г. Ессентуки |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А63-19361/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Егорченко И.Н., рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хвостиковой Натальи Александровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2019 по делу N А63-19361/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Экострой", г. Железноводск (ОГРН 1142651005749) к индивидуальному предпринимателю Хвостиковой Наталье Александровне, с. Бурлацкое (ОГРН 315265100011638) о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - ООО "Экострой", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Хвостиковой Наталье Александровне (далее - ИП Хвостикова Н.А., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 31.08.2019 в размере 158 583 рубля 96 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2018 по 31.08.2019 в размере 6 444 рубля 15 копеек.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства, 09.12.2019 принята резолютивная часть решения, согласно которой исковые требования удовлетворены в полном объеме.
По заявлению предпринимателя судом в порядке части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 23.12.2019 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Хвостиковой Н.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, как указывает апеллянт, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неполно выяснил все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства, поскольку истцом услуги по вывозу твердых бытовых отходов ответчику не оказывались.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" определением суда от 04.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено без проведения судебного заседания, вызова сторон, осуществления протоколирования в письменной форме и использования средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2018 N 2-34, заключенного между ООО "Экострой" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.07.2018 принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края (пункт 1.1 соглашения).
Судом первой инстанции установлено, что ответчик является собственником нежилого помещения - магазина с кадастровым номером 26:13:150301:738, площадью 71,9 кв. м, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о регистрации от 24.07.2009 N 26-2613/007/2009-966, а также арендатором магазина с кадастровым номером 26:13:150301:1193, площадью 70 кв. м на основании договора от 01.05.2018, заключенного с Хвостиковым С.Г. Объекты расположены в Благодарненском городском округе в с. Бурлацкое, ул. Красная, 106, и пер. Мирный, номер дома не присвоен. Магазины находятся в зоне обслуживания общества с 01.07.2018.
Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик договор с ООО "Экострой" не заключен.
Как следует из искового заявления, за ответчиком образовалась задолженность перед истцом за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 30.04.2019 в размере 143 552 рубля 85 копеек.
В претензии от 27.05.2019 N 2532 истец потребовал добровольно оплатить имеющуюся задолженность.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, ООО "Экострой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края, в соответствии с которым ООО "Экострой" присвоен статус регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Ответчик является собственником нежилого помещения - магазина с кадастровым номером 26:13:150301:738, площадью 71,9 кв. м, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о регистрации от 24.07.2009 N 26-26- 13/007/2009-966, а также арендатором магазина с кадастровым номером 26:13:150301:1193, площадью 70 кв. м на основании договора от 01.05.2018, заключенного с Хвостиковым С.Г. Объекты расположены в Благодарненском городском округе в с. Бурлацкое, ул. Красная, 106, и пер. Мирный, номер дома не присвоен. Магазины находятся в зоне обслуживания общества с 01.07.2018.
Истцом ответчику направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, однако ответчиком не подписан. Каких-либо разногласий к полученному договору (проекту) ответчик не направил.
Кроме того, предложение о заключении договора также размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018, в разделе "Заявления и договоры".
Вместе с тем, поскольку, указанный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных правовых норм ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На территории Ставропольского края действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.08.2018 N 237 "О внесении изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 1347".
Согласно приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017, годовой норматив накопления ТКО для ответчика составлял - 0,83 м куб., на июль 2018 - 0,069 м куб., согласно приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 237 от 29.08.2018 годовой норматив накопления ТКО для ответчика составлял 0,7 м куб., с августа 2018 - 0,058 м куб.
Согласно пункту 3 Правил N 1156 транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (распечатки треков аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС (т. 1, л. д. 59-119), графики транспортирования ТКО (т. 1, л. д. 120-133)).
Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о движении транспортных средств, осуществляющих вывоз ТКО.
Согласно расчету истца, задолженность ИП Хвостиковой Н.А. за период с 01.07.2018 по 31.08.2019 по объекту с кадастровым номером 26:13:150301:738 составляет 80 353 рубля 68 копеек, по объекту с кадастровым номером 26:13:150301:1193 - 78 230 рублей 28 копеек, всего 158 583 рубля 96 копеек.
Расчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами произведен на основании Нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утверждены приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 и от 29.08.2018 N 237) и данных о деятельности ответчика, полученных из открытых источников: Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также путем выезда истца на место. Деятельность ответчика (ОКВЭД 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах) осуществляется в нежилых помещениях магазинах "Продукты" с кадастровыми номерами 26:13:150301:738 и 26:13:150301:1193, которые расположены в Благодарненском городском округе в с. Бурлацкое по ул. Красная, 106, и пер. Мирный, номер дома не присвоен.
Расчет суммы задолженности судом проверен и признан обоснованным, ответчиком не оспорен.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) в спорный период, а также их объем и стоимость, в связи с чем исковые требования общества о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 158 583 рубля 96 копеек за период с 01.07.2018 по 31.08.2019 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик осуществляет свою деятельность без образования мусора отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку являются бездоказательными и противоречащими нормам, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и не предусматривающими освобождение от оплаты фактически оказанных услуг лицом, осуществляющим торговую предпринимательскую деятельность на территории, обслуживаемой региональным оператором.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2018 по 31.08.2019 в размере 6 444 рубля 15 копеек.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с наличием у ответчика задолженности, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами заявлено истцом обоснованно.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции и признан верным, в связи с чем требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2018 по 31.08.2019 в размере 6 444 рубля 15 копеек обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2019 по делу N А63-19361/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.Н. Егорченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19361/2019
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ"
Ответчик: Хвостикова Наталья Александровна
Третье лицо: Хвостиков Сергей Георгиевич