г. Челябинск |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А07-23660/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-23660/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотракторный центр "Гарант" (далее - ООО "АТЦ-Гарант", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз РБ, министерство, административный орган, ответчик) о признании незаконным постановления N 22/52-19 о назначении административного наказания от 04.07.2019 в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб., предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением не согласилось Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Минлесхоз РБ ссылается на то, что ООО "АТЦ-Гарант" обращаясь в Минлесхоз РБ с жалобой об оспаривании постановления N 22/52-19 от 04.07.2019 о назначении административного наказания реализовало свое право на обжалование указанного постановления и было не вправе с той же жалобой обращаться в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что министерством не представлено объективных данных свидетельствующих о том, что опоры линии электропередачи установлены на землях лесного фонда.
Минлесхоз РБ указывает, что судом не исследован вопрос согласования перевода спорного земельного участка лесного фонда в земли иной (другой) категорий.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.06.2019 в 10 часов 35 мин. государственным лесным инспектором отдела ГКУ РБ "Управление лесничествами" по Макаровскому лесничеству Набиуллиным Айнуром Нургалиевичем в присутствии начальника отдела ГКУ РБ "Управление лесничествами" по Макаровскому лесничеству Мусина Гали Анваровича в рамках маршрутного патрулирования (маршрутная путевка N б/н от 17.06.2019) осмотрен лесной участок в квартале 29 выделе 8 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества (находящегося в государственной собственности) и выявлено нарушение лесного законодательства, а именно обнаружены опоры линии электропередач без оформления договора аренды на лесной участок. Как следует из процессуальных документов по настоящему делу, на осматриваемом участке лесного фонда имелись опоры линии электропередач в количестве 7 штук (координаты 1 опоры: N 53'37'462" Е 056°0Г552", 2 опора: N 53'37,458" Е 056о01'595", 3 опора: N 53'37'455" Е 056о01'626", 4 опора: N 53'37'452 Е 056о01'659", 5 опора: N 53,37'452" Е 056°01'659", 6 опора: N 53'37'442" Е 056°0Г709", 7 опора: N 53'37'462" Е 056°0Г676"), имеющих высоту около 6 метров. Столбы установлены в один ряд друг за другом и между ними натянут электрический кабель (СИП), который отходит на берег реки Белая и используется для подачи электроэнергии к будке (будка находится на муниципальной земле). Расстояние между 1 и 2 электрическими опорами 47 метра, далее от второй опоры на расстоянии 34 метра установлена, врыта в землю третья опора, далее на расстоянии 40 метров от 3-ей опоры установлена четвертая опора, от 4-ой опоры на расстоянии 34 метра установлена, врыта в землю 5 опора, от 5-ой опоры на расстоянии 32 метра установлена, врыта в землю 6 опора, от 5 опоры до 7-ой опоры расстояние составляет 30 метров. Будка расположенная на берегу реки Белая, обшита профнастилом зеленого цвета размером 1,2* 1,2 м. и высотою 2 метра (координаты N 53'37'438" Е 056°0Г742".
04.07.2019 заместителем старшего государственного лесного инспектора РБ вынесено постановление N 22/52-19 о назначении ООО "АТЦ-Гарант" административного наказания по статье 7.9 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ООО "АТЦ-Гарант" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что министерством не представлено объективных данных свидетельствующих о том, что опоры линии электропередач установлены на землях лесного фонда.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции не усматривает наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Исходя из положений статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения (часть 1). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения является право государственной собственности на леса, а также право лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование. Сфера действия статьи охватывает деятельность не только лесопользователей, но и иных лиц, которые ведут хозяйственные работы.
Предметом правонарушения являются лесные участки, права пользования ими.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенный в государственный земельный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в:
- самовольном занятии лесных участков, то есть активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п.;
- использовании лесного участка без специальных разрешений, то есть в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию; по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и прочего, дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов и т.п.
Как следует из материалов дела, согласно актуальным сведениям ЕГРН, представленным Управлением Росреестра по РБ, обособленный земельный участок с кадастровым N 02:28:070902:1 поставлен на государственный кадастровый учет 26.12.2005 со статусом "актуальный, ранее учтенный", площадью 232 586 кв. м, входит в состав единого землепользования N 02:28:000000:26, общая площадь составляет на текущий момент 667 441 кв. м, (первоначально - 820 344 кв. м), почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, назначение земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под промышленные предприятия.
07.05.2007 в ЕГРН внесена запись о регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым N 02:28:000000:26, находящегося в собственности Российской Федерации от 13.09.2006 N1169, что подтверждается записью N 02-04-09/004/2007-646 от 07.05.2007.
02.08.2013 на основании постановлений Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 20.06.2013 N 1624 и от 04.07.2013 N1774 о внесении изменений в преамбулу договора аренды земельного участка от 13.09.2006 N1169 в графу "Арендатор" дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 08.07.2013 N б/н в ЕГРН внесена следующая запись:
- "с "ОАО "Каустик", ИНН: 0268008010, зарегистрировано: 10.12.1991, Исполнительный комитет Стерлитамакского городского Совета народных депутатов Башкирской ССР, КПП 025250001; адрес местонахождения: Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Техническая, 32, на "ОАО "Башкирская содовая компания", ИНН: 0268008010, ОГРН: 1020202079479, дата гос. регистрации: 10.12.1991, наименование регистрирующего органа: Исполком Стерлитамакского городского Совета народных депутатов Башкирской ССР, КПП: 026801001; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа: Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул. Техническая, 32" (запись от 02.08.2013 N 02-04-09/020/2013-093).
На основании постановления Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 02.07.2013 N 1753 Дополнительным соглашением к договору N 1169 от 13.09.2006 аренды земельного участка от 20.08.2013 N б/н в ЕГРН внесена следующая запись:
- "расчет арендной платы с 01.07.2013 произведен с учетом изъятия площади (27368 кв. м) от общей площади арендуемого земельного участка (820344 кв.м.), то есть равной 792976 кв.м." (запись от 01.11.2013 N 02-04-09/026/2013-213).
На основании постановления главы Администрации сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан N 304 от 05.12.2016 дополнительным соглашением от 05.12.2016 N б/н к договору аренды земельного участка N1169 от 13.09.2006 внесены изменения в п.1.1: "общая площадь переданного в аренду земельного участка 671 284 кв. м, далее по тексту" (запись от 23.01.2017 N 02:28:000000:26-02/109/2017-1).
Согласно сведениям ЕГРН обособленный земельный участок с кадастровым N 02:28:070902:6 поставлен на государственный кадастровый учет 24.08.2006 со статусом "актуальный, ранее учтенный" площадью 301 115 кв. м, входит в состав единого землепользования N02:28:000000:147, общая площадь которого составляет 3 385 293 кв.м., почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, Ишеевский сельсовет, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
23.09.2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан на основании Постановления главы Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 01.09.2014 N 2130 (запись N 02-04-09/021/2014-297 от 23.09.2014).
Согласно сведениям ЕГРН обособленный земельный участок с кадастровым N 02:28:070902:8 поставлен на государственный кадастровый учет 01.09.2006 со статусом "актуальный, ранее учтенный" площадью 364 222 кв.м, входит в состав единого землепользования N02:28:000000:163, учтенного 03.09.2006, общая площадь которого составляет 5 284 189 кв.м., почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, назначение: земли водного фонда, разрешенное использование: для размещения объектов водного фонда на основании постановления Администрации г. Ишимбай и муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 20.12.2000 N1288ж.
Сведений о зарегистрированных правах в отношении земельных участков с кадастровыми N 02:28:070902:8, N 02:28:000000:163 в ЕГРН не имеется.
Вместе с тем, в государственный кадастр недвижимости ЕГРН внесены сведения о частях единого землепользования N 02:28:000000:163, образованных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которых внесены в АИС ГКН до 30.06.2014, одним из которых является земельный участок с кадастровым N02:28:070902:8.
Согласно сведениям ЕГРН обособленный земельный участок с кадастровым N 02:28:070902:13 поставлен на государственный кадастровый учет 29.02.2008 со статусом "актуальный, ранее учтенный" площадью 1 107 998 кв.м., входит в состав единого землепользования N02:28:000000:220, общая площадь которого составляет 5 568 868 кв. м, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, Ишеевский сельсовет, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В период с 29.02.2008 по 15.04.2010 единое землепользование N 02:28:000000:220 предоставлено на праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Интернационал" на основании Государственного акта от 29.02.2008 N РБ-28-000042.
Сведений о зарегистрированных правах в отношении земельных участков с кадастровыми N 02:28:070902:13, N 02:28:000000:220 в ЕГРН не имеется.
Вместе с тем, в государственный кадастр недвижимости ЕГРН внесены сведения о частях единого землепользования N 02:28:000000:220, образованных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которых внесены в АИС ГКН до 30.06.2014.
Как указано Управлением Росреестра по РБ отсутствуют сведения о границах лесничества на территории Ишимбайского района.
Сведения о границах спорных земельных участков декларированные, то есть подлежат уточнению по результатам проведения кадастровых работ для исключения пересечения границ земельных участков на основании межевого плана и (или) землеустроительной экспертизы.
Таким образом, сведения об обособленных земельных участках внесены в кадастр недвижимости ЕГРН без указания категории земель, данные соответствуют категории земель соответствующего единого землепользования.
Как установлено судом, Управлением Росреестра по РБ проверялась правомерность использования ООО "АТЦ-Гарант" земельных участков в Ишимбайском районе Республики Башкортостан. Земельные участки используются обществом на законном основании, в связи с получением лицензии на пользование недрами в целях разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Ишимбайская коса в муниципальном районе Ишимбайский район Республики Башкортостан.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из содержания оспариваемого постановления административного органа не следует, что вопрос о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения исследовался надлежащим образом, поскольку в нарушение положений ст. 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении об административном нарушении не указано, в чем конкретно состоит вина заявителя, привлекаемого к административной ответственности.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, имело ли общество возможность установить либо предположить, что устанавливаемые им опоры электропередачи находятся на землях лесного фонда, с учетом того, что сведения о границах лесничества на территории Ишимбайского района отсутствуют.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что факт самовольного занятия обществом лесного участка не подтвержден. Административным органом не доказано наличие оснований для привлечения к административной ответственности заявителя по статье 7.9 КоАП РФ.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление от 04.07.2019 является незаконным. Основания для отмены обжалуемого решения арбитражного суда отсутствуют.
Довод подателя жалобы, что ООО "АТЦ-Гарант" обращаясь в Минлесхоз РБ с жалобой об оспаривании постановления N 22/52-19 от 04.07.2019 о назначении административного наказания реализовало свое право на обжалование указанного постановления и было не вправе с той же жалобой обращаться в Арбитражный суд Республики Башкортостан, судебной коллегией отклонен.
То обстоятельство, что заявителем было реализовано право на обжалование постановления в вышестоящий орган в порядке подчиненности не лишает его права на судебную защиту.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2019 по делу N А07-23660/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23660/2019
Истец: ООО "АВТОТРАКТОРНЫЙ ЦЕНТР - ГАРАНТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Управление Росреестра по Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-556/2021
07.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12992/20
06.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1195/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-23660/19