г. Ессентуки |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А25-1050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании: представителя Акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск" - Заболотнева А.А. (доверенность от 31.12.2019), представителя Прокуратуры города Черкесск - Касаевой Ф.К. (доверенность от 02.03.2020), представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Безгубовой И.А. (доверенность от 16.04.2019), Матакаева И.И. (доверенность от 15.08.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике и Прокуратуры города Черкесск на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.01.2020 по делу N А25-1050/2019, третьи лица: Прокуратура города Черкесск, Айбазов Салис Халитович
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики обратилось Акционерное общество "Газпром газораспределение Черкесск" (далее - заявитель, общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным постановления от 01.04.2019 N 763-1/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40-а, согласно которому Общество было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с наложением на Общество административного штрафа в размере 100 000 руб.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил. Решение мотивировано недоказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике и прокурор города Черкесска обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение, принять новый судебный акт.
В жалобах апеллянты указывают о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований заинтересованного лица и третьего лица - отказать.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела установлено.
Пунктом 2.2 решения коллегии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 N 6 "Об итогах работы органов прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики за первое полугодие 2018 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на второе полугодие 2018 года" прокурорам городов и районов Карачаево-Черкесской Республики было поручено в октябре - ноябре 2018 года провести проверку исполнения требований федерального законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, обратив особое внимание на соблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, законность производимых начислений и ведения абонентских баз.
Распоряжением прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 08.08.2018 N 104/20р прокурорам городов и районов Карачаево-Черкесской Республики было поручено представить к 20.11.2018 информацию о результатах и принятых мерах по исполнению пункта 2.2 решения коллегии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 N 6.
Прокурором г. Черкесска в адрес руководителя Управления было направлено требование от 25.10.2018 N 7-14-18 о выделении специалистов для проведения проверки соблюдения Обществом законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения.
Письмом от 31.10.2018 N 2963-1/12 антимонопольный орган сообщил прокуратуре о выделении для проведения совместной проверки специалиста Татаршаовой Л.М.
Прокурором Карачаево-Черкесской Республики было принято решение от 12.11.2018 N 45 о проведении проверки Общества на предмет исполнения требований законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, в том числе, в части соблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения в срок с 12.11.2018 по 30.11.2018.
По результатам проведенной внеплановой проверки Общества сотрудником Управления Татаршаовой Л.М. была составлена справка от 15.11.2018 N 3072-1/12.
В справке, в том числе, было указано, что при проведении проверки выявлены факты нарушения Обществом требований подпункта "а" пункта 74 и подпункта "б" пункта 85 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Так, в пункте 1.3 справки указано следующее: "Айбазов С.Х.; жилой дом, расход газа 14,14 м3/ч, заявка N 288 от 03.08.2018, договор N 289-тп-сп-01 от 16.08.2018 г., срок выполнения мероприятий по подключению 1,5 года. Договор должен быть подписан исполнителем до 10.08.2018 включительно, срок мероприятий 1 год".
Письмом от 15.11.2018 N 3071-1/12 Управление проинформировало прокуратуру о результатах проведенной документарной проверки в отношении Общества в части соблюдения установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, представило прокурору г. Черкесска справку о проведенной проверке.
Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики в адрес Общества было выдано представление от 04.12.2018 N 7-4-2018 об устранении нарушений порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, выявленным в ходе проведенной проверки.
На основании части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно отвечать требованиям, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении и указанным в статье 28.2 КоАП РФ.
Прокурором г. Черкесска с участием представителя Общества Гурина Е.В. было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, расписке представителя Общества об ознакомлении с постановлением, разъяснении прав и обязанностей прокурором г. Черкесска неверно указана календарная дата совершения данных процессуальных действий - 23.01.2018.
Постановление не могло быть составлено 23.01.2018 с учетом приведенных в постановлении фактических данных о подаче Айбазовым С.Х. 23.04.2018 заявки N 288 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, выдаче Обществом технических условий на подключение от 16.08.2018 N 409, заключении 16.08.2018 договора о технологическом присоединении, обязанности Общества подписать договор до 10.08.2018 включительно, а также с учетом указания в постановлении времени совершения Обществом правонарушения - 11.08.2018.
Судом установлено, что фактически постановление прокурором г. Черкесска было составлено 23.01.2019, что сторонами не оспаривается и согласуется с вызовом требованием от 22.01.2019 N 7-14-2019 руководителя Общества в прокуратуру для рассмотрения материалов проверки, возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, на 23.01.2019 к 14-30.
В пункте 2 постановления указано на направление административного дела для рассмотрения в Управление.
Определением от 13.02.2019 Управление назначило дело об административном правонарушении N 40-а, возбужденное в отношении Общества, к рассмотрению на 04.03.2019 на 09 часов 20 минут. Определение было получено Обществом 15.02.2019, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма.
Обществом 04.03.2019 в Управление было представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на более позднюю дату для ознакомления с материалами дела.
Определением от 05.03.2019 Управление отложило рассмотрение дела об административном правонарушении на 01.04.2019 на 09 часов 20 минут.
Оспариваемым постановлением от 01.04.2019 N 763-1/15, вынесенным с участием представителя Общества Заболотнева А.А., Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением Обществу вменено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с выявлением антимонопольным органом и прокурором г. Черкесска в ходе внеплановой документарной проверки нарушения Обществом требований подпункта "а" пункта 74, подпункта "б" пункта 85 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
В постановлении указано, что Айбазов С.Х. 23.04.2018 подал заявку N 288 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Международная, 127, к сети газораспределения. Айбазову С.Х. выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) N 409 от 16.08.2018, одновременно 16.08.2018 заключен договор о технологическом присоединении. Однако в договоре срок выполнения мероприятий по подключению - 1,5 года. В соответствии с пп. "а" п.74 и пп. "б" п.85 Правил договор должен быть подписан исполнителем до 10.08.2018 включительно, срок мероприятий - 1 год.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции, в том числе по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральная антимонопольная служба, в том числе, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях (пункт 5.3.1.3); осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.13).
На основании части 1 статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Таким образом, у руководителя Управления имелись полномочия на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вынесение оспариваемого постановления.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, в том числе, выступают общественные отношения в области правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Объективную сторону правонарушения образуют, в том числе, действия субъекта по нарушению правил порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица - субъекты естественной монополии.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
Статьей 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительным сетям являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 АО "Газпром газораспределение Черкесск" (правопреемник ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск", ЗАО "Карачаево-Черкесскгаз") включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам".
Общество как лицо, занимающее доминирующее положение, являющееся владельцем предназначенного для организации газоснабжения объекта и обязанное осуществлять недискриминационный доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа, должно быть осведомлено о том, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет за собой административную ответственность. Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий, в результате нарушений требований действующего законодательства.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила).
Из содержания справки о проведенной антимонопольным органом проверки, постановления прокурора г. Черкесска о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, оспариваемого постановления Управления, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ послужило выявление антимонопольным органом нарушения требований подпункта "а" пункта 74, подпункта "б" пункта 85 Правил, что выразилось в нарушении срока направления Айбазову С.Х. проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства в г. Черкесске по ул. Международной, д. 127, а также в указании в договоре от 16.08.2018 N 289-ТП-СП-01 срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сети газораспределения.
Согласно пункту 2 Правил в них используются следующие понятия:
- "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;
- "заявитель" - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;
- "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства;
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 61 Правил заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Пунктом 62 Правил предусмотрено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Согласно пункту 71 Правил в случае если заявитель ранее не получал технические условия или срок действия технических условий, установленный пунктом 29 данных Правил, истек, к заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагаются документы, указанные в пункте 69 данных Правил.
В соответствии с пунктом 73(1) Правил исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил.
В силу подпункта "а" пункта 74 Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76 Правил).
Пунктом 81 Правил установлено, что договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В данном случае постановлением прокурора г. Черкесска о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, постановлением Управления от 01.04.2019 N 763-1/15 Обществу, в том числе, вменено нарушение требований подпункта "а" пункта 74 Правил, выразившееся в неподписании Обществом (исполнителем) проекта договора о подключении объекта капитального строительства в г. Черкесске по ул. Международной, д. 127 (заявитель - Айбазов С.Х.) в срок до 10.08.2018 включительно, на что прямо указано как в постановлении прокурора (страница 2), так и в оспариваемом постановлении Управления (страница 2).
Как следует из материалов дела, Айбазовым С.Х. 03.08.2018 в Общество была представлена заявка N 288 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Международная, 127, к сети газораспределения.
Одновременно с заявкой о заключении договора о подключении Айбазовым С.Х. в Общество был представлен запрос от 03.08.2019 N 299 о предоставлении технических условий о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
В оспариваемом постановлении антимонопольного органа дата подачи Айбазовым С.Х. заявки о заключении договора о подключении (23.04.2018) указана неверно, что Управлением не оспаривается. Подача Айбазовым С.Х. заявки 03.08.2018 согласуется с входящим штампом группы по работе с клиентами Общества "Единое окно" на заявке.
Между Обществом и Айбазовым С.Х. был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 16.08.2018 N 289-ТП-СП-01, а также выданы технические условия от 16.08.2018 N 409.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - принадлежащего заявителю жилого дома, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Международная, 127, к принадлежащей исполнителю сети газораспределения в соответствии с Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора (Приложение N 1), а заявитель, в свою очередь, обязался оплатить услуги по подключению. Согласно пункту 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуска газа - 1,5 года со дня заключения договора.
В апелляционных жалобах апеллянты считают что, Технические условия определяют техническую возможность подключения объекта и фактически образуют предмет договора; без их оформления нет возможности составить проект договора, в котором представитель газоснабжающей организации проставляет свою подпись и оттиск печати.
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Технические условия выданы Айбазову С.Х. 16.08.2018 года и только с этого момента можно вести речь о возможности для сторон заключить договор на подключение объекта капитального строительства.
Наличие в судебном деле расписок о получении ранее на руки Айбазову С.Х. проекта договора свидетельствует о невозможности совершения соответствующих действия, ввиду того, что еще раз повторюсь, техническая возможность подключения объекта определена лишь 16.08.2018 года.
Данное утверждения является неверным, поскольку технические условия согласно п.75 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределении утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1314 от 30.12.2013 года (далее Правила N1314) являются приложением к договору, т.е. на момент получения 09.08.2018 года заявителем Айбазовым С.Х. двух экземпляров проекта договора о подключении (технологическом присоединении) с приложениями, технические условия были определены и выданы.
Постановлением Правительства РФ N 713 от 15.06.2017 года "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения" форма договора о подключении содержит приложение N1, которое и является техническими условиями, что также подтверждает ошибочное мнение апеллянтов о невозможности заключения договора без предварительной выдачи технических условий.
Апеллянты указывают, что в силу пункта 3 раздела 1 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении);
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газо-потребления и газо-исполъзующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
То есть законодатель определил алгоритм действий при оказании упомянутых услуг, которые были грубо нарушены со стороны газораспределительной компании.
При этом законодатель указал на порядок исполнения подпункта а) пункта 3 Правил, где Абонент направляет исполнителю (Обществу) запрос о предоставлении технических условия или заявку на подключение, тем самым предоставив Абоненту право совершить одно из двух исключающих друг друга действий: или направить запрос на предоставление технических условий или заявку на подключение (прим. - когда уже имеются тех.условия). Что свидетельствует о том, что их одновременное направление является нарушением. Данное мнение также неверно.
Согласно пункту 2 Правил 1314 подключение (технологическое присоединение объекта капитального строительства к сети газораспределения-это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Пункт 59 Правил 1314 указывает на то, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
На основании пункта 61 Правил 1314 Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Таким образом, заявитель Айбазов С.Х., подавая заявку о заключении договора о подключении, выразил согласие на подключение его объекта капитального строительства к сети газораспределения объекта капитального строительства. Первоочередное рассмотрение запроса о предоставлении технических условий отдельно от рассмотрения заявки на заключение договора, как это предлагают апеллянты, привело бы к затягиванию процедуры технологического присоединения, включая пуску газа.
Положения Правил N 1314 не содержат права газораспределительной организации как Исполнителя отказывать Заявителю (Айбазову С.Х.) в приеме заявки на подключение.
Подпункт "а" - направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713).
Подпункт "в" - заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;
Данные формулировки Правил N 1314 также подтверждают законность действий АО "Газпром газораспределение Черкесск" в отношении Айбазова С.Х. в части возможности приема и выполнения заявки на заключение договора без отдельного определения и выдачи технических условий.
Суд апелляционной инстанции считает подтвержденным материалами дела нарушение Обществом требований пп. "б" п. 85 Правил подключения (технологического присоединения), в части установления срока осуществления мероприятий по подключению в течение 1,5 года с момента его заключения, поскольку в силу названного подпункта Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 данный срок не может превышать 1 год.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что фактический срок осуществления мероприятия по подключению объекта капитального строительства Айбазову С.Х. к сети газораспределения составил 107 дней, т.е. менее 4 месяцев.
Более того между сторонами 06.11.2018 года было подписано дополнительное соглашение являющееся неотъемлемой частью договора N 289-ТП-СП-01 от 16.08.2018, которым стороны определили срок осуществления мероприятий 9 месяцев.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда. Суд апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы общества о малозначительности совершенного им правонарушения и, исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, сделал вывод о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным, посчитав, что правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественными отношениям и не причинило неблагоприятных последствий.
Принимая во внимание санкцию части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (размер штрафа сто тысяч рублей) и отсутствие ущерба, нанесенного общественным отношениям действиями общества, суд апелляционной инстанции считает возможным признать нарушение Обществом требований пп. "б" п. 85 Правил подключения (технологического присоединения) малозначительным.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, оспоренное постановление правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований, для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.01.2020 по делу N А25-1050/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1050/2019
Истец: ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Айбазов Салис Халитович, Прокурор г. Черкесска, Безгубова Инна Алексеевна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике