г. Саратов |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А57-27024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2020 года по делу N А57-27024/2019 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (г. Саратов, ул. Большая Горная, 310А, ИНН 6452931119, ОГРН 1076450008986)
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (г. Саратов)
о признании недействительным предписания Управления Росприроднадзора по Саратовской области N САР-32 от 27.08.2019 в части возложения на ООО "Вектор-Н" обязанности в срок до 27.04.2020 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 1 предписания),
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" - Кутепова Д.А., действующего на основании доверенности от 02.10.2017 (пост.); от административного органа - Морозовой М.В., действующей на основании доверенности от 18.02.2020 N 616-И (пост.);
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (далее - ООО "Вектор-Н", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Управления Росприроднадзора по Саратовской области N САР-32 от 27.08.2019 в части возложения на ООО "Вектор-Н" обязанности в срок до 27.04.2020 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 1 предписания).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Вектор-Н", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.01.2020 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 31.07.2019 по 27.08.2019 года на основании Распоряжения N 138р от 22.07.2019 года в отношении ООО "Вектор-Н" была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки N Сар-32 от 27 августа 2019 года и выдано предписание N САР-32 от 27.08.2019 (далее Предписание), которым на ООО "Вектор-Н" возложены следующие обязанности:
Пункт 1: в срок до 27.04.2020 года разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направить его на утверждение в уполномоченный орган для объекта негативного воздействия "Полигон твердых бытовых и производственных отходов, код объекта 63-0164-000066-П.
Пункт 2: в срок до 27.04.2020 года прекратить размещение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, на объекте негативного воздействия "Полигон твердых бытовых и производственных отходов, код объекта 63-0164-000066-П.
Не согласившись с пунктом 1 предписания, заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для вынесения предписания, суд принял во внимание, что предписание выдано с целью исполнения нормы прямого действия - ст.18 (ч.2) Федерального закона N 89-ФЗ с внесенными в нее изменениями с 01.01.2019.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций управления, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 3 Федерального закона N 89-ФЗ среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названы охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, а также использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривается, что лимитом на размещение отходов признается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. В свою очередь, норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В силу пункта 5.5 (9) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзором осуществляются полномочия в установленной сфере деятельности, утверждаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок N 50). Согласно пункту 1 Порядка N 50 данный нормативный правовой акт содержит требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно пункту 5 Порядка N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно требованиям действующего природоохранного законодательства, с 01.01.2019 вводится новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" с 01.01.2019 установлена обязанность юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах II категории, представлять декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по объектам, подлежащим федеральному государственному надзору.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Ранее в редакции ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" было указано, что, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако, в настоящее время из ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, деление хозяйствующих субъектов в зависимости от формы предпринимательской деятельности (малый, средний бизнес) исключено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя, обязанности, возлагаемые по нормированию в области обращения с отходами производства и потребления, возлагаются на природопользователей в зависимости от категории объекта НВОС, а не в зависимости от формы ведения деятельности.
Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривается, что объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Из материалов дела следует, что ООО "Вектор-Н" отнесен к I категории объектов НВОС, что подтверждается, реестром объектов НВОС.
Как указано выше, Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 7-ФЗ введена статья 31.1, в силу требований которой лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.
В качестве довода апелляционной жалобы общество указывает, при вынесении оспариваемого решения судом не принято во внимание, что в настоящее время не разработан порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение субъектами малого и среднего предпринимательства.
Правила выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143.
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (пункт 1 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ).
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 666 и вступили в действие с 30.07.2019.
Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения установлены Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.
В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
В разъяснительном письме Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 "О направлении информации" содержится аналогичная правовая позиция.
Подпунктом "в" пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" была отменена обязанность по разработке ПНООЛР для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона N 309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.
Согласно Постановлению N 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, по обезвреживанию и размещению отходов I - III классов опасности, по захоронению отходов IV - V классов опасности мощностью более 20 тыс. тонн в год, и в силу положений Закона N 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР.
При этом положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11.
Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, обращаются в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.
Таким образом, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 и с 01.01.2019 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что из всего приведенного выше законодательства судом усматривается воля законодателя на то, что с 01.01.2019 обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направление его на утверждение в уполномоченный орган лежит именно на предприятиях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", к объектам I, II, III и IV категорий. В данном случае "Полигон твердых бытовых и производственных отходов, код объекта 63-0164-000066-П ООО "Вектор-Н" отнесен к 1 категории объектов НВОС.
В качестве довода апелляционной жалобы ООО "Вектор-Н" указывает, что судом неправильно истолковано действующее законодательство в части момента возникновения обязанности по разработке нормативов образования отходов у субъектов, эксплуатирующих объекты I категории, по мнению апеллянта, такая обязанность может возникнуть у общества только с 1 января 2025 года.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, поскольку в силу положений части 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в перечень, указанный в части 6 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства вынесены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2020 года по делу N А57-27024/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-27024/2019
Истец: ООО "Вектор-Н"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-62632/20
11.03.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1438/20
24.01.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-27024/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-27024/19