г. Челябинск |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А47-12270/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2019 по делу N А47-12270/2019.
Комитет по управлению имуществом города Оренбурга (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области, Управление, заинтересованное лицо):
- о признании недействительным решения от 16.07.2019 N 56/19-44910 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества сети водоснабжения, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул.Новая, д. 21/2;
- об обязании Управления осуществить постановку на государственный кадастровый учет и принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сеть водоснабжения, расположенную по адресу: г. Оренбург, ул. Новая, д.21/2 (т.1, л.д.3).
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жилищно-строительный кооператив N 79 (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2019 (резолютивная часть объявлена 10.12.2019) заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т.2, л.д.22-27).
С указанным решением не согласилось Управление (далее также - податель апелляционной жалобы), в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на незаконность и необоснованность вынесенного решения. Податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что в силу специфики правового режима спорного объекта недвижимости, предоставление проектной документации в данном случае не является основанием, препятствующим осуществлению государственного кадастрового учета и принятию на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного имущества, поскольку это противоречит нормам части 11 статьи 24, статьи 14 и части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункта 20 Требований к составлению технического плана, статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К апелляционной жалобе приложено дополнительное доказательство - копия письма Росреестра от 13.07.2016, в приобщении которой судом апелляционной инстанции отказано по основаниям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.04.2019 в орган кадастрового учета поступили заявления N 9/001/2019-51041, N 30-4857024 о постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - сети водоснабжения, назначение: 10.1. сооружения водозаборные, протяженность 24 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Новая, 21/2, условный номер: 56-56/001-56/999/001/2019-51041 (т.1, л.д.12-16).
В качестве документов, необходимых для принятия объекта недвижимости на учет как бесхозяйного, заявителем представлены:
- письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 22.06.2018 N НБ-02/3029;
- письмо ГБУ "Госкадоцентр Оренбургской области" N 1802 от 09.08.2018;
- письмо Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 20.09.2018 N 1-28/5683;
- письмо Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 12.07.2018 N КК-12-11/10591.
Также заявителем представлен технический план от 27.09.2018 (т.1, л.д.26-35), составленный на основании декларации об объекте недвижимости от 10.09.2018 (т.1, л.д.36-39).
По результатам рассмотрения документов 16.04.2019 государственным регистратором на основании п.п. 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий, оформленное уведомлением N56/999/001/2019-51041,30-4857024,56/19-21934 (т.1, л.д.17-22).
Регистрирующий орган посчитал, что заявителем не представлено доказательств того, что в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости законодательством Российской Федерации не предусмотрены подготовка и (или) выдача проектной документации, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию (статья 48, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 18.1 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-O3 "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области"), а также доказательств того, что сведения о сооружении подлежат указанию в техническом плане на основании декларации.
В целях устранения причин приостановления Управление рекомендовало заявителю обратиться к кадастровому инженеру для доработки технического плана с учетом выявленных противоречий, а именно включить в состав технического плана проектную документацию на заявленный к регистрации объект недвижимости.
21.05.2019 заявителем в регистрирующий орган предоставлены дополнительные документы:
- письмо Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга N 01-24/1852 от 19.04.2019 об отсутствии разрешительной документации на заявленный к постановке на учет объект недвижимости, согласно которому на заявленный объект не требуется выдача разрешительной документации в соответствии со статьей 18.1 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-O3 "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области", так как выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства и (или) реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства) до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др. (т.1, л.д.25);
- письмо Комитета по управлению имуществом города Оренбурга N 1-28/2658 от 14.05.2019, в котором изложена позиция по вопросу постановки на кадастровый учет и принятия на учет бесхозяйной недвижимой вещи в случае отсутствия необходимости получения разрешительной документации на строительство объекта, предназначенного для присоединения к точке подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и пр. в соответствии с нормами Закона Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области" (т.1, л.д.40).
Посчитав, что представленные для целей государственной регистрации дополнительные документы не относятся к документам, на основании которых может быть подготовлен технический план сооружения, Управление в порядке статьи 27 Закона N 218-ФЗ вынесло решение от 16.07.2019 N 56/19-44910 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества сети водоснабжения, расположенной по адресу: г.Оренбург, ул. Новая, д. 21/2 (т.1, л.д.6-11).
Принятие данного решения послужило основанием для обращения Комитета с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии следующих условий. Несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку законности оспариваемого акта, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Из материалов дела следует, что объект недвижимого имущества - сеть водоснабжения, расположенная по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Новая, 21/2 (трубопровод диаметром - 108 мм, протяженностью 25 м), не числится в реестре имущества, находящегося в собственности муниципального образования "город Оренбург", не проходила процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области, а также в реестре федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области, кроме того отсутствуют сведения о зарегистрированных до 29.04.1998 правах на данный объект недвижимости.
Таким образом, сведений о принадлежности данной сети водоснабжения кому-либо в материалах дела также не имеется. Названная сеть водоснабжения соответствует приведенному в законе понятию бесхозяйной вещи.
Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, вступившим в законную силу с 01.01.2017, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с пунктом 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Из материалов дела следует, что 04.04.2019 Комитет обратился в орган кадастрового учета с заявлениями N 9/001/2019-51041, N 30-4857024 о постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта - сеть водоснабжения, назначение: 10.1. сооружения водозаборные, протяженность 24 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Новая, 21/2, условный номер: 56-56/001-56/999/001/2019-51041, год завершения строительства - 1988 г.
В целях осуществления государственного кадастрового учета заявителем представлен технический план сооружения от 27.09.2018, составленный на основании декларации об объекте недвижимости от 10.09.2018.
В части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также в случаях строительства и (или) реконструкции: сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.), предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения, реконструируемого объекта, объекта незавершенного строительства) до точки подключения к системам тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др. (пункт 1 части 3 статьи 18.1 Закона Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области").
В соответствии с уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.04.2019, оспариваемому решению Управления об отказе в осуществлении кадастрового учета от 16.07.2019 N 56/19-44910, Управление ссылается на пункты 5, 7 части 1 статьи 26, статью 27 Закона N 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Из решения и уведомления о приостановлении следует, что в составе технического плана отсутствует проектная документация на заявленный к регистрации объект недвижимости.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что в данном конкретном споре непредставление проектной документации не является основанием, препятствующим осуществлению государственного кадастрового учета и принятию на учет в качестве бесхозяйного имущества, поскольку спорный объект недвижимости - сооружение возведено в 1988 г., предназначено для присоединения объектов до точки подключения к сетям водоснабжения, водоотведения.
Данная информация отражена в заключении кадастрового инженера технического плана сооружения от 27.09.2018, подаваемого на государственную регистрацию.
Соответствующие сведения указаны в техническом плане от 27.09.2018 на основании декларации об объекте недвижимости от 10.09.2018 в порядке части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ.
Поскольку спорный объект создавался до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с этим получение отдельного документа в виде разрешения на строительство объекта не требовалось.
Учитывая изложенное, из представленного в материалы настоящего судебного дела реестрового дела усматривается, что к заявлению об осуществлении кадастрового учета приложены все необходимые документы.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что предоставление проектной документации не является основанием, препятствующим осуществлению государственного кадастрового учета и принятию на учет в качестве бесхозяйного имущества, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий нормам материального права.
Доводы подателя апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом правильно установленных фактических обстоятельств, с учетом представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене либо изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2019 по делу N А47-12270/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12270/2019
Истец: Комитет по управлению имущества города Оренбурга
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Третье лицо: Жилищно-строительный кооператив N 79