадью 129 кв. м. по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37, арендная плата на период с 01.01.2017 г. устанавливается в размере 11 401 руб. 50 коп., за 1 кв. м. в год.
Тем самым за период с 01.01.2017 г. по 24.10.2017 г. арендодатель осуществил перерасчёт суммы арендной платы в сторону увеличения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2018 по делу N А40-100851/18 признано недействительным уведомление N 33-6-335242/17-(0)-1 от 24.10.2017 г.; установлено, что арендатор обладает правом на применение льготной ставки исходя из размере 3500 руб. в год за 1 кв.м. за период с 13.09.2016 г. по 31.12.2016 г., и 4500 руб. в год за 1 кв.м. в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2019 г. по делу N А40-290882/18 за арендатором признано право на применение ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м. помещения за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.
В соответствии п. 2 дополнительного соглашения от 13.09.2016 ставка арендной платы по договору за 1 кв. м. в год, установлена сторонами с 13.09.2016 в сумме 10 365 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования помещением.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, при соблюдении следующего условия: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок действия договора аренды, заключенного между сторонами данного спора, Дополнительным соглашением от 13.06.2016, подписанным обеими сторонами продлен до 12.09.2026, и кроме того, указанным соглашением с 13.09.2016 установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда в сумме 10 365 руб. за 1 кв. м в год без НДС (п. 2 Дополнительного соглашения от 13.09.2016).
Таким образом, продление срока действия договора аренды предполагает установление рыночной ставки арендной платы.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения, а потому выводы суда первой инстанции, относительно того, что заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды не является обстоятельством, свидетельствующим об утрате права на имущественную поддержку субъекту малого предпринимательства, поскольку изменений в статусе общества не произошло, и условия договора сторонами не изменялись и продолжают действовать, судебная коллегия находит ошибочными и противоречащими нормам гражданского законодательства.
В силу положений статей 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" непосредственно Департамент правомочен проводить мероприятия по оценке сдаваемых в аренду объектов государственного имущества и определению рыночной стоимости годовой арендной платы.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в редакции от 02.12.2016, с 01.01.2017 имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в сумме 4 500 рублей за кв. м в год предоставлена, в частности, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1).
При этом пунктом 1(1) названного Постановления, вступившим в силу с 01.01.2017, установлено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 постановления.
Пункт 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП предусматривает, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1), оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) Постановления.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Поскольку договором аренды от 02.11.1999 г. N 9-517/99 в редакции дополнительного соглашения от 18.08.2015 арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка в данном случае может предоставляться истцу только в порядке, предусмотренном пункте 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, то есть на основании решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, принимаемого Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства на основании заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления истцу имущественной поддержки.
Деятельность в целях реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", осуществляет именно Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в соответствии с п. 1.2 Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Комиссия.
Порядок обращения через Департамент городского имущества города Москвы в Комиссию или непосредственно в Комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства носит заявительный характер.
Таким образом, полномочия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, делегированы исключительно Межведомственной комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства как отраслевому органу исполнительной власти города Москвы.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия решения Комиссии о предоставлении ООО "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы на 2019 г., суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсутствуют основания для применения льготной ставки.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и закону и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ, суд-
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2019 года по делу N А40-175745/19 отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Взыскать с ООО "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" в доход федерального бюджета РФ 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175745/2019
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО БЫТОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ "ТРАМП"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ