г. Москва |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А40-177935/2019 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Вектор-А" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2019 по делу N А40-177935/2019, принятое судьей Жбанковой Ю.В. в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Вектор-А" (ОГРН 1120572000867) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Вектор-А" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества (ОАО) "Российские железные дороги" 490 260 руб. 78 коп. неустойки.
30.12.2019 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-177935/2019 об отказе в иске.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что ответчик в одностороннем порядке произвел увеличение срока доставки груза.
Ссылается на то, что согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов, ответчиком был пропущен срок подачи вагонов.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения относительно ее удовлетворения, а также заявлено о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера неустойки.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В обоснование заявленных требований, истец указал, что по транспортным накладным N ЭА748770, N ЭА763517, N ЭА762450, N ЭА762414, N ЭА762390, N ЭА762349, N ЭА937099, N ЭА935382, N ЭА937225, N ЭА931252, N ЭА931601, N ЭБ017262, N ЭБ027731, N ЭБ034413, N ЭБ034537, N ЭБ027922, N ЭБ490217, N ЭБ492931, N ЭБ502876, N ЭБ497952, N ЭБ490386, N ЭБ507545, N ЭБ502974, N ЭБ502003, N ЭБ493103, N ЭБ562790, N ЭБ565629, N ЭА890968, N ЭА890891, N ЭА502786, N ЭА504411, N ЭА502937, N ЭВ513932, N ЭА248963, N ЭА273589, N ЭА276404, N ЭА262783, в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-А" (далее - грузополучатель, истец) по Северо-Кавказской железной дороге - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ответчик) прибывали груженые вагоны в период с октября 2018 года по январь 2019 года с нарушением срока доставки, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 07.08.2015 N 245.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную транспортными уставами.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003, предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Расчетная дата исчисления срока доставки грузов определяется на основании Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, далее - Правила N 245).
Документы, подтверждающие обстоятельства, которые могли бы в соответствии с пунктом 6 Правил N 245 являться основанием для увеличения срока доставки вагона, к полученным грузополучателем перевозочным документам приложены не были.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Согласно расчету истца размер пени за просрочку доставки вагонов составил 490 260 руб. 78 коп.
В целях соблюдения предусмотренного законом претензионного порядка, истец направил в адрес ответчика претензию N 259/19 о взыскании пени за нарушение срока доставки груженых вагонов, однако, претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии просрочки в доставке груза, в связи с чем, в удовлетворении иска было отказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы истца по спорным железнодорожным накладным об одностороннем увеличении срока доставки груза исходя из следующего.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Дата, проставляемая перевозчиком в одностороннем порядке в графе накладной "срок доставки истекает" не является договорной датой, она определяется согласно Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказ Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
Нормативный срок доставки грузов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки (пункт 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом).
Таким образом, одностороннее изменение нормативного срока доставки перевозчиком, в нарушение Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, недопустимо.
Договор на увеличение сроков доставки с истцом не заключался, в связи с чем, этот договор не является основанием для возникновения обязательств на стороне истца и изменения нормативно установленного срока доставки груза.
Поскольку между истцом и ответчиком не было согласовано условие об изменении сроков доставки, указанный ответчиком договор не порождает правовых последствий для истца, не является основанием для увеличения сроков доставки груза и не может ограничивать право истца на привлечение ответчика к ответственности за просрочку доставки грузов, предусмотренной Правилами N 245.
В обоснование своей позиции ответчиком в материалы дела были представлены по спорным железнодорожным накладным N ЭА748770, N ЭА762390, N ЭБ490217, N ЭБ507545, N ЭБ565629, N ЭА248963, N ЭА262783 ведомости подачи и уборки вагонов N 121175, 123181, 124183, 115165, 114158, согласно которым по железнодорожным накладным даты, указанные в ведомостях подачи и уборки вагонов, совпадают с датами, указанными в расчете исковых требований истца.
Также согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N 121175, 123181, 122180, 124183, 121172, 121174, 016007 по железнодорожным накладным N ЭА763517, N ЭА762450, N ЭА762414, N ЭА762349, N ЭА937099, N ЭА935382, N ЭА937225, N ЭА931252, N ЭА931601, N ЭБ017262, N ЭБ027731, N ЭБ034413, N ЭБ034537, N ЭБ027922, N ЭБ274759, N ЭБ492931, N ЭБ502876, N ЭБ497952, N ЭБ490386, N ЭБ507545, N ЭБ502974, N ЭБ502003, N ЭБ493103, N ЭБ562790, N ЭА890968, N ЭА890891, N ЭА502937, N ЭВ513932, N ЭА276404, N ЭА262783, вагоны под выгрузку ответчиком поданы позже даты приведенной истцом в расчете исковых требований.
Указанные обстоятельства не учтены судом первой инстанции, что привело к необоснованному отказу в иске.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ответчик в отзыве на апелляционную жалобу спорные даты прибытия вагонов не оспаривает, поскольку сам подтвердил даты передачи спорных вагонов, представив в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов, проверив представленный расчет исковых требований истца, суд апелляционной инстанции признает расчет пени верным и обоснованным, учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, полагает возможным снизить размер неустойки до 300 000 руб., применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2019 года по делу N А40-177935/2019 отменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Вектор-А" (ОГРН 1120572000867) пени за нарушение срока доставки груза в размере 300 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 805 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: Е.Б. Расторгуев
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177935/2019
Истец: ООО "ВЕКТОР-А"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"