г. Москва |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А40-256781/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.В. Кочешковой,
судей: |
Д.Е. Лепихина, О.С. Суминой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 г по делу N А40-256781/19, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению ООО "КСК ЛТД"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным и отмене
при участии:
от заявителя: |
Саркисов Т.С. по дов. от 10.03.2020; |
от заинтересованного лица: |
Ефимова А.Н. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КСК ЛТД" (далее - Заявитель, ООО "КСК ЛТД", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным и отмене уведомления Управление Росреестра по г. Москве о приостановлении государственного кадастрового учета от 02.09.2019 г. N 77-0-1-71/3009/2019-107.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019 г. заявление ООО "КСК ЛТД" удовлетворено.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "КСК ЛТД" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 26.08.2019 г. ООО "КСК ЛТД" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:1005 - в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с установленного "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)" на "Склады (6.9)".
По результатам рассмотрения заявления было получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 02.09.2019 г. (далее - Уведомление), в соответствии с которым осуществление действий по учетному делу от 26.08.2019 г. вх. N 77-0-1-71/3009/2019-107 приостановлено на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Заявитель, полагая, что решение Управления Росреестра по г. Москве от 02.09.2019 г. вх. N 77-0-1-71/3009/2019-107, нарушает законные права и интересы Общества, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "КСК Лтд" заключен договор аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов капитального строительства N М-04-036119 от 18.07.2011 г.
Предметом Договора является земельный участок, площадью 666 кв.м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:04:0003005:1005, расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, вл. 10, стр.60, вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)". Договор аренды зарегистрирован, что подтверждается регистрационной записью N 77-77-14/013/2011-769 от 27.09.2011 г.
В границах земельного участка расположено принадлежащее Заявителю на праве собственности здание (N 77-77-12/023/2006-880 от 19.02.2007 г.):
- нежилое здание, общей площадью 395,9 кв.м., с кадастровым номером 77:04:0003005:1128, расположенное по адресу: Москва, проезд Южнопортовый 2-й, вл. 10, стр. 60.
Фактическое использование здания - склады (не связанные с торговлей): 338,93 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждено имеющимся в материалах дела актом N 9042135/ОФИ, составленным по состоянию на 11.05.2018 г.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. N 943, установлено, что в реестре объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ) по заявлению правообладатели земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использовании земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с запросом ООО "КСК ЛТД" от 14.08.2018 г. N 33-5-91557/18-(0)-0 с целью приведения разрешенного использования земельного участка в соответствие с Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 г. N 540, Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 31.08.2018 г. N 28796 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003005:1005", которым установлено разрешенное использование - Склады (6.9).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав в том числе принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования это участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, надлежащее межведомственное взаимодействие между Департаментом городского имущества города Москвы и Управлением Росреестра по Москве не осуществлено, что подтверждается письмом Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ) от 09.10.2018 г. N 33-5-103413/18-(0)-1.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению, в том числе, иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
В связи с тем, что в соответствии пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ по заявлению ООО "КСК ЛТД" было принято распоряжение от 31.08.2018 г. N 28796 "О (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003005:1005" и данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка, отсутствием надлежащего межведомственного взаимодействия, то считаем возможным по заявлению ООО "КСК ЛТД" осуществить государственный кадастровый учет - изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, как верно счёл суд первой инстанции, отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем уведомление Управление Росреестра по г. Москве о приостановлении государственного кадастрового учета от 02.09.2019 г. N 77-0-1-71/3009/2019-1 является незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд обязал Управление Росреестра по Москве в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда устранить допущенные нарушения прав заявителя, в установленном законом порядке.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019 по делу N А40-256781/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256781/2019
Истец: ООО "КСК ЛТД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ