13 марта 2020 г. |
дело N А40-57872/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Бодровой Е.В., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2019 г. (резолютивная часть от 11.10.2019 г.) по делу N А40-57872/19
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к ФГУП "ГВСУ N 14" (ОГРН 1035009568439) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Алимаев Р.А. по доверенности от 23.04.2019,
от ответчика: Чернышов А.Н. по доверенности от 23.12.2019
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) предъявило ФГУП "ГВСУ N 14" (Подрядчик) иск о взыскании неустойки в размере 65 253 292, 18 руб. по государственному контракту от 05.11.2015 N 1516187389852090942000000.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 11.10.2019 г., изготовленным в полном объеме 28.10.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 05.11.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 14" (Генподрядчик) был заключен государственный контракт N 1516187389852090942000000 (далее - контракт) на выполнение комплекса работ по корректировке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ по реконструкции стационарной дизельной электрической станции системы гарантированного электропитания войсковой части 01349 пл. 176 (шифр объекта 500/ДЭС-176).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик выполняет работы по корректировке проектной документации и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта "под ключ") (далее - работы).
Цена Контракта составляет 193 247 657 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: корректировка проектной документации - до 20.11.2015; получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - до 22.01.2016; корректировка рабочей документации - до 19.02.2016; выполнение строительно-монтажных работ - до 24.10.2016; подписание итогового акта приемки выполненных работ - до 24.11.2016.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в сроки установленные Контрактом Генподрядчиком указанные обязательства не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно п. 18.4 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 10423, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
При этом, истец указывает, что выполнение всех обязательств Генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе, передача Генподрядчиком свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, подтверждается Итоговым актом приемки выполненных работ (п. 13.13 Контракта).
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 10424, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Истец произвел расчет неустойки, согласно которому неустойка составляет 65 253 292 руб. 18 коп.
Минобороны России в адрес ФГУП "ГВСУ N 14" направило претензии от 21.12.2017 N 207/8/172 и N 207/8/172.1 с требованием уплаты штрафных санкций по Контракту за нарушение сроков исполнения обязательств на общую сумму 65 253 292 руб. 18 коп., однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не соглашается.
Суд первой инстанции посчитал, что сам истец виновен в просрочке Ответчика, основываясь на представленных в материалы дела документах, которые суд первой инстанции подробно перечислил на стр. 5 решения.
Однако все эти документы относятся к работам по другому договору, а именно по шифру 500/ССТ-4-ЭС, данный шифр указан судом первой инстанции в процитированной им переписке на стр. 5 решения в 1, в 12 и в 14 абзацах.
Между тем по настоящему делу договором предусмотрено выполнение работ по шифру 500/ДЭС-176 (т. 1 л.д. 59).
Суд апелляционной инстанции несколько раз откладывал рассмотрение дела и предлагал Ответчику обосновать отсутствие оснований для применения к нему неустойки, учитывая, что по настоящему спору Госконтракт заключен на объект с шифром 500/ДЭС-176, а в представленном Ответчиком отзыве на иск заявлены возражение со ссылкой на обстоятельства, препятствовавшие выполнению работы по шифру 500/ЭЭТ-4, однако Ответчиком таких доказательств не было представлено.
В тоже время ответчик представил контррасчет неустойки, рассчитанный не от цены контракта, как считает истец, а от стоимости только тех работ, которые были выполнены с просрочкой, согласно которому размер неустойки за заявленный период составляет 659 874,74 руб.
В суде первой инстанции Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции признает данное заявление Ответчика обоснованным и снижает неустойку в 2 раза до суммы 329 937,37 руб.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что просрочено выполнение не денежного обязательства (просрочено выполнение работ) и истцом не представлено доказательств причинения ему вследствие просрочки ответчика убытков в сумме, превышающей сниженную неустойку.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2019 г. (резолютивная часть от 11.10.2019 г.) по делу N А40-57872/19 отменить.
Иск удовлетворить в части.
Взыскать с ФГУП "ГВСУ N 14" в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойку в размере 329 937,37 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57872/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Третье лицо: ФКП "УЗКС МО РФ"