г. Хабаровск |
|
12 марта 2020 г. |
А73-9156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальэнергомаш": представитель Шуклова Я.Н., по доверенности от 07.03.2019 (сроком на 1 год);
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представительЗатыльный М.А., по доверенности от 25.12.2019 (сроком по 31.12.2020);
от общества с ограниченной ответственностью "ВМК-Констракшн": представитель Яковлев М.В., по доверенности от 28.02.2020 (сроком на 1 год);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общество "Дальэнергомаш"
на решение от 28.10.2019
по делу N А73-9156/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточный завод энергетического машиностроения"
о признании недействительным предписания Дальневосточного управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.02.2019 N П-А71- 18/07-12 об устранении выявленных нарушений
третье лицо: ООО "ВМК Констракшн"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточный завод энергетического машиностроения" (далее - общество, заявитель, АО Дальэнергомаш") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Дальневосточного управления по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- управление, уполномоченный орган) от 01.02.2019 г. N П-А71-18/07-12 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "ВМК Констракшн".
Решением суда от 28.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: требования обжалуемого предписания не соответствуют нормам закона, поскольку не содержат четких и конкретных указаний уполномоченного органа о мероприятиях, которые должны быть осуществлены заявителем для устранения выявленного нарушения; обжалуемое предписание не являлось исполнимым; оспариваемым предписанием нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку за его неисполнение в установленные сроки, законодателем предусмотрена административная ответственность, влекущая для заявителя негативные последствия; результаты проведенной Ростехнадзором внеплановой выездной проверки, имеющиеся в материалах дела, не подтверждают нарушения, указанные в оспариваемом предписании, а его требования не соответствуют принципам определенности и исполнимости.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, управление просит отказать в удовлетворении жалобы общества в связи с отсутствием предмета спора.
Вместе с отзывом в суд представлен акт проверки Управления от 04.12.2019 N А71-973/07-12.
Третье лицо, в своем отзыве на апелляционную жалобу, поддержало позицию заявителя жалобы.
В судебном заседании представитель АО "Дальэнергомаш" поддержала доводы апелляционной жалобы, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, просит приобщить к материалам дела акт проверки Управления от 04.12.2019 N А71-973/07-12, как подтверждающий факт отсутствия предмета спора на данный момент.
Представитель ООО "ВМК Констракшн" поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив содержание акта проверки Управления от 04.12.2019 N А71-973/07-12, суд считает необходимым приобщить указанный документ к материалам настоящего дела.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника управления N Р-А71-18 от 11.01.2019 Дальневосточным управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору в период 28.01.2019 по 01.02.2019 проведена внеплановая проверка исполнения АО "Дальневосточный завод энергетического машиностроения" ранее выданного предписания от 27.03.2018 N П-А71-101/07-14 со сроком исполнения - 17.12.2019 г.
О проведении внеплановой проверки АО "Дальэнергомаш" было извещено уведомлением от 14.01.2019 N 07-08/216.
Проверкой установлено, что АО "Дальэнергомаш" были нарушены требования Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правил N 115), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), предписание от 27.03.2018 г. N П-А71-101/07-14 не исполнено.
За неисполнение ранее выданного предписания от 27.03.2018 N П-А71-101/07-14 со сроком исполнения - 17.12.2019 г. должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении АО "Дальэнергомаш" составлен протокол в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Мирового судьи судебного района "Центральный район г. Хабаровска" судебного участка N 26 Прокопчик И.А. АО "Дальэнергомаш" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 06.06.2019 по делу N 12-459/2019 указанное ранее постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 01.02.2019 N А-А71-18/07-12, составленном должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора Моториным Г.В.
При проведении проверки присутствовал представитель АО "Дальэнергомаш" - начальник ООТ ТБ и Э Тихонов В.А., Акт проверки от 01.02.2019 N А-А71-18/07-12 подписан генеральным директором АО "Дальэнергомаш" Конюшевым О.В. без замечаний, вручен ему под роспись.
По результатам проверки в адрес АО "Дальэнергомаш" было выдано предписание от 01.02.2019 N П-А71-18/07-12 об устранении выявленных нарушений, а именно:
1. Эксплуатация и обслуживание теплопотребляющей системы (отопительной) офисных помещений по ул. Кулибина, 3 гор. Хабаровска не организована, чем нарушен п. 2.1.1 Правил N 115;
2. Эксплуатация и обслуживание электроустановок офисных помещений по адресу: г. Хабаровск, ул. Кулибина, д. 3 не организована, чем нарушен п. 1.2.1 Правил N 115;
3. Отсутствует ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, чем нарушен п. 2.1.2 Правил N 115;
4. По истечении установленного нормативно-технической документации срока службы не проводится техническое освидетельствование электрооборудования и технологических систем эксплуатируемого оборудования, чем нарушен п. 1.6.7 Правил N 6;
5. Не представлены документы, подтверждающие проведение технического обслуживания, профилактических проверок, измерения и испытания инженерных электросетей арендуемых помещений по адресу: г. Хабаровск, ул. Кулибина, д. 3, чем нарушен п. 1.2.2, приложение 3 Правил N 6;
6. Первичная проверка знаний на 2 группу по электробезопасности работников с основным общим или со средним полным образованием проведена без обучения в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов, чем нарушены п. 1.4.3, 1.4.7, Приложение N 1 Правил N 6.
Предписание от 01.02.2019 N П-А71-18/07-12 получено генеральным директором АО "Дальэнергомаш" Конюшевым О.В.
Не согласившись с выданным предписанием АО "Дальэнергомаш" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Порядок и основания проведения проверки юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
При этом в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно ч. 17 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах; типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте проверки указываются:1) дата, время и место составления акта проверки;2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки; в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю; при этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции; безопасность продукции - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц (статья 2).
В соответствии части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
По статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), а также правилами по охране труда, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.
Федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.
Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее в настоящей статье - обязательные требования), а также правилами по охране труда, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила N 115).
В соответствии с п. 1.1 Правил 115 - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Согласно п. 1.3 Правил 115 электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
В соответствии с п. 1.5 Правил 115 в организациях, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок, ведется их учет в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 2.1.1, 2.1.2 Правил 115 эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.
Согласно п. 1 Правил 115 тепловой энергоустановкой является Энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя; эксплуатацией является период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
В соответствии с п. 1.7 Правил 115 ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила N 6).
В соответствии п. 1.2.1, 1.2.2 Правил N 6 эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом; допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала; охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок; учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения; представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок; разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии; выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
Согласно п. 1.6.7 Правил N 6 по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, возглавляемой техническим руководителем Потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации.
Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и технических паспортах технологических систем и электрооборудования с обязательным указанием срока последующего освидетельствования.
Техническое освидетельствование может также производиться специализированными организациями.
В соответствии с п. 1.4.3, 1.4.7 Правил N 6 обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал; он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.
Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.
Руководители, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала; они должны осуществлять техническое руководство этим персоналом и контроль за его работой.
Перечень должностей и профессий электротехнического <1> и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель Потребителя.
Руководителю Потребителя, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется, однако, если указанные работники ранее имели группу по электробезопасности и хотят ее подтвердить (повысить) или получить впервые, то проверка знаний проводится в обычном порядке как для электротехнического персонала.
Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы.
При отсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).
При этом, в соответствии с указанными правилами электроустановкой является электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств; эксплуатацией является стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается или восстанавливается его качество.
Согласно п. 1.1.2 Правил N 6 правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители); они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
Приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. N 328я утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, в соответствии с Приложением N 1 которых установлены требования к персоналу групп по электробезопасности.
Как указано ранее, на основании распоряжения заместителя начальника управления N Р-А71-18 от 11.01.2019 Дальневосточным управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору в период 28.01.2019 по 01.02.2019 проведена внеплановая проверка исполнения АО "Дальэнергомаш", ранее выданного предписания от 27.03.2018 N П-А71-101/07-14 со сроком исполнения - 17.12.2019
О проведении внеплановой проверки АО "Дальэнергомаш" было извещено уведомлением от 14.01.2019 N 07-08/216.
Проверкой установлено, что АО "Дальэнергомаш" были нарушены требования Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правил N 115), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), предписание от 27.03.2018 N П-А71-101/07-14 не исполнено.
За неисполнение ранее выданного предписания от 27.03.2018 N П-А71-101/07-14 со сроком исполнения - 17.12.2019 должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении АО "Дальэнергомаш" составлен протокол в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Мирового судьи судебного района "Центральный район г. Хабаровска" судебного участка N 26 Прокопчик И.А. АО "Дальэнергомаш" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 06.06.2019 по делу N 12-459/2019 указанное ранее постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 01.02.2019 N А-А71-18/07-12, составленном должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора Моториным Г.В.
При проведении проверки присутствовал представитель АО "Дальэнергомаш" - начальник ООТ ТБ и Э Тихонов В.А., акт проверки от 01.02.2019 N А-А71-18/07-12 подписан генеральным директором АО "Дальэнергомаш" Конюшевым О.В. без замечаний, вручен ему под роспись.
По результатам проверки в адрес АО "Дальэнергомаш" выдано предписание от 01.02.2019 N П-А71-18/07-12 об устранении выявленных нарушений, а именно:
1. Эксплуатация и обслуживание теплопотребляющей системы (отопительной) офисных помещений по ул. Кулибина, 3 гор. Хабаровска не организована, чем нарушен п. 2.1.1 Правил N 115;
2. Эксплуатация и обслуживание электроустановок офисных помещений по адресу: г. Хабаровск, ул. Кулибина, д. 3 не организована, чем нарушен п. 1.2.1 Правил N 115;
3. Отсутствует ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель, чем нарушен п. 2.1.2 Правил N 115;
4. По истечении установленного нормативно-технической документации срока службы не проводится техническое освидетельствование электрооборудования и технологических систем эксплуатируемого оборудования, чем нарушен п. 1.6.7 Правил N 6;
5. Не представлены документы, подтверждающие проведение технического обслуживания, профилактических проверок, измерения и испытания инженерных электросетей арендуемых помещений по адресу: г. Хабаровск, ул. Кулибина, д. 3, чем нарушен п. 1.2.2, приложение 3 Правил N 6;
6. Первичная проверка знаний на 2 группу по электробезопасности работников с основным общим или со средним полным образованием проведена без обучения в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов, чем нарушены п. 1.4.3, 1.4.7 Приложение N 1 Правил N 6.
Срок исполнения предписания установлен до 15.11.2019
Предписание от 01.02.2019 N П-А71-18/07-12 получено генеральным директором АО "Дальэнергомаш" Конюшевым О.В.
Судом установлено, что АО "Дальэнергомаш", эксплуатирует здания по адресам: г. Хабаровск, ул. Кулибина, д. 3, Ленинградская, д. 28, а также тепло и электрооборудование и сети инженерно-технического обеспечения этих помещений, как неотъемлемые части этих зданий, которые переданы обществу, в том числе и на основании договора аренды заключенному с ООО "ВМК Констракшн", ООО "ВМК Капитал".
Следовательно, на АО "Дальэнергомаш", распространяются требования Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правил N 115, Правил N 6.
Сведений, подтверждающих информирование административного органа о выполнении ранее выданного предписания от 27.03.2018 N П-А71-101/07-14 не представлено, предписание не исполнено.
Как следует из п. п. 4.2.5, 4.2.6, 4.2.7 договора аренды нежилых помещений N 04-04/008/18 от 01.01.2018 арендатор обязан содержать арендуемое помещение в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии до сдачи арендодателю, соблюдать требования нормативно-технических документов, правила техники безопасности и правила пожарной безопасности; нести ответственность перед соответствующими компетентными органами власти за нарушение условий содержания и эксплуатации (технического обслуживания) помещения, за несоблюдение правил охраны труда, правил техники безопасности и правил пожарной безопасности в помещении; при обнаружении признаков аварийного состоянии сантехнического, электротехнического и прочего оборудования немедленно сообщать об этом Арендодателю и немедленно принять возможные меры по предотвращению аварийной ситуации.
Согласно п. 4.1.5 договора аренды арендодатель обязан за свой счет производить текущий и капитальный ремонт здания, а обязанность производить текущий ремонт помещений и мест общего пользования в силу п. 4.2.5 возложена на арендатора АО "Дальэнергомаш".
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным, выданного Управлением предписания от 01.02.2019 N П-А71-18/07-12.
Довод заявителя жалобы о том, что требования, указанные в оспариваемом предписании Управления, не соответствуют принципам определенности и исполнимости, опровергается, в частности представленным актом проверки Управления от 04.12.2019 N А71-973/07-12, где отражено, что все рассматриваемые нарушения пунктов оспариваемого предписания выполнены в полном объеме и снимаются с контроля (данный акт подписан руководителем заявителя жалобы Конюшевым О. В. без возражений и замечаний).
В целом доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами суда первой инстанции, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного выше, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 октября 2019 года по делу N А73-9156/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9156/2019
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЗАВОД ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ", АО "Дальэнергомаш"
Ответчик: Дальневосточное управление Ростехнадзора, Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ООО "ВМК Констракшин", ООО "ВМК Контракшин", ООО "ВМК-Констракшн"