г. Владивосток |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А51-15066/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Бурик Ольги Ильиничны,
апелляционное производство N 05АП-349/2020
на решение от 03.12.2019
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-15066/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Бурик Ольги Ильиничны (ИНН 253811108833, ОГРНИП 319507400005734)
к Администрации города Владивостока
(ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
о признании незаконным постановления администрации г.Владивостока от 01.07.2019 N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" в части строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 приложения к постановлению от 01.07.2019 N 2455; об исключении строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 из приложения к постановлению администрации г.Владивостока от 01.07.2019 N 2455,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Бурик Ольги Ильиничны: Игнатьева И.В. по доверенности от 25.02.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 22780), паспорт;
от Администрации города Владивостока: Бакулина А.А. по доверенности от 16.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 3406), удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бурик Ольга Ильинична (далее - заявитель, ИП Бурик О.И., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Владивостока (далее - Администрация г.Владивостока) о признании незаконным постановления администрации г.Владивостока от 01.07.2019 N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" в части строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 приложения к постановлению от 01.07.2019 N 2455; об исключении строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 из приложения к постановлению.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.12.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Бурик О.И. настаивает на ошибочности выводов суда о прекращении заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 30.07.2018, указывая, что предпринимателем осуществлялась только перерегистрация в связи с изменением места жительства. При этом данные в отношении предпринимателя: фамилия, имя, отчество, ИНН, вид экономической деятельности, содержащиеся в Схеме, остались после перерегистрации неизменными. В связи с этим считает, что на дату утверждения оспариваемого постановления ИП Бурик О.И. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являясь тем же хозяйствующим субъектом, что включен в Схему.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам представленного через канцелярию суда письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Постановлением администрации г. Владивостока от 29.03.2013 N 845 (с изменениями) была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (далее - Схема), в которую Соглашениями от 31.07.2018 были включены принадлежащие ИП Бурик Ольге Ильиничне нестационарные торговые объекты (далее - НТО), расположенные относительно ориентиров: г. Владивосток, ул. Баляева, д. 62, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 89 Схемы); г. Владивосток, ул. Жигура, д. 48, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 261 Схемы); г. Владивосток, просп. Красного Знамени, д. 114, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 400 Схемы); г. Владивосток, ул. Луговая, д. 59, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 482 Схемы); г. Владивосток, ул. Нейбута, д. 67а, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 562 Схемы); г. Владивосток, ул. Русская, д. 94, стр. 5, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 806 Схемы); г.Владивосток, ул. Сабанеева, 15а, вид НТО: автолавка, специализация: продовольственные товары, площадь НТО 10 кв.м. (строка 810 Схемы); г. Владивосток, ул. В.Терешковой, д. 1, стр. 2, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 916 Схемы); г. Владивосток, ул. Толстого, д. 35, стр. 2, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 941 Схемы); г. Владивосток, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 27, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1085 Схемы); г. Владивосток, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 28, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1086 Схемы); г. Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, д. 30е, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1093 Схемы); г. Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, д. 50, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1104 Схемы).
В отношении указанных НТО между Администрацией г.Владивостока и ИП Бурик О.И. (ОГРНИП 314254333000076), действующей на основании свидетельства о государственной регистрации от 26.11.2014, были заключены дополнительные соглашения N N 94, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 82, 92, 93, 83, 90, 91 от 31.10.2018 (далее - дополнительные соглашения от 31.10.2018), определяющие порядок размещения ИП Бурик О.И. нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, а также размер платы за такое размещение.
Согласно разделу 2 дополнительных соглашений от 31.10.2018 срок соглашения составляет 7 (семь) лет с момента подписания соглашения сторонами.
В силу п. 4.3 дополнительных соглашений от 31.10.2018 хозяйствующий субъект - ИП Бурик О.И. имеет право разместить НТО в соответствии с разделом 1 соглашения: по адресу места размещения НТО, установленной площадью, видом и специализацией.
Спорные нестационарные торговые объекты были внесены в Схему размещения при соблюдении установленного порядка включения НТО в Схему без нарушения требований действующего законодательства.
Согласно выписке из ОГРНИП от 06.02.2019 ИП Бурик Ольга Ильинична (ИНН 253811108833, ОГРНИП 314254333000076) прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.07.2018.
Указанное обстоятельство явилось основанием для исключения индивидуального предпринимателя из Схемы размещения НТО.
01.07.2019 администрацией г. Владивостока принято постановление N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа", согласно которому в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, в части исключения сведений о хозяйствующих субъектах, в данном случае в отношении ИП Бурик О.И., в частности, строки: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 Схемы изложены в новой редакции (приложение к постановлению от 01.07.2019 N 2455), а именно: столбец 8 Схемы "Информация о свободных и занятых местах размещения НТО (в примечании)" изложен как "свободно", в столбце 9 Схемы "Сведения о хозяйствующих субъектах: наименование юридического лица и ИНН; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и ИНН (за исключением НТО, осуществляющих сезонные работы)" сведения о хозяйствующем субъекте "ИП Бурик О.И., ИНН 253811108833" исключены.
Полагая, что принятое постановление является незаконным, нарушает законные права и интересы предпринимателя, последняя обратилась в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов, по форме согласно приложению к данному Порядку.
Разработанная Схема и вносимые в нее изменения утверждается муниципальным правовым актом в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 3.6. Порядка).
Пунктом 4.1 Порядка предусмотрено, что Схема носит бессрочный характер и формируется, изменяется и дополняется в общественно значимых целях, оговоренных в этом же пункте.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 29.03.2013 N 845 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, в которую были включены принадлежащие ИП Бурик О.И. автолавки для торговли продовольственными товарами, расположенные по адресам: г. Владивосток, ул. Баляева, 62 (строка 89), ул. Жигура, 48 (строка 261), пр-т Красного Знамени, 114 (строка 400), ул. Луговая, 59 (строка 482), ул. Нейбута 67а (строка 562), ул. Русская, 94, стр. 5 (строка 806), ул. Сабанеева, 15а (строка 810), ул. Терешковой, 1, стр. 2 (строка 916), ул. Толстого, 35, стр. 2 (строка 941), ул. 50 лет ВЛКСМ, 27 (строка 1085), ул. 50 лет ВЛКСМ, 28 (строка 1086), пр-т 100- летия Владивостока, 30е (строка 1093), пр-т 100-летия Владивостока, 50 (строка 1104).
Данные о предпринимателе и названных объектах включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на основании соглашений от 31.07.2018 и дополнительных соглашений от 31.10.2018 N N 94, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 82, 92, 93, 83,90, 91.
Согласно пункту 4.4 Порядка N 114 изменения и дополнения в схему вносятся, в том числе по инициативе органов местного самоуправления Приморского края и при изменении сведений о конкретном нестационарном торговом объекте, включенном в схему.
Внесение изменений в схему, в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3 и 4 настоящего Порядка (пункт 4.5 Порядка N 114).
Пунктом 4.2.3. Порядка N 114, предусмотрено, что индивидуальный предприниматель, включенный в Схему, подлежит исключению из нее в случае прекращения деятельности хозяйствующего субъекта и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
На основании пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов.
Согласно пункту 8 статьи 22.3 и пункту 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено.
Как усматривается из материалов дела, в ЕГРИП 30.07.2018 внесена запись о прекращении деятельность индивидуального предпринимателя Бурик О.И. (ОГРНИП 314254333000076) в связи с принятием ей соответствующего решения.
Следовательно, в рассматриваемом случае деятельность предпринимателя была прекращена добровольно, на основании самостоятельно принятого решения.
В силу статей 1, 2 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, при этом риск от осуществления действий несут эти лица.
По изложенному, принимая решение о прекращении деятельности, заявитель должен был осознавать и связанные с таким решением правовые последствия, в том числе, в виде исключения сведений о предпринимателе из Схемы.
Доводы о том, что предприниматель не прекращала деятельность, а лишь осуществляла перерегистрацию в связи со сменой места жительства критически оцениваются коллегией суда, поскольку в силу части 4 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Следовательно, заявитель не был лишен возможности внести соответствующие изменения в сведения о себе, не прекращая при этом деятельность предпринимателя.
Содержание выписки из ЕГРИП с указанием в качестве регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области не свидетельствует о том, что была произведена перерегистрация индивидуального предпринимателя, а только подтверждает факт того, что Бурик О.И. вновь 01.02.2019 была зарегистрирована как новый субъект хозяйствующей деятельности, с иным ОГРНИП.
Таким образом, поскольку предприниматель прекратил свою деятельность как хозяйствующий субъект, Администрация правомерно, руководствуясь пунктом 4.2.3 Порядка N 114, приняла оспариваемое постановление.
По вышеперечисленным основаниям отклоняются, как несостоятельные, ссылки заявителя на то, что на момент принятия постановления Бурик О.И. вновь была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. При этом апелляционный суд принимает во внимание также то, что на момент включения сведений о предпринимателе и об объектах в Схему (соглашения от 31.07.2018, дополнительные соглашения от 31.10.2018) деятельность заявителя, как предпринимателя, уже была прекращена.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2019 по делу N А51-15066/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15066/2019
Истец: ИП БУРИК ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-349/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-15066/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-15066/19
19.07.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-15066/19
16.07.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-15066/19