г. Москва |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А40-227661/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФКУ "ГЦСП МВД России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 ноября 2019 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-227661/19, принятое по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к ФКУ "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН 1097746667061) о взыскании денежных средств в размере 10 938 руб. 60 коп.,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
OAO "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФКУ "ГЦСП МВД России" о взыскании денежных средств в размере 10 938 рублей 60 копеек, по государственному контракту N 3432792 от 06.05.2019, а также расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (Головной исполнитель) и Федеральным казённым учреждением "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Государственный заказчик) заключен Государственный контракт на оказание услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок N 3432792 от 06.05.2019, в соответствии с п.2.1. которого, ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении, в том числе по инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, не принадлежащим Головному исполнителю, воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах и контейнерах в интересах Государственного заказчика и Получателей услуг, в том числе с привлечением для указанных перевозок подвижного состава и контейнеров порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В рамках исполнения обязательств по Государственному контракту Головной исполнитель произвел перевозку грузов в интересах Государственного заказчика по перевозочным документам N N ЭБ206115, ЭБ004222, ЭБ622200.
В соответствии с Государственным контрактом Головным исполнителем был выставлен для акцепта счет на основании акта оказанных услуг, перечня первичных документов и оригиналов перевозочных документов. Так, Головной исполнитель направил представителю Государственного заказчика счет на оплату N 133 с актом оказанных услуг N4200133847/10/201812 в период с 01.12.2018 по 31.12.2018.
При начислении платы Головной исполнитель применил к перевозкам тариф, установленный Прейскурантом 10-01, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, проиндексированный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2015 N 40184; приказом ФАС России от 09.12.2016 г. N 1747/16, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2016 N 44865; приказом ФАС России N 1687/17 от 18.12.2017, зарегистрированном в Минюсте России 25.12.2017 N 49415, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Однако, ФКУ "ГЦСП МВД России" уклонилось от исполнения обязательства по оплате оказанных услуг по Государственному контракту.
Со стороны ФКУ "ГЦСП МВД России" вышеуказанный акт на оказание услуг подписан с разногласиями и указанием суммы акцепта.
Письмом N 87/17-281 от 10.06.2019 г. в адрес ОАО "РЖД" направлена справка по счетам с указанием суммы неакцепта, в том числе по перевозочным документам NN ЭБ206115, ЭБ004222, ЭБ622200, в размере 57 710,26 рублей, в связи с применением ОАО "РЖД" неверного (завышенного) индекса к ставкам платы за перевозку грузов, указанным в приказах ФАС РФ от 09.12.2016 N 1747/16 и от 18.12.2017 N1687/17.
По мнению ответчика, к правоотношениям сторон подлежат применению индексы тарифов, установленные приказами ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 и от 27.12.2017 г. N1803/17. Однако, приказы ФАС России от 09.12.2016 N1749/16, от 27.12.2017 N1803/17 не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
В соответствии с п. 10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.12.2016 N ДМ-П9-71пр было дано поручение: "Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минобороны России, МВД России, Росгвардией до 30 декабря 2016 г. обеспечить принятие постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по организации воинских и специальных железнодорожных перевозок" предусматривающего закрепление равных тарифных условий на перевозку воинских и коммерческих грузов".
31.12.2016 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок". В соответствии с п. 1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п.1 Особенностей тарификации установлено, что оно применяется при организации и осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п.2 Особенностей тарификации понятие "тарифное руководство" используется в настоящем документе в значении, предусмотренном ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ".
В соответствии с п.3 Особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
Плата за перевозку специальных грузов в вагонах общего парка определяется согласно приложению N 3 к Особенностям тарификации. Ставки, предусмотренные приложением N 3, рассчитаны в условиях 2016 года и изменяются в последующие годы в соответствии с коэффициентом индексации тарифов для грузовых перевозок (п.8 Особенностей тарификации).
Таким образом, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, с 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки тарифицируются по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
При этом приказ ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 и приказ ФАС России от 27.12.2017 г. N1803/17, индексируют тарифы на перевозки воинских грузов и ставки Единого воинского тарифа, установленного в Правилах оформления воинских перевозок железнодорожным транспортом и расчетов за них, утвержденных начальником Главного управления бухгалтерского учета и финансов МПС СССР и начальником Финансовой службы Минобороны СССР в 1990 году и вступили в силу с 01.01.1991. Ставки тарифа содержатся в Приложении N 2 Правил.
Между тем, ставки Единого воинского тарифа не подлежат применению на территории РФ с 01.01.2017. Это установлено вышеуказанными положениями постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Индексы, содержащиеся в приказах ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16, от 27.12.2017 г. N 1803/17 не отвечают понятию "действующий тариф", установленному постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, поскольку они не распространяются (как это требует постановление Правительства РФ) на всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, т.к. данные приказы не являются нормативно-правовыми актами, распространяющими свое действие на неопределенный круг пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Раздел II Особенностей тарификации содержит математические формулы для расчета тарифа. В разделе II установлено, что в значения формулы следует подставлять размеры тарифов из тарифного руководства, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Размеры тарифов, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, содержатся в приказе ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, приказе ФАС России от 18.12.2017 N 1687/17 и Прейскуранте 10-01, утв. постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N47-т/5. Настоящие нормативно-правовые акты зарегистрированы в Минюсте России, официально опубликованы и устанавливают обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
В соответствии с п.5.4 Государственного контракта плата за воинские грузовые перевозки, в том числе в составе воинских эшелонов и транспортов, в вагонах пассажирского парка в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом, за перевозку домашних вещей определяется по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, при использовании привлеченных вагонов (контейнеров), рассчитанных в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
В соответствии с п.5.5 Государственного контракта начисление плат и сборов за дополнительные услуги, подлежащие государственному регулированию, производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с Постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Таким образом, заключенным между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" Государственным контрактом N 3432792 от 06.05.2019 г. прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590 и, следовательно, применим общий порядок индексации, установленный приказами ФАС России N 1226/15 от 10.12.2015. N 1747/16 от 09.12.2016, N 1687/17 от 18.12.2017, которыми проиндексированы ставки тарифов, установленные Прейскурантом 10-01. Данные приказы ФАС России зарегистрированы в Минюсте России и подлежат применению на всей территории РФ.
На 2018 год тарифы проиндексированы согласно приказу ФАС России от 18.12.2017 г. N 1687/17.
Таким образом, на дату рассмотрения спора задолженность ответчика составляет 10 938, 60 руб., в связи с чем, суд первой инстанции верно указал, что денежные средства подлежат взысканию с Ответчика в пользу Истца.
В качестве довода апелляционной жалобы ФКУ "ГЦСП МВД России" указывает, что на момент издания Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, приказ ФАС РФ от 09.12.2016 N 1747/16 не являлся нормативным документом, действующим для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Данный довод основан на неверном толковании норм действующего законодательства и не соответствует обстоятельствам дела, подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами.
Приказы ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, от 18.12.2017 N 1687/17 и Прейскурант 10-01 содержат тарифы с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, зарегистрированы в Минюсте России, официально опубликованы, являются нормативно-правовыми актами, устанавливающими обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Следовательно, головным исполнителем по государственному контракту правомерно применены размеры тарифов, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, содержащиеся в приказе ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, приказе ФАС России от 18.12.2017 N 1687/17 и Прейскуранте 10-01, утвержденным постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N47-т/5.
Ссылка ответчика на письмо ФАС России от 29.01.2019 N АР/5675-ПР/19, в котором говорится о том, что приказ ФАС России от 10.09.2018 N 1273/18, принятый с целью приведения нормативных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, вступил в действие с 2 декабря 2018 года, не может повлиять на рассмотрение данного спора.
Все перевозки в рамках рассматриваемого спора осуществлялись по перевозочным документам N N ЭБ206115, ЭБ004222, ЭБ622200 до декабря 2018 года, и соответственно, приказ от 10.09.2018 N1273/18 не действовал на момент осуществления спорных перевозок.
Кроме того, ранее в соответствии с письмом от 22.10.2018 N АР/84845/18 ФАС России сообщила, что до вступления в силу проекта изменений в приказ от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД" (в редакции приказов ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, от 18.12.2017 N 1687/17), стороны вправе определить размер ставки в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ОАО "РЖД" правильно применило к перевозкам ФКУ "ГЦСП МВД России" тариф, установленный Прейскурантом 10-01, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, проиндексированный приказом ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2015 N 40184, приказом ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2016 N 44865, приказом ФАС России от 18.12.2017 N 1687/17, зарегистрированном в Минюсте России 25.12.2017 N 49415, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что сторонами не подписывалось дополнительных соглашений о согласовании тарифа, использованного в расчетах между ОАО "РЖД" и ФКУ "ГЦСП МВД России", основан на неверном толковании условий договора.
В рамках договорных отношений ФКУ "ГЦСП МВД России" и ОАО "РЖД" заключили Государственный контракт на оказание услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок N 3159051 от 26.11.2018, где стороны в п.п. 5.4 и 5.5 установили, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590.
В соответствии с п.5.4 Государственного контракта начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
В соответствии с п.5.5 Государственного контракта начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с Постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Непосредственно приказы ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16, от 18.12.2017 N 1687/17 и Прейскурант 10-01 содержат тарифы с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством РФ на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, зарегистрированы в Минюсте России, официально опубликованы, являются нормативно-правовыми актами, устанавливающими обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, заключенным между ФКУ "ГЦСП МВД России" и ОАО "РЖД" Государственным контрактом прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, из чего также следует, что применению подлежит общий порядок индексации, установленный приказами ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, от 09.12.2016 N 1747/16, от 18.12.2017 N 1687/17.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2019 года по делу N А40-227661/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227661/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"