г. Хабаровск |
|
04 марта 2020 г. |
А73-15769/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Гричановской Е.В., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - Смекалова О.В., представитель по доверенности от 27.12.2019 N 31;
от ООО "Советско - Гаванские теплосети" - Баринова Т.В., представитель по доверенности от 13.05.2019 N 17, Крайников П.В., директор; временный управляющий Матренин Р.Н;
от Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - Мельзидинов О.Ж., начальник управления (распоряжение от 18.09.2012);
от третьих лиц: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, ООО "Межрайтопливо" - представители не явились;
от УФНС России по Хабаровскому краю - Игнатик Е.А., представитель по доверенности от 22.01.2020, Родичев А.В., представитель по доверенности от 22.01.2020;
от АО "Теплоэнергосервис" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, акционерного общества "Теплоэнергосервис"
на решение от 27.12.2018
по делу N А73-15769/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района
к обществу с ограниченной ответственностью "Советско - Гаванские теплосети"
о взыскании 143 620 237, 58 руб.
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Межрайтопливо"
УСТАНОВИЛ:
Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН 1022700597985, ИНН 2704800416, далее - Управлением ЭТИК и КХ, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Советско-Гаванские теплосети" (ОГРН 1142709000268, ИНН 2704023199, далее - ООО "СГТС", ответчик) о взыскании 143 620 237 руб. 58 коп., долга по переплате возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению (субвенции) за период с 01.01.2018 по 30.06.2018.
Определениями суда от 26.09.2018 и от 24.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, соответственно, общество с ограниченной ответственностью "Межрайтопливо", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ).
Решением суда от 27.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 решение суда от 27.12.2019, пересмотренное по жалобам конкурсных кредиторов - АО "Теплоэнергосервис" и УФНС России по Хабаровскому краю, оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2019 постановление суда апелляционной инстанции от 23.09.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции признал вывод суда апелляционной инстанции о доказанности истцом размера излишне перечисленной субвенции преждевременным.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, указал, что при новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует принять во внимание изложенное и проверить законность решения суда первой инстанции от 27.12.2018 по существу с учетом доводов апелляционных жалоб; установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В ходе нового рассмотрения настоящего дела в апелляционном суде представители УФНС России по Хабаровскому краю настаивали на доводах апелляционной жалобы.
УФНС России по Хабаровскому краю в своей апелляционной жалобе и дополнении к ней, ссылаясь на полученные от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по запросу Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 14.11.2019 документы за период с 2014 по 2018 годы, а именно: сведения, содержащиеся в расчётах объёма средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, отчёты об использовании субвенций из краевого бюджета на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, акты сверки между Министерством ЖКХ и Администрацией Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, считает, что решение суда подлежит отмене, поскольку представленными документами подтверждается задолженность Администрации перед ООО "СГТС" в размере 222 954,18 руб.
АО "Теплоэнергосервис" в апелляционной жалобе также указывает на то, что отраженные в решении суда от 27.12.2018 сведения относительно размера субсидий, перечисленных в счет возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, разнятся со сведениями по расчетным счетам и по приобретению товара (книга покупок), соответственно, неправильным является вывод суда об имеющейся переплате ответчику возмещения указанных убытков в размере 143 620 237 руб. 58 коп.
ООО "СГТС" свою позицию изложило в отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Хабаровскому краю, согласно которому жалобу поддерживает в полном объеме, считает, что истец необоснованно обратился в суд за взысканием денежных средств с ответчика.
Управление против удовлетворения апелляционных жалоб возражает, считает решением законным. В обоснование возражений по доводам апелляционных жалоб об отсутствии переплаты субвенции в 2018 году для ООО "СГТС" представило акт сверки за период с 01.01.2018 по 31.07.2018 между Управлением ЭТИК и КХ и ООО "Советско-Гаванские теплосети" с протоколом разногласий, а также ответ Министерства финансов Хабаровского края N 13-10-2761 от 14.06.2019 на запрос прокуратуры Хабаровского края об участии специалистов министерства в проверке Администрации Советско-Гаванского муниципального района по вопросу исполнения государственных полномочий края по возмещению организациям убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в 2018 году.
Лица, участвующие в деле, а также заявители жалоб надлежащим образом извещены о месте и времени их рассмотрения. АО "Теплоэнергосервис" и третьи лица, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционных жалоб, с учетом возражений на них, выслушав мнение представителей сторон и УФНС России по Хабаровскому краю, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" установлено, что возмещение организациям коммунального комплекса убытков, связанных с применением ими регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством Хабаровского края (часть 1 статьи 3).
С целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на возмещение убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (статья 5 Закона N 150).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Условия расходования субвенций администрациями муниципальных образований установлены пунктом 2.4 Порядка расходования, подпунктом 2.4.4. которого таковым является наличие заключенных администрацией муниципального образования с получателями субсидии соглашений о предоставлении субсидии на возмещение убытков на текущий год в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Управлением и ООО "СГТС" 22.01.2018 заключено Соглашение N 5 о предоставлении из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом Соглашения является предоставление из районного бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения убытков получателя, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В то же время пунктом 4.3.5 Соглашения от 22.01.2018 предусмотрено, что в случае превышения фактического финансирования по сравнению с расчётом объёма средств на возмещение убытков, излишне полученные средства подлежат возврату по письменному требованию Главного распорядителя средств районного бюджета.
Как видно из акта сверки между Министерством ЖКХ и Администрацией Советско - Гаванского муниципального района, из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, фактически за 2018 год профинансировано 756 133 850 руб.
Согласно акту сверки между Управлением ЭТИК и КХ и ООО "СГТС", за период с 01.01.2018 по 31.07.2018 профинансировано 438 280 808, 22 руб.
За указанный период на основании "Сведений о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за январь-июнь 2018 года" (форма N 22-ЖКХ) объём отпущенной тепловой энергии составил 73678,074 Гкал, начислена субсидия в размере 180 311 613,72 руб., при расчёте сальдо взаимных обязательств на 01.01.2018 задолженность Управления ЭТИК и КХ перед ООО "СГТС" составляет 114 348 956,92 руб.
Таким образом, факт превышения фактического финансирования по сравнению с расчётом объёма средств, подлежащих возмещению, очевиден. Довод налогового органа о необходимости исследования дополнительно представленных доказательств за период 2014-2018 годы, несостоятелен, поскольку для целей государственного финансового контроля за использованием субвенций министерство жилищно-коммунального хозяйства края представляет в министерство финансов края отчет о расходовании субвенций, отчет о начисленных и предоставленных субвенциях, итоги актов сверки расчетов с приложением информации, предусмотренной подпунктом 2.5.2 пункта 2.5 раздела 2 настоящего Порядка.
Соответственно, надлежащими доказательствами по делу о наличии переплаты субвенций являются отчёты Министерства ЖКХ об использовании субвенций и отчёты об объёмах тепловой энергии, реализованной населению на отопление и горячее водоснабжение за отчётный период. Результаты сверки учитываются при перечислении субвенций местным бюджета, поскольку пункт 4.1 Порядка расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, обязывает Министерство жилищно-коммунального хозяйства края итоги актов сверки предоставлять в Министерство финансов для использования при формировании бюджета.
В рассматриваемом случае отчётным периодом является 2018 год.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что о факте получения ООО "СГТС" субсидии на возмещение убытков в опережающем порядке в размере 82% от годовой потребности, кроме того, следует из ответа Министерства финансов Хабаровского края за N 13-10-2761 от 14.06.2019.
Следовательно, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, судом первой инстанции при разрешении заявленных требований правомерно применены положения Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150, поскольку названный закон определяет права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, доводы апелляционных жалоб о непоступлении денежных средств на расчётный счёт ООО "СГТС", о несоответствии объёмов закупки угля и топлива размеру выделенных субсидий, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, поскольку субвенции, связанные с применением регулируемых цен на тепловую энергию, перечислялись администрацией муниципального образования в соответствии с утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 N 681-р схемой централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2017-2019 годах.
По этим же основаниям подлежит отклонению довод апелляционной жалобы УФНС России по Хабаровскому краю о наличии задолженности Администрации перед ООО "СГТС" в размере 222 954,18 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2018 по делу N А73-15769/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15769/2018
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, ТРАНСПОРТА, ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ООО "СОВЕТСКО- ГАВАНСКИЕ ТЕПЛОСЕТИ"
Третье лицо: АО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", АО "Теплоэнергосервис" представитель Лишай Андрей павлович, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, ООО "Межрайтопливо", Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края, ФНС России Управление по Хабаровскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3885/20
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1657/20
04.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-8192/19
28.02.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-110/20
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5078/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15769/18
23.09.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4504/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15769/18