г. Чита |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А78-6056/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гравитация" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года по делу N А78-6056/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гравитация" (ОГРН 1177536003534, ИНН 7536165960; 672040, Забайкальский край, город Чита, Ивановская улица, дом 3) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536059217; 672000, Забайкальский край, город Чита, Амурская улица, 109) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил по результатам внеплановой выездной проверки,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Львова Наталья Викторовна,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Гравитация" - Кокшарова И.Б. - директора, Журавлёвой Т.Г. - представителя по доверенности от 03.09.2018,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю - Веретельниковой А.В. - представителя по доверенности от 20.01.2020,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гравитация" (далее - заявитель, ООО "Гравитация" или общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю или Управление) с заявлением о признании незаконным предписания от 21.02.2019 N 33.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Гравитация" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с целью проверки информации, содержащейся в мотивированном представлении должностного лица Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 28.01.2019 по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданки Львовой Н.В., на основании распоряжения от 28.01.2019 N 66 Управлением с 29.01.12019 по 25.02.2019 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Гравитация" в развлекательно-батутном центре "Зона Гравитации" по адресу: г. Чита, ул. Журавлева, 2.
По результатам проведенной проверки 22.02.2019 составлен акт проверки N 05-66.
Предписанием от 21.02.2019 N 33 (т. 1 л.д. 55) заявителю предписано устранить выявленные нарушения, а именно:
1) представить личные медицинские книжки работников (согласно табелю работы) с отметкой о прохождении медицинского обследования и гигиенического обучения;
2) предоставить программу производственного контроля, договор на проведение лабораторных исследований, испытаний с аккредитованной лабораторией в рамках программы производственного контроля.
Полагая, что предписание Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (пункт 1 статьи 32).
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 10 июля 2001 года N 18 с 1 января 2002 года введены в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01".
Данные Санитарные правила определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований (пункт 1.1).
Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.3).
Как следует из положений пункта 1.5 указанных санитарных правил, в соответствии с осуществляемой деятельностью, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2.1).
Из приведенных норм Федерального закона N 52-ФЗ и Санитарных правил следует, что производственный контроль должен проводиться не абсолютно всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, но только и непосредственно в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Управлением при проведении проверки установлено, что обществом не проводится производственный контроль, что является нарушением статей 11, 32 Федерального закона N 52-ФЗ и пункта 9.1 Санитарных правил 2.1.2.3304-15.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 N 61 утверждены санитарные правила СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта" (далее - СП 2.1.2.3304-15).
Как правильно указал суд первой инстанции, названные санитарные правила применимы для отдельного вида деятельности и для обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, а также лицами, осуществляющими их проектирование, строительство и реконструкцию (пункт 1.2).
Организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований настоящих санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты спорта в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями (пункт 9.1).
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте устанавливает Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (статья 1).
Согласно пункту 7 статьи 2 данного закона объектами спорта являются объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения; спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы (пункт 17).
Вместе с тем, как следует из акта проверки от 22.02.2019 N 05-06 обществом по договору субаренды N 10-а от 01.05.2018 с ООО "Сибириада" в торговом центре на 2 этаже в правом крыле нежилого помещения N 22 общей площадью 210 м2 и договору аренды нежилого помещения N 10 от 01.05.2018 с ОАО "Ингода" в помещении на 2 этаже общей площадью 526 м2 оборудован батутный центр "Зона гравитации" по адресу: г. Чита, ул. Журавлева, 2.
Указанные помещения не являются объектами недвижимого имущества или комплексами недвижимого имущества, специально предназначенными для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.
Следовательно, требования СП 2.1.2.3304-15 об организации и проведении производственного контроля в рассматриваемом случае не распространяются на общество.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона 52-ФЗ установлено, что В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников (пункт 2).
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (пункт 6).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (Приложение N 2), и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3).
Согласно пункту 18 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников в него включены работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.)
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 указанного закона образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц с официального сайта налогового органа https://egrul.nalog.ru/index.html основной деятельностью ООО "Гравитация" является (по ОКВЭД) 93.29 - деятельность зрелищно-развлекательная прочая.
ООО "Гравитация" не является организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Какие-либо доказательства в подтверждение того, что общество является детской организацией, не осуществляющей образовательную деятельность, в материалах дела также отсутствуют.
Наличие общедоступной информации официального сайта общества "Зона гравитации" - организация досуга для детей не свидетельствует о том, что общество является детской организацией.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности предписания Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 21.02.2019 N 33 и нарушении прав и законных интересов общества в связи с возложением на него незаконных требований.
Решение суда первой инстанции как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года по делу N А78-6056/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 21.02.2019 N 33 об устранении выявленных нарушений санитарных правил по результатам внеплановой выездной проверки признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536059217; 672000, Забайкальский край, город Чита, Амурская улица, 109) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гравитация" (ОГРН 1177536003534, ИНН 7536165960).
Взыскать с Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536059217; 672000, Забайкальский край, город Чита, Амурская улица, 109) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гравитация" (ОГРН 1177536003534, ИНН 7536165960) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6056/2019
Истец: ООО "Гравитация"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю
Третье лицо: Львова Наталья Викторовна