город Воронеж |
|
2 марта 2020 г. |
Дело N А14-26488/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Капишниковой Т.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью УК "Рудгормаш" (ОГРН 1043600092800 ИНН 3663051326, далее - ООО УК "Рудгормаш" или заявитель)
от Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484, далее - УФНС по Воронежской области или Управление):
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Воронежа (ОГРН 1043600196045 ИНН 3664062320, далее - ИФНС по Ленинскому району города Воронежа или инспекция):
от ЗАО "УГМК-Рудгормаш" (ОГРН 1037704015854 ИНН 7704258672): |
Лавров К.В., представитель по доверенности от 20.06.2018,
Корнюшина Ю.И., представитель по доверенности от 17.01.2020 N 10-08/00977, Ильин С.В., представитель по доверенности от 22.07.2019 N 07-11/19535,
Кравченко В.В. по доверенности от 10.12.2019 N 01-08/19602, Ильин С.В., представитель по доверенности от 23.12.2019 N 01-08/20484,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы УФНС России по Воронежской области, ИФНС России Ленинскому району города Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2019 по делу N А14-26488/2018 (судья Соколова Ю.А.), принятое по заявлению ООО УК "Рудгормаш" к УФНС России по Воронежской области, к ИФНС России Ленинскому району города Воронежа о признании незаконными действий по направлению сведений по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" в адрес конкурсного управляющего ЗАО "УГМК-Рудгормаш", о признании незаконными действий по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш",
третье лицо: ЗАО "УГМК-Рудгормаш",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью УК "Рудгормаш" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области о признании незаконными действий по направлению полученных от ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа сведений по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" - N 40702810113000113465 в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк" в адрес конкурсного управляющего ЗАО "УГМКРудгормаш", а также к ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа с требованиями о признании незаконными действий по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" - N 40702810113000113465 в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк" (с учетом уточнения - определение от 02.04.2019).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ЗАО "УГМК-Рудгормаш".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2019 по делу N А14-26488/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа (ОГРН 1043600196045 ИНН 3664062320) по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" - N 40702810113000113465 в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк".
Признаны незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484) по направлению полученных от ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа сведений по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" - N 40702810113000113465 в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 14 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк" в адрес конкурсного управляющего ЗАО "УГМК-Рудгормаш".
Не согласившись с принятым судебным актом, УФНС России по Воронежской области, ИФНС России Ленинскому району города Воронежа обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление ссылается на наличие у заявителя статуса контролирующего лица по отношению к ЗАО "УГМК-Рудгормаш", в связи с чем сведения о принадлежащем контролируемому лицу имуществе должны быть предоставлены конкурсному управляющему.
Инспекция ссылается на проведение мероприятий налогового контроля в отношении ЗАО "Рудгормаш", в связи с чем у налогового органа имелись основания для получения спорных выписок, кроме того, инспекция ссылается на нарушение заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 20.12.2019, 24.01.2020, 21.02.2020.
Определением апелляционного суда от 29.11.2019 Управлению Федеральной налоговой службы России и ИФНС России Ленинскому району города Воронежа предлагалось сослаться на доказательства, подтверждающие точную дату, в которую ООО УК "Рудгормаш" стало известно о получении и передаче выписок по своим расчетным счетам; письменно пояснить со ссылками на доказательства, какие контрольные мероприятия проводились в отношении ООО УК "Рудгормаш" и ЗАО "УГМК-Рудгормаш" на дату получения выписок; что послужило поводом для проведения этих контрольных мероприятий; сослаться на доказательства, подтверждающие довод о том, что Управление располагало спорными сведениями на дату обращения за ними конкурсного управляющего; нормативно обосновать довод о нарушении досудебного порядка обжалования действий Управления и Инспекции, а также отношения подконтрольности ООО УК "Рудгормаш" и ЗАО "УГМК-Рудгормаш".
ООО УК "Рудгормаш" предложено письменно пояснить, какие нормы права нарушены спорным получением, и какие нормы права нарушены спорной передачей сведений по расчётным счетам; какие права или интересы в сфере экономической деятельности были ограничены спорными действиями Управления и Инспекции.
Во исполнение указанных определений 19.12.2019 общество представило пояснения по существу возражений на апелляционные жалобы, в которых отметило, в том числе, и на то, что налоговыми органами были получены выписки по всем сделкам общества в отношении всех контрагентов, а не только по спорным сделкам с ЗАО "УГМК-Рудгормаш".
ИФНС по Ленинскому району города Воронежа представило пояснения к апелляционной жалобе от 20.12.2019 N 03-11/2019. От Управления поступили пояснения от 20.12.2019 N 10-08/35229.
Указанные документы приобщены к материалам дела на основании протокольных определений суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО УК "Рудгормаш" возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Представитель ЗАО "УГМК-Рудгормаш" в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Федеральная налоговая служба в лице Управления ФНС России по Воронежской области и Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа представляют интересы Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве ЗАО "УГМК-Рудгормаш" (дело N А14-7544/2014). Основным контрагентом ЗАО "УГМК-Рудгормаш" является ООО УК "Рудгормаш", взаимоотношения указанных организаций построены на основе переработки давальческого сырья по договорам от 04.05.2011 N 22В-11 и от 13.01.2014 N б/н.
Согласно книгам продаж 2014, 2015 годы в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом ЗАО "УГМК-Рудгормаш" реализовало ООО УК "Рудгормаш" товаров (услуг) на сумму 1 595 185 тыс. рублей.
Выручка в указанной сумме на расчетные счета ЗАО "УГМК-Рудгормаш" не поступала. В результате рассмотрения Арбитражным судом Воронежской области жалобы на конкурсного управляющего ЗАО "УГМК-Рудгормаш" Ничкова А.В. последний обратился в УФНС России по Воронежской области с запросом от 01.03.2018 года N 114 о предоставлении сведений о сделках должника, которые ему необходимо обжаловать.
В целях погашения текущей задолженности перед бюджетом, а также удовлетворения требований по обязательным платежам, включенных в реестр требований кредиторов, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа были сделаны соответствующие запросы.
Выписки по расчётным счётам заявителя в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк" были получены ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа по направленным запросам о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) от 26.06.2017 NN 09-28/28523, 09- 28/28526, 09-28/28527. Впоследствии, полученные от ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа выписки по счетам ООО УК "Рудгормаш" были переданы Управлением ФНС России по Воронежской области конкурсному управляющему.
Не согласившись с указанными действиями налоговых органов общество с ограниченной ответственностью УК "Рудгормаш" обратилось в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Арбитражный суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что получение и направление налоговым органом полученной с нарушением федерального закона информации по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" противоречит положениям Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, является разглашением охраняемой законом тайны, в связи с чем требования заявителя подлежали удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подпункте 10 пункта 1 статьи 31 НК РФ закреплено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 31 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговыми органами других прав, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Указанным положениям Кодекса корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации": налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых НК РФ.
Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ установлено, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Материалами настоящего дела подтверждается, что в рамках дела N А14-7544/2014 рассматривается дело о банкротстве ЗАО "УГМК-Рудгормаш", основным контрагентом которого выступает ООО УК "Рудгормаш", налоговые органы также участвуют в указанном деле, представляя интересы Российской Федерации.
26.07.2017 года Инспекцией были направлены запросы о предоставлении сведений по операциям на счетах ООО УК "Рудгормаш" N N 09-28/28523, 09- 28/28526, 09-28/28527 (т.4 л.д. 52-57), из которых видно, что они направлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ, целью направления являлось получение выписок по операциям на счетах заявителя за период с 01.01.2014 по 26.07.2017.
Впоследствии указанные выписки переданы Управлением конкурсному управляющему ЗАО "УГМК-Рудгормаш" и использовались им в деле N А14-7544/2014, что следует из Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2020.
Апелляционной коллегией учитывается, что в силу части 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий в деле о банкротстве вправе запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Таким образом, у УФНС по Воронежской области имелись правовые основания для предоставления конкурсному управляющему ЗАО "УГМК-Рудгормаш" сведений установленного законом содержания и характера, а именно, сведения должны были касаться должника, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих лиц, либо принадлежащего им имущества (в том числе имущественных прав), контрагентов, обязательств должника, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Из материалов дела усматривается, что конкурсным управляющим в связи с делом о банкротстве в порядке части 1 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) были запрошены сведения о сделках должника, которые необходимо обжаловать.
В ответ на указанный запрос УФНС России по Воронежской области были направлены не сведения о сделках должника (ЗАО "УГМК-Рудгормаш"), как указано в запросе управляющего, а сведения о платежах ООО УК "Рудгормаш" (не являющегося должником в деле о банкротстве N А14-7544/2014) в адрес третьих лиц, связанных, по мнению налогового органа, с должником, а именно:
- ответы банка об операциях на счетах заявителя в Воронежском РФ АО "Россельхозбанк" за период с 01.01.2014 по 26.06.2017 на 609 листах;
- ответы банка об операциях на счетах заявителя в ЦЧБ ПАО "Сбербанк России" за период с 01.01.2014 по 26.06.2017 на 228 листах
- ответы банка об операциях на счетах заявителя в филиале банка ПАО ВТБ за период с 01.01.2014 по 26.06.2017 на 259 листах (т.1 л.д. 127).
Между тем, как следует из запроса управляющего (т.1 л.д. 126), обращение за данными сведениями к УФНС России по Воронежской области обусловлено жалобой указанного налогового органа на действия конкурсного управляющего в рамках дела N А14-7544/2014, связанные с оспариванием сделок должника (т.2 л.д. 39).
Таким образом, довод УФНС о правомерности оспариваемых действий с позиции части 1 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве), не находит своего подтверждения в материалах дела.
Кроме того суд исходит из того, что по смыслу положений части 1 статьи 20.3 Закона о несостоятельности запрашиваемый орган, фонд или лицо на дату запроса должны располагать этим сведениями на законных основаниях.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что запрашиваемый орган (УФНС по Воронежской области) располагал сведениями об операциях на счетах заявителя в связи с передачей их от Инспекции (т.1 л.д. 129-133).
Рассматривая требование о признании незаконными действий Инстпеции по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" суд области правомерно учитывал следующее.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1.) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки.
В силу части 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно части 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Таким образом, спорные сведения могли быть получены только в отношении ООО УК "Рудгормаш" как налогоплательщика, состоящего на налоговом учёте в ИФНС России по Левобережному району города Воронежа, в ходе налоговой проверки соответствующего налогового органа либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Материалами дела подтверждается, что последняя налоговая проверка в отношении заявителя проводилась ИФНС России по Левобережному району города Воронежа в период с 26.07.2016 по 19.04.2017, в рамках которой проверялись периоды с 01.01.2014 по 31.12.2015 (т.1 л.д. 63).
Следовательно, в установленном законом порядке сведения об операциях заявителя могли быть получены только ИФНС по Левобережному району города Воронежа и только за проверяемый период (с 01.01.2014 по 31.12.2015).
Таким образом Инспекцией, чьи действия оспариваются в рамках настоящего дела, какие-либо сведения об ООО УК "Рудгормаш" (заявителе) в рассматриваемом периоде на законных основаниях получены быть не могли.
Ограничение законом полномочий налогового органа по истребованию сведений о расчетах лица рамками мероприятий налогового контроля имеет своей целью обеспечить соблюдение прав и законных интересов лица, в отношении которого спорные данные запрашиваются.
В частности, в ходе мероприятий налогового контроля налогоплательщик вправе знакомиться со всеми полученными налоговым органом документами, в том числе и выписками по счетам, представлять свои возражения, иным образом осуществлять защиту своих прав.
В свою очередь, получение соответствующих сведений в обход установленного порядка и их дальнейшая передача, в том числе и без ведома общества, лишает последнего права на защиту своих интересов.
Что касается сведений о должнике (ЗАО "УГМК-Рудгормаш"), то согласно пояснениям Инспекции от 20.12.2019 N 03-11/2019 (приобщены к материалам дела на основании протокольного определения от 20.12.2019), последняя проверка в его отношении проводилась по налогу на доходы физических лиц за период с 2013 по 2015 годы (акт проверки от 16.07.2015, решение от 25.08.2015). Решений о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не принималось, оснований для проверки сведений о расчетах его контрагента ООО УК "Рудгормаш" (заявителе) с третьими лицами отсутствовали.
Проверяя довод апелляционных жалоб о предоставлении сведений о заявителе как о контролирующем лице по отношению к должнику, суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу части 1 статьи 20.3 Закона о несостоятельности конкурсный управляющий вправе обращаться в уполномоченные органы за такими сведениями.
Однако из материалов дела усматривается, что на момент обращения конкурсного управляющего в УФНС России по Воронежской области за соответствующими сведениями статус ООО УК "Рудгормаш" как лица, контролирующего должника установлен не был. Этот довод УФНС России по Воронежской области также проверялся в рамках дела N А14-7544/2014 и был отклонен, поскольку данное лицо не отвечает критериям, определенным в абзаце 31 статьи 2 Закона о банкротстве. (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2020 по делу N А14-7544/2014).
Проведение иных налоговых проверок как в отношении заявителя, так и должника в деле о банкротстве в спорный период материалами дела не подтверждается.
Таким образом, у ИФНС России по Ленинскому району города Воронежа отсутствовали правовые основания для получения сведений об операциях по счетам у ООО УК "Рудгормаш" в период с 01.01.2014 по 26.06.2017, в связи с чем суд области пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые действия ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа (ОГРН 1043600196045 ИНН 3664062320) по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" - N 40702810113000113465 в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк" являются незаконными.
Материалами дела также объективно подтверждено, что сведения по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" - N 40702810113000113465 в Центрально-Черноземном банке ПАО "Сбербанк", N 14 40702810825000003600 в филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Воронеже, N 40702810514000001056 в Воронежском региональном филиале АО "Россельхозбанк", переданные впоследствии в адрес конкурсного управляющего ЗАО "УГМК-Рудгормаш", были получены Управлением от ИФНС России по Ленинскому району города Воронежа. Самостоятельные источники получения перечисленных сведений у Управления отсутствовали.
Учитывая незаконность получения сведений об операциях по счетам у ООО УК "Рудгормаш" в период с 01.01.2014 по 26.06.2017, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их дальнейшей передачи конкурсному управляющему.
Оспариваемыми действиями Управления и Инспекции были нарушены права и законные интересы общества, гарантированные нормами о защите налоговой тайны (ст.101 НК РФ).
Довод налогового органа о пропуске срока на обращение с рассматриваемым заявлением был правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного акта государственного органа недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что ознакомление заявителя с реквизитами, в том числе и датами запросов, направление которых повлекло за собой нарушение прав и законных интересов общества, связано с обращением общества с ходатайством о содействии в получении доказательств и последующим представлением ИФНС спорных запросов от 26.06.2017, из которых заявителю стало достоверно известно об их содержании.
До обращения в суд заявитель обращался в уполномоченные органы с запросом о разъяснении содержании указанных запросов с целью определения надлежащего ответчика и выяснения обстоятельств дела, однако в ответе на запрос о предоставлении информации от 30.11.2018 УФНС по Воронежской области отказало в предоставлении заявителю сведений о получении выписок об операциях по счетам общества (т.1 л.д. 58).
Таким образом, оснований полагать, что обществом пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, у суда не имеется.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Инспекции о несоблюдении досудебного порядка обращения в вышестоящий налоговый орган с жалобой на действия налоговых органов, суд апелляционной инстанции находит указанный довод подлежащим отклонению.
В силу части 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
Действия по направлению сведений по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" в адрес конкурсного управляющего ЗАО "УГМК-Рудгормаш" и по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш", законность которых является предметом рассмотрения в настоящем деле, были обжалованы в ФНС России. Это обстоятельство признано сторонами по делу (протокол судебного заседания от 02.12.2020), что является основанием, освобождающим его от дальнейшего доказывания. В связи с чем оснований полагать, что заявителем не соблюдены требования части 2 статьи 138 НК РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, действия УФНС России по Воронежской области по направлению полученных от ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа сведений по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" в адрес конкурсного управляющего ЗАО "УГМКРудгормаш", а также действия ИФНС России по Ленинскому району города Воронежа о признании незаконными действий по получению выписок по расчетным счетам ООО УК "Рудгормаш" правомерно признаны судом первой инстанции незаконными, а требования заявителя - подлежащими удовлетворению.
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2019 по делу N А14-26488/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы УФНС России по Воронежской области, ИФНС России Ленинскому району города Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-26488/2018
Истец: ООО УК "Рудгормаш"
Ответчик: УФНС по Воронежской области
Третье лицо: ЗАО "УГМК - РУДГОРМАШ", ЗАО Чабанов В.А. к/у "УГМК-Рудгормаш", Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2511/20
02.03.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7688/19
25.09.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-26488/18
27.12.2018 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-26488/18