г. Пермь |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А60-39938/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Риб Л.Х, Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Игитовой А.В.,
от заявителя - Карачев Ю.А., паспорт, доверенность от 20.12.2017, диплом.
от заинтересованного лица - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, товарищества собственников жилья "ЕСЕНИНА 7",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 ноября 2019 года
по делу N А60-39938/2019
по заявлению товарищества собственников жилья "ЕСЕНИНА 7" (ИНН 6662097860, ОГРН 1056604436613)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания от 05.04.2019 N 29-05-17-130,
установил:
Товарищество собственников жилья "ЕСЕНИНА 7" (далее - заявитель, ТСЖ "ЕСЕНИНА 7") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания от 05.04.2019 N 29-05-17-130.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ "ЕСЕНИНА 7" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что собственниками выражено свое волеизъявление об определении размера платы за содержание жилого помещения (смета), при этом, смета доходов и расходов ТСЖ "ЕСЕНИНА 7" на 2019 года, содержит все пункты Минимального перечня Постановления N 290. В рассматриваемом случае все они включены как составляющие статьи расходов по смете и выражены либо в утверждении оплаты по договору с конкретными юридическими лицами, либо через заключение трудовых договоров со штатными сотрудниками ТСЖ "ЕСЕНИНА 7".
По мнению ТСЖ "ЕСЕНИНА 7", нормативные нормы не содержат требований о включении в текст протокола общего собрания отдельными строками услуг, работ из минимального перечня услуг работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Заинтересованное лицо - Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в ходе судебного заседания на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 04.03.2019 N 29-05-15-130 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "ЕСЕНИНА 7" на предмет исполнения предписания от 03.12.2018 N 29-05-17-278.
По результатам проведения проверки Департаментом составлен акт от 05.04.2019 N 29-05-16-130 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 05.04.2019 N 29-05-17-130, которым на ТСЖ "ЕСЕНИНА 7" возложена обязанность утвердить размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, отвечающей требованиям законодательства, в том числе Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, исходя из технических характеристик дома.
Не согласившись с вынесенным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 8.1 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ (часть 3 статьи 20 ЖК РФ). По итогам проверок, проводимых в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ, уполномоченные органы вправе выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.
Таким образом, предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на такое имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как следует из положений части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; - управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 1, 8 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом.
В соответствии с подпунктом 2, подпунктом 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Указанные в пункте 33 Правил N 491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290).
Кроме того, пунктом 4 Правил N 416 предусмотрены работы и услуги, обязательные к выполнению организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами.
Таким образом, смета доходов и расходов товарищества в обязательном порядке должна включать в себя работы и услуги, предусмотренные Минимальным перечнем N 290, Правилами N 416.
Вопреки доводам заявителя, доказательств того, что представленная в материалы дела смета ТСЖ "ЕСЕНИНА 7" соответствует положениям Правил N 416, суду не представлено.
При исследовании материалов дела, суд приходит к выводу, что фактически в смету расходов ТСЖ "ЕСЕНИНА 7" включены лишь работы по обслуживанию лифтового оборудования и обслуживанию систем отопления, включенные в Минимальным перечнем N 290, при этом в указанный перечень так же включены работы по содержанию фундамента, подвала, стен, перекрытий, крыш, мусоропроводов, систем вентиляции, газового оборудования; придомовой территории и другие виды работ (отражены в приложении N 1 к акту проверки от 05.04.2019 г.).
Судом, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, правильно установлено, что из представленной заявителем сметы невозможно установить какие работы и услуги должны проводиться, либо указаны в общем виде, что не представляется возможным установить, какие работы и услуги включены.
Доводы заявителя жалобы о том, что Департаментом не проверен фактический состав и объем выполненных работ, подлежит отклонению, поскольку предметом контрольных мероприятий являлась проверка наличия в смете доходов и расходов на 2019 год услуг и работ в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также периодичность их оказания.
Доводы апеллянта рассмотрены судом апелляционной инстанции, по существу сводятся к трактовке иной правовой позиции заявителя апелляционной жалобы в связи с чем, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку законности оспариваемого предписания, заявителем не приведено.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2019 года по делу N А60-39938/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39938/2019
Истец: ТСЖ "ЕСЕНИНА 7"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ