г. Саратов |
|
14 марта 2020 г. |
Дело N А12-30854/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.03.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 14.03.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Землеустройство"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2019 года по делу N А12-30854/2019 (судья Щетинин П.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Землеустройство" (ИНН 3443076244, ОГРН 1073443001796, 400074, г. Волгоград, ул. Рабочекрестьянская, д. 22, оф. 528)
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074, 400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4),
государственный регистратор Мигунов Марк Владимирович (г. Волгоград)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Авдеев Вадим Викторович (г. Волгоград)
о признании решения незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Землеустройство" - директор Северин И.И.;
другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Землеустройство" (далее - заявитель, ООО "Землеустройство") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
о признании незаконным решения отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Волгоградской области об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением от 23 августа 2019 года N КУВД-001/2019-5519903/3;
о признании незаконным действия должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) - государственного регистратора права Мигунова Марка Владимировича, принявшего решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав оформленное уведомлением от 23 августа 2019 года N КУВД-001/2019-5519903/3 и обязании государственного регистратора отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Мигунова Марка Владимировича, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области устранить допущенные нарушения путем проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению от 06.05.2019.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, государственный регистратор Мигунов Марк Владимирович, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Авдеев Вадим Викторович.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2019 года производство по делу в части требований к государственному регистратору Мигунову Марку Владимировичу прекращено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Землеустройство" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Государственный регистратор Мигунов Марк Владимирович, Авдеев Вадим Викторович в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.01.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда от 19.03.2019 N 1073р гражданину Авдееву Вадиму Викторовичу предоставлен в собственность земельный участок (учетный 6-112-23-4-53), проектной площадью 614 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Волгоград, садоводческое некоммерческое товарищество "Горнополянец", схема 4, участок 53 для ведения садоводства (т. 1 л.д. 77-78).
Пунктом 3 распоряжения от 19.03.2019 N 1073р гражданину Авдееву Вадиму Викторовичу рекомендовано обеспечить выполнение комплекса кадастровых работ по установлению границ Участка с целью осуществления его государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на Участок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Между ООО "Землеустройство" и Авдеевым Вадимом Викторовичем 31 октября 2018 года заключен договор N 18-303 на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, местоположение которого: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ "Горнополянец", схема N 4, участок N 53 (т. 1 л.д. 48-54).
Кадастровым инженером Думитрашко С.С., работником ООО "Землеустройство", 15.04.2019 подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 34:03:220005:152, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Горный (т. 1 л.д. 80-87).
06 мая 2019 года Авдеев В.В. обратился в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ "Горнополянец", схема 4 участок 53 (т. 1 л.д. 73-76).
24 мая 2019 года Управлением Росреестра по Волгоградской области было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением N КУВД-001/2019-5519903/1, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (т. 1 л.д. 64).
18 июня 2019 года кадастровым инженером Думитрашко С.С., работником ООО "Землеустройство", было подано заявление в апелляционную комиссию по обжалованию названного решения (т. 1 л.д. 57-58).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав N 23 от 15 июля 2019 года заявление кадастрового инженера Думитрашко С.С. было отклонено (т. 1 л.д. 59-63).
ООО "Землеустройство" полагая, что решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.05.2019 N КУВД-001/2019-5519903/1 не соответствуют Закону, незаконно возлагают на ООО "Землеустройство" обязанности и влекут неблагоприятные последствия в сфере профессиональной деятельности, 22.08.2019 обратилось в арбитражный суд с требованиями в защиту нарушенного права.
23.08.2019 Управлением Росреестра по Волгоградской области вынесено решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением от 23 августа 2019 года N КУВД-001/2019-5519903/3 (т. 2 л.д. 89-91). С учетом изложенных обстоятельств общество уточнило заявленные требования, уточнения приняты судом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в состав межевого плана от 15.04.2019 не включен акт согласования местоположения границ образуемого земельного участка, что не соответствует части 1 и части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ. Удовлетворение требований об обязании осуществления действий по постановке на кадастровый учет земельного участка в отсутствие документов, предоставление которых предусмотрено действующим законодательством, не представляется возможным. Прекращая производство в отношении требований, заявленных к государственному регистратору, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Мигунов Марк Владимирович не имеет самостоятельного процессуального статуса, является должностным лицом Управления Росреестра по Волгоградской области.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением ООО "Землеустройство" просит, в том числе, признать незаконными действия должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - государственного регистратора права Мигунова Марка Владимировича, принявшего решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением от 23 августа 2019 года N КУВД-001/2019-5519903/3.
При рассмотрении данного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с положениями части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Учитывая то, что государственный регистратор прав не имеет самостоятельного процессуального статуса, является должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что производство по делу в данной части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция подтверждена выводами суда кассационной инстанции и Верховного суда Российской Федерации, в рамках дела N А47-7107/2018.
Что касается оставшейся части заявленных требований, то суд не усмотрел оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
- утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Пунктом 11 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании:
- правоустанавливающего документа на исходный или измененный объект недвижимости, если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними (п.п. 3 п. 11).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что при обращении 06.05.2019 Авдеева В.В. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в качестве документов-оснований предоставлено распоряжение Департамента муниципального имущества г. Волгограда от 19.03.2019 N 1073-р (далее -распоряжение) и межевой план от 15.04.2019, подготовленный кадастровым инженером Думитрашко С.С. в результате выполненных кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:03:220005:152, расположенного по адресу: Волгоградская обл., р-н Городищенский, п. Горный.
Указанным распоряжением от 19.03.2019 N 1073-р утверждена схема расположения образуемого земельного участка проектной площадью 614 кв.м., а также принято решение о предоставлении гражданину Авдееву В.В. в собственность данного участка для ведения садоводства. Также в распоряжении содержится рекомендация Авдееву В.В. обеспечить выполнение комплекса кадастровых работ по установлению границ земельного участка с целью его государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 34:03:220005:152, общей площадью 458273 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская обл., р-н Городищенский, п. Горный поставлен на кадастровый учет 25.12.2005, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных по заявлению от 06.05.2019 государственный регистратор выявил обстоятельства, препятствующие принятию положительного решения, а именно межевой план не соответствует по своему содержанию части 3 статьи 22 Закона, согласно которой в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Однако сведения о согласовании местоположения границ образуемого участка в межевом плане отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законе порядке.
Требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности).
Так, согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Также необходимо учитывать, что предметом указанного в части 1 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (часть 2 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности).
Вместе с тем, в отношении земель общего пользования законодательством не установлено каких-либо исключений в части отсутствия необходимости согласования границ образуемых участков, примыкающих к данным землям.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что с учетом того, что образуемый участок находится в пределах садоводческого объединения граждан, кадастровому инженеру необходимо учитывать часть 3 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Частями 4, 5 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности предусмотрено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Как следует из содержания представленного межевого плана, целью проведения кадастровых работ было не уточнение границ земельных участков, смежных с образуемым, а определение местоположения границ образуемого участка, в связи с чем, они подлежат обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что невключение в состав межевого плана от 15.04.2019 акта согласования местоположения границ образуемого земельного участка не соответствует части 1 и части 2 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности.
Кроме того, при проведении правовой экспертизы документов, представленных по заявлению от 06.05.2019 государственный регистратор выявил, что в образуемом земельном участке обнаружена область чересполосицы с земельным участком 34:03:220005:3903. Буферная зона чересполосицы: 5 м. Данное обстоятельство нарушает требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следствием чересполосицы является фактическое образование нового земельного участка, находящегося в промежутке между двумя смежными участками.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку участок образуется в пределах СНТ "Горнополянец", то чересполосица в рассматриваемом случае образует полосу земель общего пользования СНТ "Горнополянец".
В соответствии с п. п. 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что согласование северной и восточной границы в данном случае осуществляет представитель СНТ, либо требуется решение общего собрания (собрания уполномоченных) о предоставлении земельного участка (в соответствующих границах). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определение границы, по которой, с одной стороны, проходит образуемый участок, передаваемый в частную собственность, а с другой стороны - начинаются земли общего пользования, в одностороннем порядке не может быть осуществлено.
Также, при проведении правовой экспертизы документов, представленных по заявлению от 06.05.2019 государственный регистратор выявил, что в заключении кадастрового инженера, являющегося составной частью представленного на государственную регистрацию межевого плана, указано, что общая площадь земельного участка составляет 586 кв.м., что не соответствует сведениям, содержащимся в распоряжении об утверждении схемы расположения земельного участка от 19.03.2019 N 1073р (614 кв.м.).
Данное несоответствие связано с наличием вышеуказанной чересполосицы, обусловленной зазором между восточной границей образуемого участка и западной границей смежного участка с кадастровым номером 34:03:220005:3903, внесенной в ЕГРН. Учитывая, что вышеуказанным распоряжением предоставлен земельный участок иной площадью, имеются основания полагать, что отсутствует документ - основание для регистрации права собственности на земельный участок площадью 586 кв.м. Информации о причинах такого расхождения в сведениях о площади земельного участка в представленных документах не имеется. Учитывая, что в текстовой части межевого плана имеется ссылка на распоряжение, при этом графическая часть отображает сведения о площади земельного участка размером 586,46 кв.м., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что межевой план содержит недостоверные сведения.
На основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае, если форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности по заявлению MFC-0143/2019-16120-1 от 06.05.2019 были приостановлены сроком на 3 месяца, по причине несоответствия представленных для кадастрового учета и государственной регистрации прав документов требованиям законодательства на срок с 24.05.2019 по 24.08.2019 до устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации права (уведомление исх/14-5915/19 от 24.05.2019 N КУВД-001/2019-5519903/1). Авдееву В.В, рекомендовано предоставить межевой план, отвечающий требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
В течение срока приостановления (с 24.05.2019 по 24.08.2019) причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Авдеевым В.В. не устранены, в связи с чем, Управлением Росреестра по Волгоградской области, в порядке, предусмотренном статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение Управления Росреестра по Волгоградской области от 23.08.2019 N КУВД-001/2019-5519903/3 является законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Землеустройство" требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Землеустройство" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 декабря 2019 года по делу N А12-30854/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-30854/2019
Истец: ООО "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Третье лицо: Авдеев Вадим Викторович, государственный регистратор права Мигунов Марк Владимирович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63044/20
14.03.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-943/20
17.12.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30854/19
05.12.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30854/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30854/19