город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2020 г. |
дело N А53-28426/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дудо В.А.,
при участии:
от истца: представители Дородницына М.В. по доверенности от 18.12.2019, Бойко О.А. по доверенности от 26.02.2020;
от ответчика: представитель Загорулин А.А. по доверенности от 01.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русская свинина, Миллерово" (ИНН 6149011350, ОГРН 1066149012050)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2019 по делу N А53-28426/2018
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378)
к обществу с ограниченной ответственностью "Русская свинина, Миллерово" (ИНН 6149011350, ОГРН 1066149012050)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Русская свинина, Миллерово" (далее - общество, ООО "Русская свинина, Миллерово") о взыскании 61 264 280 рублей 70 копеек субсидии.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2019, исковые требования удовлетворены, с общества взыскано 61 264 280 рублей 70 копеек, полученных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, из них: в счет возмещения средств федерального бюджета - 49 312 021 рубль 54 копейки, в счет возмещения средств областного бюджета - 11 952 259 рублей 16 копеек.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2019 по делу N А53-28426/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал следующее.
Суды, удовлетворяя требование министерства, сослались на неправомерное получение обществом субсидии. Между тем, суды не привели доказательства и не установили обстоятельства, которые обосновывают данный вывод. Суды также сделали вывод о недостижении обществом цели субсидирования, которую установили как приобретение оборудование элеватора. Между тем, оборудование для элеватора общество приобрело. Выводы судов об определении цели, на которую выделялись денежные средства, противоречивы, немотивированы ссылкой на доказательства и правовые акты. Суды установили, что субсидирование произведено за счет федерального и областного бюджетов, но не исследовали, во исполнение какой конкретно программы произведено субсидирование по каждому из соглашений, цели соответствующей программы, инвестиционного проекта, достигнуты ли данные цели обществом. В отсутствие исследования указанных обстоятельств выводы судов относительно не достижения обществом цели субсидирования являются недостаточно обоснованными. Суды не установили, на каком основании заключены соглашения от 25.10.2010 N 612323 (т. 1 л. д. 76), от 10.01.2013 N 6123-22 (т. 1 л. д. 79), от 13.03.2014 N 21 (т. 1 л. д. 82) и от 19.03.2015 N 1 (т. 1 л. д. 86). Также судебными инстанциями не установлен размер взыскиваемых субсидий по каждому договору и соглашению относительно к приобретенному оборудованию, средства какого бюджета направлялись на субсидирование по каждому соглашению. При исследовании доводов относительно заявленного обществом срока исковой давности судебные инстанции руководствовались моментом, с которого истцу фактически стало известно о нарушении целевого использования субсидий. Под данным моментом суды подразумевали время, когда министерство узнало о факте реализации оборудования элеватора. Суды не проверили, с какого момента министерству должно было стать известно о нарушении целевого использования субсидий исходя из условий заключенных соглашений, возложенной на министерство обязанности по контролю за целевым использованием субсидий.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2019 с ООО "Русская свинина, Миллерово" взыскано 61 264 280,70 рублей, полученных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, из них: в счет возмещения средств федерального бюджета - 49 312 021,54 рублей, в счет возмещения средств областного бюджета - 11 952 259,16 рублей. С ООО "Русская свинина, Миллерово" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Русская свинина, Миллерово" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что буквальное толкование содержания предмета договора о субсидировании от 03.12.2007 позволяет сделать вывод о том, что инвестиционный проект состоял из двух частей имеющих разные невзаимосвязанные цели - "Строительство свиноводческого комплекса", "Приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора". Целью заключения кредитного договора от 09.08.2007 N 070700/0076/2, в рамках которого производится возврат субсидии, является приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора. Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что ООО "Русская свинина, Миллерово" заключило с открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк" кредитный договор N 070700/0076/2 об открытии кредитной линии от 09.08.2007 в сумме 291765 руб. В соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 09.08.2007 N 070700/0076/2 кредитные средства выделялись на приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора. 31.01.2008 между ООО "Русская свинина, Миллерово" и ООО "Торговый Дом "Среднерусский" заключен договор N 1705 на поставку комплекта оборудования для элеваторно-складского хозяйства на сумму 89500 000,00 руб., осуществлена поставка оборудования и его оплата. В подтверждение целевого использования денежных средств, полученных по кредитному договору от 09.08.2007 N 070700/0076/2, ответчик представил соответствующие документы. Таким образом, в контексте заявленных требований о возврате субсидии по кредитному договору N 070700/0076/2 ответчиком соблюдены условия адресности предусмотренных бюджетом средств. В материалы дела представлено резюме инвестиционного проекта из которого следует, что строительные работы должны быть завершены в конце 2008 года. Следовательно, исковая давность должна исчисляться с 01.01.2009. Минсельхозпрод области вправе проверять исполнение условий договора, финансово-хозяйственное положение получателя субсидии, целевое использование кредитных средств. Ни с того момента, когда должен быть построен элеватор (31.12.2008), ни по истечении срока действия договора субсидирования (15.07.2015) истец не предпринял попыток по проверке целевого использования предоставленной субсидии, переложив функцию контроля на органы государственного финансового контроля (УФК по Ростовской области).
В отзыве на апелляционную жалобу министерство указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители истца не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в июне 2007 года общество обратилось в министерство с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыболовство, в российских кредитных организациях.
Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки на момент подачи обществом в министерство заявки регламентирован Положением о порядке субсидирования части расходов по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях (далее - Положение о субсидировании), утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 10.08.2006 N 315 (далее - Постановление N 315).
В целях получения субсидии общество представило в министерство все необходимые документы, предусмотренные Постановлением N 315, в том числе резюме инвестиционного проекта ООО "Русская свинина, Миллерово" (т. 4, л.д. 66), копию договора об открытии кредитной линии.
По результатам рассмотрения министерством представленных заявок на получение субсидий протоколом заседания рабочей группы по рассмотрению и утверждению перечня получателей финансовой поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов по кредитам, направленным на инвестиционные цели в 2007 году, утвержден перечень инвестиционных проектов, в числе которых и инвестиционный проект ООО "Русская свинина, Миллерово".
Согласно пункту 2.6 Положения, утвержденного Постановлением N 315, после утверждения перечня инвестиционных проектов министерство заключает с заявителями, по инвестиционным проектов которых вышеуказанной рабочей группой было принято положительное решение, договор о субсидировании части расходов по уплате процентной ставки по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыболовства по форме согласно приложению N 3 к Постановлению N 315.
03 декабря 2007 года между обществом и министерством заключен договор N 07/158 (т. 1, л.д. 21) о субсидировании части расходов по уплате процентов по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.
Предметом договора является предоставление субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов в рамках кредитных договоров от 09.08.2007 N 070700/0076/1 и 070700/0076/2, подлежащих субсидированию до 15.07.2015 на реализацию инвестиционного проекта "Строительство свиноводческого комплекса", "Приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора".
Пунктом 2.4 вышеназванного договора предусмотрены обязательства ООО "Русская свинина, Миллерово", в числе которых: реализация инвестиционного проекта в объеме и сроки, обозначенные в инвестиционном проекте и графике выполнения строительно-монтажных работ, обеспечение в процессе реализации.
Министерством утвержден перечень получателей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сроком от 2-х до 10-м лет, за счет средств федерального и областного бюджетов. ООО "Русская свинина, Миллерово" включена в реестр получателей субсидий по вышеуказанному договору об открытии кредитной линии.
В 2010 году общество обратилось в министерство с целью получения субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях, представив в числе прочих необходимых документов договор от 30.11.2010 N 100743/0065 (т. 1, л.д. 56) об открытии кредитной линии.
17 декабря 2010 года министерством утвержден перечень получателей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сроком от 2-х до 10-ти лет за счет средств федерального и областного бюджетов. ООО "Русская свинина, Миллерово" включена в реестр получателей субсидий по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2-х до 10-ти лет на уплату процентов по договору от 30.11.2010 N 100743/0065 об открытии кредитной линии.
В 2010 году министерством с ООО "Русская свинина, Миллерово" заключено соглашение от 25.10.2010 N 612323 (т. 1, л.д. 76) "О взаимодействии при реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы на период до 2013 года", сроком действия с даты подписания и до 31.12.2012.
Министерство в соответствии с соглашением от 25.10.2010 N 612323 предоставило обществу субсидии из средств областного и федерального бюджетов, выделяемых в рамках реализации государственной программы по видам поддержки согласно предоставленным заявкам и справкам-расчетам в пределах выделенных лимитов.
В 2013 году министерством с ООО "Русская свинина, Миллерово" заключено соглашение от 10.01.2013 N 6123-22 (т. 1, л.д. 78) "О порядке предоставления средств государственной поддержки (субсидий) и условиях взаимодействия при предоставлении средств государственной поддержки (субсидий) в рамках федеральных целевых программ, областных долгосрочных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории Ростовской области", сроком действия с даты его подписания и до 31 декабря 2013 года.
Министерство в соответствии с соглашением от 10.01.2013 N 6123-22 предоставило обществу в рамках реализации федеральных целевых программ и областных долгосрочных целевых программ средства государственной поддержки (субсидии) по видам поддержки согласно предоставленным заявкам и справкам-расчетам в пределах выделенных лимитов, на основании документов, подтверждающих выполнение необходимых условий для получения субсидии.
Министерством в 2014 году с ООО "Русская свинина, Миллерово" заключено соглашение от 13.03.2014 N 21 (т. 1, л.д. 82) "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в сельскохозяйственных кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет", сроком действия с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Предметом данного соглашения является взаимодействие министерства и ООО "Русская свинина, Миллерово" по вопросу предоставления государственной поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет.
В 2015 году министерством с ООО "Русская свинина, Миллерово" заключено соглашение от 19.03.2015 N 1 (т. 1, л.д. 86) "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в сельскохозяйственных кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет".
Срок действия - с даты подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Предметом данного соглашения является взаимодействие министерства и ООО "Русская свинина, Миллерово" по вопросу предоставления государственной поддержки из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет.
Управлением Федерального казначейства по Ростовской области проведена выездная проверка использования предоставленной ООО "Русская свинина, Миллерово" субсидии из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам на реализацию обществом инвестиционного проекта. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки министерства от 13.07.2018 (т. 3, л.д. 1-55).
Данной проверкой установлено, что в нарушение пункта 2.1 статьи 2 договора от 09.08.2007 N 070700/0076/2 ООО "Русская свинина, Миллерово" в 2008-2015 годах не обеспечено целевое использование полученного кредита в части приобретения оборудования для элеватора и развития свиноводческого комплекса и элеватора, фактическое конечное использование кредитных средств (пополнение оборотных средств) не соответствует целям инвестиционного проекта.
В связи с вышеизложенным, министерством в адрес общества направлена претензия от 09.08.2018 N 34-2071 с требованием возврата средств субсидии в сумме 61 264 280 рублей 70 копеек в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Письмом от 04.09.2018 N 168 ООО "Русская свинина, Миллерово" сообщило об отсутствии оснований для возврата субсидии.
Поскольку денежные средства в сумме 61 264 280 рублей 70 копеек на расчетный счет министерства не поступили, министерство обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в 2007 году ООО "Русская свинина, Миллерово" начата реализация инвестиционного проекта по созданию животноводческого комплекса по выращиванию мяса свинины, включающего строительство животноводческих помещений, приобретение оборудования, а также строительство элеватора для хранения комбикорма, что подтверждено резюме проекта.
Так, ООО "Русская свинина, Миллерово" с открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк" заключены следующие кредитные договоры: договор N 070700/0076/2 об открытии кредитной линии от 09.08.2007 в сумме 291 765 руб.; договор от 25.08.2009 N 090743/0017/2 в сумме 42 281 000 руб.; договор от 30.11.2010 N 107043/0065 в сумме 434 939 000 руб.
По условиям вышеуказанных договоров кредитные средства предоставлены на целевое использование, в том числе: в соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 09.08.2007 N 070700/0076/2 - на приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора; в соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 25.08.2009 N 090743/0017/2 - на приобретение оборудования; в соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 30.11.2010 N 100743/0065 - на проведение строительно-монтажных работ и приобретение оборудования.
В соответствии с п. 2.6 Положения, утвержденного Постановлением N 315, пп. 9.4, 9.5 Порядка, утвержденного Постановлением N 220, п. 2.9 Положения, утвержденного Постановлением N 58, перечисление средств субсидий осуществляется при условии подтверждения получателем субсидий целевого использования кредита (займа) по мере его освоения и предоставления расчетов размера субсидий.
Таким образом, вышеуказанные кредитные договоры заключены для обеспечения финансирования единого инвестиционного проекта ООО "Русская свинина, Миллерово" общей стоимостью 1,5 млрд. рублей, предусматривающего развитие свиноводства, что подтверждается письмом о включении ООО "Русская свинина, Миллерово" в национальный проект "Ускоренное развитие АПК" от 05.06.2007 N 1/НП.
Предоставление ООО "Русская свинина, Миллерово" субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам из федерального и областного бюджетов осуществлялось в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 1001, от 04.02.2009 N 90, от 28.12.2012 N 1460, 14.07.2012 N 717, администрации Ростовской области от 10.08.2006 N 315, от 13.05.2009 N 220, Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 58.
Как следует из вышеуказанных актов, каждая субсидия имеет конкретное целевое назначение во взаимосвязи с каждым видом предоставленного заемщику кредита.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Областного закона Ростовской области от 19.11.2009 N 326-ЗС "О развитии сельского хозяйства в Ростовской области" государственная аграрная политика в Ростовской области осуществляется по приоритетным направлениям путем предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" 03.12.2007 между ООО "Русская свинина, Миллерово" и министерством заключен договор N 07/158 о субсидировании части расходов по уплате процентов по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.
В дальнейшем между министерством и ООО "Русская свинина, Миллерово" были заключены соглашения о предоставлении указанной субсидии от 25.10.2010 N 612323, от 10.01.2013 N 6123-22, от 13.03.2014 N 21, от 19.03.2015 N 1, от 04.04.2016 N 324, от 27.03.2017 N 6, от 20.02.2018 N 5.
Соответственно, субсидирование по вышеуказанным договору и соглашениям осуществлялось в соответствии с договорами об открытии кредитной линии от 09.08.2007 N 070700/0076/1 и от 09.08.2007 N 070700/0076/2.
Кредиты в российских кредитных организациях предоставлялись на цели деятельности, которые были выделены из средств федерального бюджета на государственную поддержку в виде субсидий, имеющих конкретное целевое назначение.
Целью договора об открытии кредитной линии от 09.08.2007 N 070700/0076/1 являлось проведение строительно-монтажных работ по возведению свиноводческого комплекса на 4800 продуктивных свиноматок и элеватора на земельных участках, имеющих расположение в Каменском и Миллеровском районах Ростовской области.
Целью договора об открытии кредитной линии от 09.08.2007 N 070700/0076/2 являлось приобретение оборудования для вышеуказанного свинокомплекса и элеватора.
Вместе с тем, как усматривается из договора, его предметом является предоставление субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченному организацией кредиту (в рамках кредитных договоров от 09.08.2007 N 070700/0076/1 и N 070700/0076/2), подлежащему субсидированию до 15.07.2015, на реализацию инвестиционного проекта "Строительство свиноводческого комплекса, приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора". Предметом последующих заключенных в 2010, 2013-2018 гг. соглашений являлось предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Основанием для заключения соглашений между министерством и ООО "Русская свинина, Миллерово" являлось обращение получателя субсидии за получением государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам, поскольку средства для субсидирования в текущем финансовом году инвестиционных кредитов, субсидировавшихся в предыдущие годы, рассчитывались Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании годовых отчетов региона о получателях бюджетных средств в предшествующем году и доводились для субсидирования тех же самых кредитов в текущем году.
Предмет договора и соглашений о предоставлении государственной поддержки по привлеченным обществом кредитам по кредитным договорам от 09.08.2007 N 070700/0076/1 и N 070700/0076/2 является их существенным условием.
Нарушение условий вышеуказанных кредитных договоров в части проведения строительно-монтажных работ по возведению элеватора на соответствующих земельных участках, имеющих расположение в Каменском и Миллеровском районах Ростовской области, свидетельствует о наличии правовых оснований для возврата субсидии в рамках заключенных с министерством договора и соглашений.
Приобретенное оборудование элеватора до настоящего времени не смонтировано; элеватор, представляющий собой комплекс сооружений высокомеханизированного зернохранилища силосного типа, не работает.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки казначейством установлен факт необеспечения целевого использования полученных кредитных средств в части приобретения оборудования для элеватора, фактическое конечное использование кредитных средств (пополнение оборотных средств) не соответствует целям инвестиционного проекта.
Данный вид государственной поддержки (субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам)) предоставлялся министерством ответчику исключительно в целях реализации последним инвестиционного проекта - создание крупного специализированного предприятия по производству свинины (свиноводческого комплекса и элеватора для хранения комбикорма).
Предоставление (перечисление) средств субсидии осуществлялось министерством при условии подтверждения получателем субсидий целевого использования кредита (займа) по мере его освоения и предоставления расчетов размера субсидий.
Вместе с тем, в ходе проверки УФК по РО установлено, что 14.12.2016 ООО "Русская свинина, Миллерово" в соответствии с контрактом N 227/16 реализовало оборудование ООО "ДонБиоТех" за 84 530 000,00 руб. (п/п 21.12.2016 N 2840).
Денежные средства, вырученные от реализации оборудования для элеватора, не направлены на погашение задолженности по кредитам, использованы ООО "Русская свинина, Миллерово" в качестве оборотных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности.
Вышеназванное свидетельствует о неисполнении ответчиком принятых на себя обязательств.
По смыслу статьи 78 БК РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о том, что ООО "Русская свинина, Миллерово" в 2008-2015 годах не обеспечено целевое использование полученного кредита в части приобретения оборудования для элеватора и развития свиноводческого комплекса и элеватора, фактическое конечное использование кредитных средств (пополнение оборотных средств) не соответствует целям инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект ООО "Русская свинина, Миллерово" включен в одно из направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". Данный проект включал в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования", "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе".
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" осуществлялась в 2006-2007 гг.
С 2008 года все направления приоритетного национального проекта включены в государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446. В рамках данной государственной программы осуществлялось субсидирование по соглашению от 25.10.2010 N 612323.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". В соответствии с мероприятиями вышеуказанной программы осуществлялось субсидирование по соглашениям от 10.01.2013 N 6123-22, от 13.03.2014 N 21, от 19.03.2015 N 1.
В рамках договора о субсидировании части расходов по уплате процентов по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства от 03.12.2007 N 07/158 обществу были предоставлены субсидии:
в 2007 году - 1 137 569,66 рублей за счет средств федерального бюджета;
в 2008 году - 61 937 241,11 рублей, из которых 46 734 528,53 рублей - средства федерального бюджета, 15 202 712,58 рублей - средства областного бюджета;
в 2009 году - 87 213 618,55 рублей, из которых 74 267 110,24 рублей - средства федерального бюджета, 12 946 508,31 рублей - средства областного бюджета.
В рамках соглашения о взаимодействии при реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года" от 25.10.2010 N 612323 обществу были предоставлены субсидии:
в 2010 году - 134 445 330,88 рублей, из которых 108 553 350,75 рублей - средства федерального бюджета, 25 891 980,13 рублей - средства областного бюджета;
в 2011 году - 142 953 859,67 рублей, из которых 114 363 087,75 рублей - средства федерального бюджета, 28 590 771,92 рублей - средства областного бюджета;
в 2012 году - 167 665 339,71 рублей, из которых 134 449 657,17 рублей - средства федерального бюджета, 33 215 682,54 рублей - средства областного бюджета.
В рамках соглашения о порядке предоставления средств государственной поддержки (субсидий) и условиях взаимодействия при предоставлении средств государственной поддержки (субсидий) в рамках федеральных целевых программ, областных долгосрочных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории Ростовской области от 10.01.2013 N 6123-22, обществу в 2013 году была предоставлена субсидии в размере 158 888 846,16 рублей, из которых 126 793 691,45 рублей - средства федерального бюджета, 32 095 154,71 рубля - средства областного бюджета.
В рамках соглашения о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет от 13.03.2014 N 21 обществу в 2014 году была предоставлена субсидия в размере 173 685 706,25 рублей, из которых 138 948 564,95 рубля - средства федерального бюджета, 34 737 141,30 рубль - средства областного бюджета.
В рамках соглашения на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет от 19.03.2015 N 1, обществу в 2015 году была предоставлена субсидия в размере 161 720 986,19 рублей, из которых 135 157 860,01 рублей - средства федерального бюджета, 26 563 126,18 рублей - средства областного бюджета.
В рамках соглашения на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет, от 04.04.2016 N 324 обществу в 2016 году была предоставлена субсидия в размере 131 581 116,26 рублей, из которых 106 040 055,91 рублей - средства федерального бюджета, 25 541 060,35 рубль - средства областного бюджета.
В рамках соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), полученным до 31 декабря 2016 г., от 24.03.2017 N 6 обществу в 2017 году была предоставлена субсидия в размере 141 924 135,65 рублей, из которых 113 539 308,52 рублей - средства федерального бюджета, 28 384 827,13 рублей - средства областного бюджета.
В рамках соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет, от 20.02.2018 N 5 обществу в 2018 году была предоставлена субсидия в размере 78 503 549,19 рублей, из которых 61 457 013,97 рублей - средства федерального бюджета, 17 046 535,22 рублей - средства областного бюджета.
Довод жалобы о том, что инвестиционный проект состоял из двух частей, имеющих разные невзаимосвязанные цели, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку предоставление министерством государственной поддержки обществу осуществлялось исключительно в целях реализации последним инвестиционного проекта - создание крупного специализированного предприятия по производству свинины (свиноводческого комплекса и элеватора для хранения комбикорма).
Поскольку на момент рассмотрения спора ответчиком не представлено доказательств выполнения обязанности по возврату субсидии, следовательно, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводам ответчика о пропуске срока исковой давности судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области является областным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отраслях агропромышленного комплекса, и действует в пределах предоставленных полномочий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 222.
Министерство в силу положений статьи 158 БК РФ, Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N 222, являясь главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный, в том числе и на обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
До 23.07.2013, согласно статье 158 БК РФ, главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств были предоставлены следующие бюджетные полномочия по:
- обеспечению контроля за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении (подпункт 10 пункта 1);
- организации и осуществлению ведомственного финансового контроля в сфере его деятельности (подпункт 11 пункта 1).
Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт 11 пункта 1 статьи 158 БК РФ (организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере его деятельности) признан утратившим силу.
Кроме того, признана утратившей силу статья 266 БК РФ, предусматривающая осуществление финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, в том числе проведение выездных проверок.
Признан также утратившим силу приказ Минфина России от 25.12.2008 N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля", в соответствии с которым главный распорядитель бюджетных средств обязан был организовать ведомственный финансовый контроль.
В настоящее время подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) предусмотрено, что главный распорядитель обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, то есть из положений ранее действующей редакции указанной статьи исключено слово "контроль".
Положениями пунктов 1-3 статьи 160.2-1 БК РФ (в редакции, действующей в спорном периоде) определены бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса, в том числе главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В частности, пунктом 5 статьи 160.2-1 БК РФ (в редакции, действующей в спорном периоде) определено, что внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 N 89", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193, а также постановлением Правительства Ростовской области от 31.12.2013 N 889 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (в редакции, действующей в спорном периоде) министерством приняты правовые акты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Так, приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 28.11.2014 N 113 утвержден Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (с учетом внесенных изменений от 25.12.2015, 30.12.2016).
Согласно положениям вышеуказанного правового акта министерства внутренний финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерства, в том числе по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии, путем проверки документов, представляемых получателями субсидий в министерство в целях получения государственной поддержки.
Кроме того, структурное подразделение министерства - отдел сводной отчетности АПК и внутреннего финансового контроля, на которое возложены полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, осуществляет оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями министерства, в том числе принятие мер по предотвращению риска расхода бюджетных средств на основании документов, составленных в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Аналогичные положения предусмотрены приказами министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 01.08.2017 N 53 "Об утверждении Правил осуществления внутреннего финансового контроля" (в редакции от 27.12.2018 N 131, 02.07.2019 N 61), от 01.08.2017 N 54 "Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля" (в редакции от 27.12.2018 N 132), от 11.12.2017 N 81 "Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового аудита министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области".
Таким образом, в связи с признанием утратившей силу статьи 266 БК РФ и с учетом правовой позиции Минфина России, изложенной в письме от 25.04.2018 N 02-02-05/28097, министерство не проводит выездные проверки в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся получателями субсидий.
Положениями статьи 152 БК РФ бюджетные полномочия распространяются на участников бюджетного процесса. Согласно пункту 1 статьи 152 БК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители не являются участниками бюджетного процесса, и, следовательно, к ним не применяются положения бюджетного законодательства. Сельскохозяйственные товаропроизводители, товаропроизводители АПК, получающие субсидии в рамках реализации мероприятий государственной программы Ростовской области, также не являются подведомственными министерству предприятиями (организациями).
Исходя из положений пункта 1 статьи 152 БК РФ, анализа статьи 6 БК РФ, письма Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2014 N 02-04-11/68124 следует, что сельскохозяйственные товаропроизводители не являются участниками бюджетного процесса и к получателям бюджетных средств не относятся.
Внутренний финансовый контроль согласно действующему бюджетному законодательству осуществляется главными распорядителями в отношении самих себя, подведомственных им распорядителям и получателям бюджетных средств.
В связи с тем, что министерство не имеет подведомственных учреждений, организаций, и получателей бюджетных средств, внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении самого органа государственной власти - министерства.
Разграничение полномочий между контролирующими органами повлекло то, что выездные проверки сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время осуществляют исключительно органы государственного финансового контроля (органы федерального казначейства, контрольно-счетные органы, другие контрольно-надзорные органы в пределах предоставленных им полномочий).
Пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля. В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ другие юридические лица могут быть объектами контроля только в процессе проверки участников бюджетного процесса, предоставивших бюджетные средства, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки данных участников бюджетного процесса.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных правовых актов, у министерства отсутствовали полномочия по выездной проверке общества в части сохранности оборудования для элеватора, на приобретение которого предоставлялись средства вышеуказанной субсидии.
Согласно положениям заключенных соглашений о предоставлении субсидий за достоверность представляемых сведений, подтверждающих фактически понесенные затраты, несет получатель субсидии.
Однако общество не уведомило министерство о продаже оборудования для элеватора, приобретенного за счет кредитных средств по кредитному договору от 09.08.2007 N 070700/0076/2, предназначенного для дальнейшего возведения элеватора на соответствующих земельных участках.
Как указало министерство, о продаже оборудования ему стало известно по результатам проведенного Контрольно-счетной палатой Ростовской области в 2017 году контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования бюджетных средств, предоставленных в рамках государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на обеспечение финансовой доступности в кредитных ресурсах" (акт проверки Контрольно-счетной палаты Ростовской области от 04.08.2017 (т. 8, л.д. 126-135).
С учетом указанного выше, суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае срок исковой давности по требованию о возврате субсидии, предоставленной из областного бюджета, подлежит исчислению с 14.12.2016, с даты реализации оборудования, поскольку, как следует из материалов дела, погашение кредита, а равно и субсидирование осуществлялось вплоть до проведения проверки на основании соглашения от 19.03.2015 N 1, в то время как, строительно-монтажных работ по возведению свиноводческого комплекса на 4800 продуктивных свиноматок и элеватора не велись и оборудование было реализовано.
Учитывая, что с исковым заявлением истец обратился 07.09.2018, трехлетний срок исковой давности истцом не пропущен.
Суд первой инстанции исследовал в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в порядке части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учел указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 13.06.2019 по настоящему делу, и правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств, полученных в качестве субсидии, в заявленном ко взысканию размере.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2019 по делу N А53-28426/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28426/2018
Истец: Министерствасельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Ответчик: ООО "Русская свинина, Миллерово"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4257/20
02.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-51/20
14.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28426/18
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3718/19
24.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1708/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28426/18