г. Ессентуки |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А63-4828/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" - Олейника П.А. (доверенность от 27.02.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (Шпаковский р-н, х. Нижнерусский, ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2019 по делу N А63-4828/2019,
третьи лица: гражданка Газарян Ритта Нерсесовна (Труновский район, с. Донское), гражданин Газарян Норик Богратович, (Труновский район, с. Донское),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось ООО "Эко-Сити" (далее - заявитель, общество, ООО "Эко-Сити") с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 05.03.2019 N 16; о признании незаконными и отмене предписаний от 18.02.2019 N 185; от 18.02.2019 N 186.
Суд первой инстанции в заявленных требованиях общества отказал. Решение мотивировано тем, что обжалуемые предписания и постановление соответствуют законодательно установленным принципам исполнимости, не создает препятствия для осуществления обществу предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и неограниченном объеме, соответствует действующему законодательству.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить принять новый судебный акт.
Апеллянт указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что у общества отсутствует обязанность утверждать график вывоза ТКО, подтверждать факт выполнения услуг по обращению с ТКО данными системы спутниковой навигации (далее - ГЛОНАСС) (неисправной в спорный дни 09.06.2018, 28.11.2018, 05.12.2018 из за технического сбоя в работе системы), которые не являются доказательством оказания потребителю услуги надлежащего качества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Управлением заявлено ходатайство о процессуальной замене заинтересованного лица по данному делу. Ходатайство мотивировано реорганизацией управления на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 N 607-п "Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции", которое переименовано в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ суд установил наличие оснований для удовлетворения ходатайства о замене стороны по делу.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании изложенного, с учетом положений части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции удовлетворяет ходатайство о процессуальном правопреемстве и заменяет заинтересованное лицо по делу N А63-4828/2019 Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция.
От управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела установлено.
На основании распоряжения от 30.01.2019 N 303 должностным лицом управления проведена внеплановая документарная проверка в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Эко-Сити", с целью проверки фактов, изложенных в обращении Газарян Р.Н. по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчету размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки выявлены нарушения подпункта "а" пункта 148 (22), пункта 148 (45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354).
По результатам проверки составлен акт от 18.02.2019 N 303-24/01 и выданы предписания: от 18.02.2019 N 185 об устранении выявленных нарушений и осуществлении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за 09.06.2018, 28.11.2018, 05.12.2018 собственнику жилого дома N 102 по ул. Мира, с. Донского Труновского района Ставропольского края в срок до 15.04.2018; от 18.02.2019 N 186 об устранении нарушений и предоставлению потребителю жилого дома N 102 по ул. Мира с. Донского Труновского района Ставропольского края коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в действиях юридического лица ООО "Эко - Сити" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей".
При назначении наказания юридическому лицу - ООО "Эко - Сити" были учтены характер административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также то, что ранее к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ ООО "Эко-Сити" не привлекалось.
Постановлением от 05.03.2019 N 16 ООО "Эко - Сити" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с предписаниями и постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 N 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354, они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 148(45) Правил N 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Заявитель жалобы утверждает что согласно п. 97 Приложения N 1 Правил 354 допустимое отклонение сроков предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Однако, общество не предоставило доказательств того, что коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставлена в пределах 24 часов, так как график вывоза ТБО не содержит указания конкретного времени оказания коммунальной услуги, а данные с системы ГЛОНАСС содержат только дату движения мусоровоза, без указания времени.
В нарушении пп. а) п. 148 (22) Правил N 354 ООО "Эко-Сити" 09.06.2018, 28.11.2018, 05.12.2018, не осуществляло вывоз твердых коммунальных отходов у собственника жилого дома N 102 по ул. Мира в селе Донском Труновского района Ставропольского края.
Доводы заявителя о том, что система ГЛОНАСС подтверждает лишь движение транспортных средств, но не качество оказываемой услуги не состоятельны.
Согласно пунктам 26, 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641, (далее Правила N 1156) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01ю01ю2018 Соответственно, факт сбора твердых коммунальных отходов можно отследить также по движению мусоровоза. Вместе с тем, 09.06.2018, 28.11.2018, 05.12.2018 подтверждения того, что мусоровоз двигался по ул. Мира в с. Донском отсутствуют, а, следовательно, коммунальная услуга по вывозу коммунальных отходов не оказывалась.
Кроме того, как уже указывалось ранее на основании пункта 6 Правил N 1156 региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестра юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
Согласно пункту 11 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
Пунктом 25 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени наступления и характере указанных обстоятельств. Стороны должны также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую сторону.
Общество полагает, что в типовом договоре не указаны события, подпадающие под обстоятельства непреодолимой силы, а обозначенные ст. 401 ГК РФ обстоятельства непреодолимой силы не применимы при предоставлении коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. Однако, пункт 11 типового договора обязывает регионального оператора оказывать надлежащим образом коммунальную услугу в строгом соответствии с графиком и порядком вывоза твердых коммунальных отходов.
В данном случае, ООО "Эко-Сити" нарушило существенные условия типового договора путем не оказания коммунальной услуги в сроки, установленные самим же региональным оператором. Указанный типовой договор предусматривает единственный порядок отклонения от условий договора по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы путем уведомления другой стороны о невозможности оказать услугу, чего ООО "Эко-Сити" не было сделано.
Кроме того, ссылка общества на тот факт, что услуга была оказана на следующий день также являются противоречащими обстоятельствам дела и не состоятельными по следующим основаниям.
ООО "Эко-Сити" утверждает, что подтверждающим документом об оказании коммунальной услуги является маршрутный журнал, который в подтверждение правомерности позиции регионального оператора не был представлен как при проведении проверки и при обжаловании предписания управления, так и в судебные заседания до настоящего времени. Отсутствие в материалах дела маршрутных журналов на 10.06.2018, 29.11.2018, 06.12.2018, подтверждающих якобы оказание коммунальной услуги на следующий день за днем, установленным графиком, свидетельствует о ненадлежащем исполнении региональным оператором коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, и, как следствие, подтверждает правомерность и законность выданного управлением предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и привлечения лица к административной ответственности за неисполнение региональным оператором обязательств, предусмотренных договором - маршрутные журналы, которые также предоставлены ООО "Эко-Сити".
Заявитель полагает, что маршрутный журнал является единственным документом, подтверждающим оказание потребителям коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 19.04.2017 N 125 утверждена форма маршрутного журнала учета сведений о движении транспортных средств категории N, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим транспортирование твердых коммунальных отходов.
Таким образом, маршрутный журнал также не подтверждает оказание коммунальной услуги потребителям надлежащего качества, а лишь отражает сведения о движении мусоровоза, что, как указано управлением выше, региональным оператором предоставлен не был по причине отсутствия в нем дат оказания коммунальной услуги от 10.06.2018, 29.11.2018, 06.12.2018
Пунктом 30 Правил N 1156 установлено, что в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, при рассмотрении административного дела в отношении ООО "Эко-Сити" управлением были всесторонне исследованы, оценены и изучены все имеющие материалы дела, в том числе как данные системы ГЛОНАСС, так и маршрутные журналы, которые имеют расхождения и как следствие свидетельствуют о ненадлежащем исполнении региональным оператором обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов. В связи с тем, что маршрутные журналы заполняются самим водителем, который является заинтересованным лицом и уклоняется от привлечения к ответственности за неоказание коммунальной услуги и наложения санкций, управление руководствовалось данными системы ГЛОНАСС и сведениями, указанными в маршрутном журнале, противоречащими системе ГЛОНАСС.
Кроме того, несмотря на то, что сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов у жителей с. Донского по улице Мира производится в соответствии с действующим законодательством еженедельно по средам и субботам, согласно графику вывоза твердых коммунальных отходов, 09.06.2018, 28.11.2018, 05.12.2018 коммунальная услуга не оказывалась.
Доводы заявителя о том, что система ГЛОНАСС подтверждает лишь движение транспортных средств, но не качество оказываемой услуги не состоятельны. В постановлении об административном правонарушении должностным лицом управления было указано на не представление ООО "Эко-Сити" в адрес управления информации в виде распечаток с системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, в связи с отсутствием технической возможности их предоставления. Также не были представлены в ходе проверки, возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении иные документы, подтверждающие неисправность системы спутниковой навигации ГЛОНАСС отсутствуют.
Ссылка на судебные акты Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам 2014-2016 годов, является несостоятельной, так как данные судебные акты приняты по иным основаниям, с иным существом спора, как принятые при иных фактических обстоятельствах дела, в том числе за иной спорный период. В рассматриваемом случае только 02.06.2017 г Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по результатам конкурсного отбора с ООО "Эко-Сити" было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Внеплановая документарная проверка в отношении общества была проведена должностным лицом управления в строгом соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства.
Из анализа представленных материалов в отношении общества установлено, что данные материалы проверки полностью отвечают требованиям и нормам действующего законодательства и являются правомерными и обоснованными.
Обществом не предпринят весь комплекс мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Арбитражный суд Ставропольского края полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2019 по делу N А63-4828/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4828/2019
Истец: ООО "Эко-Сити"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: Газарян Норик Богратович, Газарян Ритта Нерисовна