г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А56-102198/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от заявителя: Иванова К.Н. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованного лица: Привалов В.А. по доверенности от 10.01.2020
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1920/2020) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 по делу N А56-102198/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Главное управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение, Василеостровское РЖА) от 24.07.2019 N 17-197/19-0-1 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга; об обязании Учреждения предоставить Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается Обществом, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда от 25.11.2019 оспариваемое решение Учреждения признано незаконным. Суд обязал Учреждение предоставить Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается Обществом, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что для проверки правильности определения объема поставляемого природного газа справки о регистрации не имеют правого значения, поскольку не участвуют в расчете; установление количества проживающих в жилом помещении отнесено к исключительным полномочиям (и обязанностям) истца; истец вправе обратиться к иным источникам сведений о вселении и регистрации. Указывает, что Василеостровское РЖА ведет учет и регистрацию только граждан нанимателей или членов семьи нанимателей по договорам социального найма.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", являющееся универсальным правопреемником ЗАО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (до 14.12.2010 именовавшееся ЗАО "Петербургрегионгаз", преобразовано 01.07.2016), осуществляет поставку природного газа населению г. Санкт-Петербурга с 01.04.2004 на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
15.06.2019 ЗАО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" обратился к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается заявителем, расположенных в Василеостровском районе г. Санкт-Петербурга.
Решением от 24.07.2019 N 17-197/19-0-1 Василеостровское РЖА отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ, Закон о персональных данных), в связи с тем, что запрашиваемая информация относится к категории конфиденциальной и запрашиваемые сведения не могут быть даны без согласия граждан.
Общество оспорило решение Учреждения от 24.07.2019 N 17-197/19-0-1 в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В статье 3 Федерального закона 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в том числе, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
При этом в части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ прямо предусмотрено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании части 3 статьи 6 Закона N 152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в материалах дела имеются договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в соответствии с 10 разделом которых, абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола обслуживающих организаций о количестве и лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями.
Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору поставки газа, а потому поставщик газа, выступающий в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями о должниках - абонентах.
Таким образом, следует признать, что при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, как в письменной, так и в устной форме, путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных, дает заявителю согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.
В соответствии с абзацами 1, 2, 6 пункта 4 Правил N 549 поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте-предложении о заключении договора, а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа, вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения, в частности, о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Истцом, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании части 1 статьи 6 Закона N 149-ФЗ обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с абзацем 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила N 713 Учреждение является организацией, ответственной за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, поскольку ее должностные лица включены в Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Учреждение является подведомственным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждением, участвующим в предоставлении государственной услуги по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания.
В силу пункта 4 Правил N 549, поставщик газа вправе запрашивать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, информацию, необходимую для проверки указанных заявителем в оферте-предложении о заключении договора сведений. Данное право не может быть ограничено по количеству лиц, обладающих необходимой информацией, так как на основании вышеуказанных положений действующего законодательства, данная информация может находиться в ведении подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления организаций, учреждений, предприятий.
В соответствии с положениями Распоряжения N 34-рп Учреждение является подведомственным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждением, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Данным распоряжением утвержден Перечень документов (сведений), находящихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждений, согласно которому Учреждение является обладателем следующей информации (документов): 1. Договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (ордер на жилое помещение, выданный до 01.03.2005); 2. Сведения из домовой книги; 3. Справка о регистрации по форме N 9; 4. Характеристика жилого помещения (справка по форме N 7).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Регламента он введен в целях предоставления ОВиРУ подразделениям, осуществляющим начисление оплаты жилья и коммунальных услуг, актуальных сведений о пользователях жилых помещений. Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что руководствуясь Распоряжением N 192-п, только должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан жилищного органа, правомочно подготовить документы, необходимые для регистрации, в том числе и оформить справку о регистрации установленной формы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 ноября 2019 года по делу N А56-102198/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102198/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: ГУ Главное управление по вопросам миграции МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области