г. Владимир |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А43-11323/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2019 по делу N А43-11323/2018,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БорПром" (ОГРН 1145246012230, ИНН 5246046741)
о признании недействительным представления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу N 06-044/2018 от 27.02.2018.
В судебном заседании приняли участие представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - Кушнир В.В. по доверенности от 19.11.2019 N 25 сроком действия один год (т.2, л.д. 12); общества с ограниченной ответственностью "Реал-Бор" - Мантурова Ю.М. на основании доверенности от 08.07.2019 (т. 1, л.д. 85) и диплома о высшем юридическом образовании.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "БорПром" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Реал-Бор") (далее по тексту - ООО "БорПром", Общество) осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов III-IV классов опасности на основании лицензии от 27.06.2016 N 052-243, выданной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу (далее - Департамент).
Общество эксплуатирует полигон твердых промышленных отходов (далее - ТПО), расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Бор, Редькинский с/с, 1,4 км от д. Глазково, на который имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Нижегородгоскомэкологии от 15.11.2000 N 447-Э.
Согласно указанному заключению на полигоне допускаются к складированию только твердые промышленные отходы нетоксичные и IV класса опасности. Проектом предусмотрено размещение на объекте 11 видов отходов, из которых 7 отходов IV класса опасности и 4 нетоксичных отхода. Перечень отходов указан в заключении экологической экспертизы.
В ходе обследования эксплуатируемого Обществом полигона промышленных отходов, проведенного 23.01.2018 Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Департаментом и Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области был установлен факт размещения на полигоне отходов, не предусмотренных положительным заключением государственной экологической экспертизы (твердых коммунальных отходов, медицинских отходов (шприцы, резиновые перчатки, капельные системы, стеклянная тара), строительных отходов (синтетические уплотнители, поролон, обрезь деревянных плит), упаковочной деревянной тары, картона, бумаги, металлических бочек, металлическая тара.
В связи с выявленными нарушениями Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором 05.02.2018 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Постановлением уполномоченного должностного лица Департамента от 27.02.2018 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Также Департаментом было вынесено представление от 27.02.2018 N 06-044/2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2019 заявленное требование удовлетворено.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (правопреемник Департамента, далее - Управление, Росприроднадзор, заявитель) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Управление настаивает на отсутствии совокупности условий для признания судом оспариваемого представления недействительным.
Заявитель указывает, что оспариваемое Обществом представление соответствует законодательству, поскольку в рамках рассмотрения дела N А43-9799/2018 установлен факт осуществления Обществом хозяйственной деятельности, не соответствующей документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Подробно доводы Росприроднадзора приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ООО "Реал-Бор" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность решения суда, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц предусмотрен в главе 24 АПК РФ, положения которой применены судом в рассматриваемом случае.
Данный подход следует из абзаца 4 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, согласно которому отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" одним из видов нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела усматривается, что Общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов III-IV классов опасности на основании лицензии от 27.06.2016 N 052243 с приложением, содержащим перечень отходов, с которыми ему разрешается осуществлять лицензируемую деятельность.
Для осуществления лицензируемого вида деятельности Общество использует земельный участок с кадастровым номером 52:20:1900020:4, общей площадью 67717 кв.м. и полигон твердых промышленных отходов по адресу: Нижегородская область, г. Бор, Редькинский с/с, на расстоянии 1,4 км к востоку от д. Глазково.
На объект размещения отходов имеется заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Нижегородгоскомэкологии от 15.11.2000 N 447-Э, согласно которому на полигоне допускается размещение лишь твердых промышленных отходов IV класса опасности.
Между тем в ходе проведенной проверки установлен факт размещения на указанном полигоне отходов, не являющихся промышленными.
Указанные обстоятельства позволили Департаменту сделать вывод об осуществлении Обществом хозяйственной деятельности в нарушение требований действующего законодательства и документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Материалами дела подтверждается и по существу не оспаривается Обществом, что им не на должном уровне обеспечен контроль за составом поступающих на полигон отходов.
Наличие в деянии ООО "БорПром" состава административного правонарушения установлено в рамках рассмотрения Арбитражным судом Нижегородской области дела N А43-11324/2018.
Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление Департамента не соответствует критерию исполнимости.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что из текста оспариваемого представления следует, что Общество обязано принять меры по дальнейшему устранению выявленных нарушений, под которыми понимаются меры по обеспечению контроля за составом поступающих на полигон отходов, в целях предотвращения размещения на нем отходов, не предусмотренных заключением государственной экологической экспертизы.
Исполнение указанного представления находится в пределах контроля ООО "БорПром".
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Департамента оснований для выдачи Обществу представления.
Оспариваемое представление содержит указание на нормы права, нарушенные Обществом. Отсутствие в нем формулировки конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, представляет субъекту предпринимательской деятельности возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения представления.
Доказательств нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ, в материалы дела ООО "БорПром" не представило.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что решением Борского городского суда Нижегородской области от 22.06.2018 по делу N 12-83/2018 признано законным привлечение должностного лица Общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.4 Кодекса по результатам проведенной проверки.
Кроме того, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А43-9799/2018, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, отменено решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.08.2018 по делу N А43-9799/2018, которым признано незаконным представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 05.02.2018 N 02-10-2018 по результатам данной проверки с указанием на то, что Общество в нарушение требований законодательства осуществляет хозяйственную деятельность, не соответствующую документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Общества, поскольку оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Общества, является исполнимым.
Таким образом, апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2019 - отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, ввиду неправильного применения норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2019 по делу N А43-11323/2018 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "БорПром" в удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11323/2018
Истец: ООО "БорПром"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, ООО "Реал-Бор"