г. Челябинск |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А07-20196/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу N А07-20196/2019.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк" - Жирняков Даниил Петрович (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк"), Грешнякова Ирина Игоревна (доверенность N 1-Д от 09.01.2020, диплом).
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк" (далее - ответчик, общество, ООО "Ишимбайский известняк") в котором просило обязать общество прекратить проведение земляных (буровых) работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, на территории участка недр - Гумеровский участок (Республика Башкортостан, Ишимбайский муниципальный район) до исполнения требований статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации":
- обеспечения обществом с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк" проведения историко- культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- предоставления в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключения государственной историко - культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (в виде акта);
- принятия Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан решения на основании предоставленной документации о возможности проведения работ (т.1 л.д. 109-112).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 (резолютивная часть оглашена 18.12.2019) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Ишимбайский известняк" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ), которой предусмотрено обязательное проведение историко-культурной экспертизы до начала земляных работ, только при наличии на земельном участке исчерпывающего перечня объектов включенных в реестр объектов культурного наследия, либо обладающих признаками такого объекта. Поскольку на спорной территории как включенные в реестр, так и выявленные объекты культурного наследия отсутствуют, их возможное расположение не может служить основанием для возложения на общество обязанности проведения экспертизы. По мнению апеллянта, судом первой инстанции неверно приведена ссылка на письма Министерства культуры Российской Федерации от 02.22.2016 N 337-01-39НМ, от 03.08.2017 N236-01.1-39-08, которые не являются нормативными актами.
Также необоснованно были отклонены судом первой инстанции возражения общества о прекращении работ, выполненных в 2019 году путем фактического прохождения 18 геологоразведочных скважин, предусмотренных проектом "Оценка и разведка известняков для цементной и химической промышленности Гумеровского месторождения в Ишимбайском районе Республики Башкортостан", в силу чего принятый судебный акт является неисполнимым. Указанные скважины относятся к оценочным и разведочным, по окончании бурения они заполнены глиной. Поскольку проект геологоразведки предусматривает разработку грунта - почвенно-растительного слоя на 20 см, выполненные работы не попадают под определение земляных.
Мотивируя отсутствия у Управления полномочий на подачу требований, указанных в исковом заявлении, общество ссылается на текстуальное несоответствие требований формулировкам пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ.
Управлением представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами жалобы.
Администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан представлен отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв на апелляционную жалобу не приобщен к материалам дела, поскольку не представлены доказательства его направления лицам, участвующим в деле (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители истца и третьих лиц не явились. Третьими лицами представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Управлением направлено ходатайство о переносе рассмотрения апелляционной жалобы, назначенного на 27.02.2020 в 14 час. 20 мин., на позднее время, не ранее 15 час. 30 мин. того же дня, в связи с задержкой представителя в пути.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 15 час. 30 мин. 27.02.2020 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения представителя ответчика в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией серии УФА N 02052 ТР от 28.03.2014, с учетом изменений N1081 от 05.12.2016 ООО "Ишимбайский известняк" предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу известняков для цементной промышленности на Гумеровском участке недр площадью 3,03 кв.км, расположенном на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, сроком до 28.03.2039 (т.3 л.д. 142-150).
В связи с поступлением коллективных обращений граждан и органа территориального самоуправления деревни Гумерово, расположенной на расстоянии 1 км от границы участка недр, о наличии археологических ценностей (т.1 л.д. 128-129), Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан были проведены служебные проверки, которыми установлен факт осуществления земляных (буровых) работ ответчиком (т.2 л.д. 68-70, фотоматериалы т.1 л.д. 114 -135).
Из письма Министерства культуры Республики Башкортостан от 18.11.2015 усматривается, что в пределах зоны геологического изучения недр включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и выявленные объекты культурного наследия отсутствуют (т.1 л.д. 133).
Указав на названное обстоятельство и отсутствие проведения государственной историко-культурной экспертизы, по результатам которой определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции основываясь на положениях статей 28, 30, 31 Закона N 73-ФЗ пришел к выводу об обязательности в рассматриваемом случае проведения государственной историко-культурной экспертизы и отсутствии ее проведения ответчиком. Отклоняя возражения ответчика о завершении работ на территории предоставленного ему участка недр, суд счел данное обстоятельство не исключающим удовлетворение исковых требований, ввиду действия срока лицензии и возможности продолжения работ до 28 марта 2039 года.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 6 Федерального закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Статья 28 Закона N 73-ФЗ одной из целью проведения историко-культурной экспертизы называет определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного закона.
Согласно абзацу третьему статьи 30 Закона N 73-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ, действующей на дату выдачи обществу лицензии на пользование недрами) к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Исходя из названного, историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Поскольку условие, когда анализируемая норма вступает в действие, определено как случай, когда орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, довод апеллянта о применении положений статьи 31 Закона N 73-ФЗ исключительно в случаях выявления или наличия таких объектов, ошибочен.
Так как обязанность проведения экспертизы следует из закона, ссылка на письма Министерства культуры Российской Федерации от 02.22.2016 N 337-01-39НМ, от 03.08.2017 N236-01.1-39-08 не имеет правового значения для рассмотрения спора.
В силу абзаца третьего статьи 30 N 73-ФЗ в действующей редакции (в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, в случае, относятся к объектам экспертизы если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
В соответствии с пунктом 56 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона).
Таким образом, отсутствие утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий, не исключает необходимость проведения историко-культурной экспертизы.
При этом, пунктом 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Из материалов дела и приведенных подателем апелляционной жалобы сведений усматривается, что в соответствии с выданной лицензией и проектом полевых геологоразведочных работ, в 2019 году были выполнены работы по фактическому прохождению 18 геологоразведочных скважин, предусмотренных проектом "Оценка и разведка известняков для цементной и химической промышленности Гумеровского месторождения в Ишимбайском районе Республики Башкортостан" без проведения историко-культурной экспертизы.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских прав, к числу которых относятся и восстановления положения, существовавшего до нарушения права и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 Закона N 73-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре имеют право должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах и вопреки доводам апеллянта, суд первой инстанции обоснованно обязал ООО "Ишимбайский известняк" прекратить проведение земляных (буровых) работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, на территории участка недр - Гумеровский участок (Республика Башкортостан, Ишимбайский муниципальный район) до исполнения требований статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до обеспечения проведения обществом историко-культурной экспертизы и связанных с этим действий.
Доводы апеллянта о неисполнимости судебного акта и фактическом завершении геологоразведочных работ не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании действующей лицензии ООО "Ишимбайский известняк" предоставлено право не только на геологическое изучение, разведку, но и добычу известняков для цементной промышленности на Гумеровском участке недр площадью 3,03 кв. км, расположенном на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, сроком до 28.03.2039. Обстоятельств, исключающих добычу известняков после проведения их оценки и разведки, из материалов дела не следует. Соответственно, довод апеллянта о том, проект геологоразведки предусматривает разработку грунта - почвенно-растительного слоя на 20 см, а выполненные работы не попадают под определение земляных, не охватывает всего перечня работ предусмотренных лицензией и подлежит отклонению.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу N А07-20196/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ишимбайский известняк"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20196/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "ИШИМБАЙСКИЙ ИЗВЕСТНЯК"
Третье лицо: Администрация МР Ишимбайский район РБ, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3869/20
04.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1584/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20196/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20196/19