г. Тула |
|
2 марта 2020 г. |
Дело N А09-8743/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "УК Уютный Дом" (г. Брянск, ОГРН 1133256008192, ИНН 3257005285), от заинтересованного лица - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909)
надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.10.2019 по делу N А09-8743/2019 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Уютный Дом" (далее - ООО "УК Уютный Дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания управления муниципального контроля Брянской городской администрации от 15.08.2019 N 354/2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.10.2019 по делу N А09-8743/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрет на возможность присутствия заявителей при проведении проверки, по чьим обращениям проводится проверка.
Податель жалобы также указывает на то, что Брянская городская администрация (орган муниципального жилищного контроля) осуществляла проверку в отношении ООО "УК "Уютный дом" в рамках муниципального жилищного контроля, а не лицензионного контроля.
Заинтересованное лицо поясняет, что согласно представленным управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации квартиры N 1, N 21, N 80, в многоквартирном доме N 51 по ул. 22 Съезда КПСС города Брянска находятся в муниципальной собственности. Таким образом, управление муниципального контроля Брянской городской администрации обладает полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля, в том числе и в отношении общего имущества в этом доме.
По мнению заявителя жалобы, приводимая обществом ссылка на определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу N 307-АД16-13243, не может быть учтена, так как в определении дается правовая оценка привлечения лицензиата к административной ответственности по статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не правомерности выдачи органом муниципального контроля предписания об устранении выявленных нарушений. Также пунктом 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год разъясняет вопрос правомерности привлечения органом местного самоуправления к административной ответственности лицензиатов, а не вопрос правомерности выдачи органом местного самоуправления предписания лицензиату по итогам проведения мероприятий по муниципальному жилищному контролю. В связи с чем указанная заявителем в обоснование своих требований правоприменительная практика не может быть применена к рассматриваемому спору.
Администрация также ссылается на то, что запретом на осуществление государственного жилищного надзора в отношении лицензиатов, установленным в части 7 статьи 20 Жилищного кодекса российской Федерации, законодателем урегулировано, в каких случаях орган государственного жилищного надзора может осуществлять лицензионные контроль, а в каких случаях - государственный жилищный надзор. При этом указанный запрет не распространяет свое действие на иные виды жилищного контроля (как муниципальный, так и общественный).
ООО "УК Уютный Дом" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от общества и администрации поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва и возражения на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Уютный Дом" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 1 от 22.04.2015.
Как усматривается из материалов дела, на основании обращения жителей от 10.07.2019 вх. N 2440 администрацией издано распоряжение от 30.07.2019 N 354/2019 о проведении внеплановой документарно/выездной проверки в рамках осуществления муниципального жилищного контроля соблюдения ООО "УК Уютный Дом" обязательных требований в сфере жилищных отношений при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами N 51 по ул. 22 Съезда КПСС города Брянска.
01.07.2019 администрация с участием жильцов составила акт обследования.
По результатам проверки администрацией составлен акт проверки от 15.08.2019 N 354/2019, а также в отношении общества вынесено предписание от 15.08.2019 N 354/2019.
Названной проверкой выявлены нарушения п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п.п. 11, 13, 14 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, п.п. 3.2.3, 5.9.2, 5.9.3, 5.9.29 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, а именно не выполнены работы по обеспечению герметичности ствола и частично клапанов и ковшов мусоропровода, надлежащее остекление мест общего пользования МКД N 51 по ул. 22 Съезда КПСС, г. Брянска.
Согласно данному предписанию обществу в срок до 01.10.2019 необходимо восстановить герметичность ствола мусоропровода в подъезде N 4 между этажами 4/3; установить загрузочный клапан между 8/7 этажами 5 подъезда, между 8/7 и 3/2 в 4 подъезде, в 4 подъезде ковш между 6/5 этажами; во 2 подъезде между 6/5 этажами установить фиксатор на ковш мусоропровода, а также выполнить остекления оконных рам между 7/6, 5/4, 4/3 этажами во 2 подъезде МКД N 51 по ул. 22 Съезда КПСС, г. Брянска.
Посчитав, что данное предписание нарушает права и законные интересы общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, у администрации отсутствуют правовые основания для проведения проверки деятельности общества по содержанию общего имущества многоквартирного дома (лицензионной деятельности), поскольку полномочия на проведение проверок в отношении управляющих компаний, обладающих лицензиями, органами государственной власти Брянской области администрации не делегировались. Таким образом, в отношении общества, как лицензиата проведена проверка не уполномоченным на проведение таких проверок лицом.
По мнению суда, у заинтересованного лица не имелось оснований для привлечения собственников квартир - N 35 Сиворонева Л.Ф. и N 140 Шепотапьев В.И., которые расписались в акте от 01.08.2019 при проведении визуального осмотра общего имущества многоквартирного дома N 51 по ул. 22 съезда КПСС г. Брянска, поскольку ни в акте осмотра от 01.08.2019, ни в акте проверке от 15.08.2019 не имеется никаких данных о том, что привлеченные к участию в данном мероприятии по контролю вышеуказанные собственники квартир имеют специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованы в установленном Правительством порядке. Кроме того, вышеуказанные граждане не указаны в распоряжении о проверке от 30.07.2019 N 354/2019 как лица, уполномоченные на ее проведение.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (ч. 1.1).
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1).
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 2.2).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи (ч. 3).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (ч. 4.2).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ч. 5):
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Из указанных норм суд апелляционной инстанции делает следующие выводы.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, а также выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Закона Брянской области от 08.04.2013 N 21-З "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области" орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории поселения, городского округа перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, определяются в соответствии с уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами.
Предметом муниципального жилищного контроля на территории Брянской области является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Брянской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Закона Брянской области от 08.04.2013 N 21-З должностные лица органа муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Брянска, утвержденного Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 28.08.2013 N 1071, муниципальный жилищный контроль осуществляется от имени Брянской городской администрации ее структурным подразделением, уполномоченным муниципальным правовым актом на осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Брянска.
Подпунктом 5 пункта 3.1 Положения об управлении муниципального контроля Брянской городской администрации, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2019 года N 1208, осуществление муниципального жилищного контроля отнесено к функциям управления муниципального контроля Брянской городской администрации.
Следовательно, управления муниципального контроля Брянской городской администрации является уполномоченным органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
Как следует из пункта 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, положения статьи 20 ЖК РФ и иных актов об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.
Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку, как этого помещения, так и общего имущества в этом доме.
Такой вывод следует из буквального содержания части 1.1 статьи 20 ЖК РФ.
Из материалов дела, в том числе из выписок реестра муниципальной собственности города Брянска следует, что квартиры 1, 21, 80 по ул. 22 съезда КПСС города Брянска относятся к муниципальному жилищному фонду.
Довод общества о том, что сам дом не относится к муниципальному жилому фонду, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку к из ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что под муниципальным жилом фондом понимаются жилые помещения и приходящееся на них часть общего имущества жилого дома в целом.
Ссылка общества на то, что в материалы дела не представлены свидетельства о праве муниципальной собственности, подлежит отклонению, поскольку настоящее дело не является спором о праве.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Многоквартирный дом N 51 расположенный по ул. 22 съезда КПСС города Брянска построен в 1982 году, введен в эксплуатацию 1983 году, согласно постановлению администрации города Брянска о муниципальной собственности от 17.05.1994 N 1117, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации от 22.12.993 N 2265, утвержден жилой фонд, являющийся муниципальной собственностью города Брянска. В соответствии с приложением N 2 многоквартирный дом N 51, расположенный по ул. 22 съезда КПСС города Брянска, включен в реестр муниципальной собственности г. Брянска.
Принимая во внимание, что право собственности на спорное имущество возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ, государственная регистрация права собственности на объект недвижимости могла быть проведена по желанию правообладателя.
На момент проведения проверки Брянская городская администрация не воспользовалась своим правом зарегистрировать объекты недвижимости, включенные в реестр муниципальной собственности, расположенные в многоквартирном доме N 51 по ул. 22 съезда КПСС города Брянска.
Следовательно, представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие у муниципального образования "город Брянск" права муниципальной собственности на вышеназванные квартиры.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что администрация вправе осуществлять проверки в отношении организации, осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием указанного жилого дома.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1).
Учитывая, что в указанном жилом доме имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, в силу чего содержание общего имущества в данном доме приходящегося на долю указанных жилых помещений также должно содержаться надлежащим образом, суд апелляционной инстанции считает, что орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении указанного объекта в целом.
Принимая во внимание, что общество на основании договора управления многоквартирным домом от 17.02.2016 на момент проверки осуществляло управление указанным спорным домом, суд апелляционной инстанции считает, что администрация обоснованно осуществила в отношении данного лица контрольные мероприятия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции о проведении проверки не уполномоченным лицом.
В части требования общества о признании незаконным предписания суд апелляционной инстанции считает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 17.02.2016 ООО "УК Уютный Дом" приняло на себя обязательства по выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г"); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункт "е").
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Из пункта 11 пункта Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290) следует, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угроза обнаружения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Пунктом 13 Минимального перечня N 290 предусмотрено, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных дверных заполнений помещений, относящихся к обществу имуществу в многоквартирном доме:
- проверка целостности оконных и дверных заполнении, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:
- при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 14 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов: проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода; при выявлении засоров - незамедлительное их устранение; чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности:
окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3 Правил N 170);
Из пункта 5.9.1 Правил N 170 следует, что мусоропровод включает в себя клапаны, дефлектор, зачистное моюше-дезинфицирующее устройство, шибер и мусоросборную камеру с оборудованием.
Пункт 5.9.2 Правил N 170 предусматривает, что ствол мусоропровода должен удовлетворять следующим требованиям:
- в месте прохода канатов через кровлю должна быть обеспечена водонепроницаемость;
- внутренняя поверхность ствола выполняется гладкой, без уступов, раковин, трещин и наплывов;
- в нижней части ствола мусоропровода должен быть установлен шибер:
- ствол мусоропровода должен иметь эффективную систему вентиляции с проходом воздуха по стволу из мусоросборной камеры, оборудован промывочным и прочистным устройством;
В соответствии с пунктом 5.9.3 Правил N 170 загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям:
а) размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола;
б) ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемого загрузочного клапана;
в) ковш должен иметь блокировку в закрытом положении;
г) в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода
д) при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному;
е) загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода;
ж) внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие.
Согласно пункту 5.9.29 Правил N 170 нарушать целостность и герметичность ствола мусоропровода категорически запрещается.
Из пункта 5.9.30 Правил N 170 следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна систематически проверять правильность эксплуатации и обслуживания мусоропроводов, проводить инструктаж рабочих мусоропровода по санитарному содержанию домовладений, по работе с устройствами для очистки, мойки и дезинфекции стволов мусоропроводов с автоматическим пожаротушением, по технике безопасности в жилищном хозяйстве,
Приложение N 7 Правил 170 устанавливает перечень работ, относящихся к текущему ремонту: герметизация стыков, мусоропроводы: восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16).
В рассматриваемом случае, в соответствии с часть 2 данной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
Из вышеприведенных норм следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (пункт 10), такое содержание включает в себя способы, установленные пунктом 11 данных правил.
В свою очередь, устранение выявленных нарушений, связанных с содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит в исключительную компетенцию управляющей компании, деятельность которой осуществляется за счет внесения платы собственниками помещений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что осуществляя деятельность по управлению МКД в соответствии с заключенным договорам управления от 17.02.2016, ООО "УК Уютный Дом" обязано обеспечить соблюдение требований, содержащихся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда N 170 и Минимальном перечни услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Изложенные обстоятельства указывают на неисполнение ООО "УК "Уютный дом" требований, установленных пунктами 10, 11 Правил N 491, пунктами 11,13,14 Минимального перечня N 290, пунктами 3.2.3, 5.9.2, 5.9.3., 5.9.2 Правил N 170, своевременно не обеспечило герметичность ствола и частично клапанов и ковшов мусоропровода, надлежащее остекление мест общего пользования МКД N 51 по ул. 22 съезд КПСС г. Брянска.
Данные обстоятельства установлены материалами дела и обществом по существу не оспаривались. Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Предписание административного органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, поэтому приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, доступными для понимания всеми лицами, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования, с тем чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях (бездействии) выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, которому оно выдано.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, вынесено в пределах компетенции заинтересованного лица.
Формулировки предписания точны и конкретны, не содержат неясности, предписание отвечает требованиям законности с учетом доказанности выявленных нарушений и исполнимости.
Сроки для устранения выявленных нарушений являются разумными.
Следовательно, указанный ненормативный правовой акт соответствует требованиям законности и исполнимости.
Нарушений процедуры при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания судом апелляционной инстанции не установлено.
Вывод суда первой инстанции о привлечении к проведению мероприятий по контролю не аттестованных в установленном порядке граждан, признается судом апелляционной инстанции ошибочным, не основанным на нормах действующего законодательства.
Поскольку присутствие граждан, проживающих в многоквартирном доме, в отношении которого проводилась проверка, не противоречат положениям Закона N 294-ФЗ и не нарушают права и законные интересы управляющей компании.
Граждане Сиворонова Л.Ф. кв. N 35 и Шепотаев В.И. кв. N 140 являются одними из заявителей, подписавших обращение N 2440 от 10.07.2019, которое в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ послужило основанием для проведения внеплановой проверки в отношении ООО "УК "Уютный дом".
Действующее законодательство Российской Федерации (Закон N 294, ЖК РФ) не содержит запрет на возможность присутствия заявителей, по чьим обращениям проводится проверка, при проведении выездной проверки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.13 Административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Брянска, утв. постановлением Брянской городской администрации от 04.10.2013 N 2434-п, в случае проведения внеплановой выездной проверки на основании поступления обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушений обязательных требований, предусмотренных законодательством, орган муниципального жилищного контроля информирует заявителя, направившего обращение или заявление, о времени и месте проведения такой проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, подтверждающим направление информации заявителю, что, соответственно, предполагает участие заявителя при проведении выездной проверки.
Довод общества о том, что невозможно провести проверку муниципального жилищного контроля в отношении общества, являющегося управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, суд апелляционной инстанции отклоняет в силу следующего.
Из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с этим положения статьи 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
То обстоятельство, что предметом проверки являлись обращения граждан собственников жилых помещений в доме, а само распоряжение и акт проверки не содержат ссылки на наличие в доме муниципального жилищного фонда, само по себе не может быть воспринято как указание на проведение проверки муниципальным органом в целях соблюдения лицензионных условий управления многоквартирным домом.
Ссылки на судебную практику подлежат отклонению, поскольку судебные акты, на которые ссылается заявитель, приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами. Нормы права применяются судами непосредственно с учетом фактических обстоятельств, установленных в каждом конкретном деле.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, у контролирующего органа имелись правовые основания для выдачи обязательного для исполнения предписания, целью которого является обеспечение безопасности и комфортного проживания в доме жильцов и сохранности жилого фонда.
С учетом изложенного оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя, является законным и обоснованным, обладает признаками исполнимости, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным предписания администрации и удовлетворения заявленных требований общества.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, а в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.10.2019 по делу N А09-8743/2019 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Уютный Дом" о признании незаконным предписания управления муниципального контроля Брянской городской администрации от 15.08.2019 N 354/2019 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8743/2019
Истец: ООО "УК Уютный Дом"
Ответчик: Брянская городская администрация