город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А53-29234/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Регионинвестагро": представитель Сердюк С.Н. по доверенности от 09.09.2019, паспорт;
от Ростовской таможни: представитель Дискина И.В. по доверенности от 06.08.2019, удостоверение; Вербенко В.И. по доверенности от 24.09.2019, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регионинвестагро"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.12.2019 по делу N А53-29234/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионинвестагро"
(ИНН 3446014743, ОГРН 1033400547553)
к Ростовской таможне (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943),
о признании незаконными решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регионинвестагро" (далее - заявитель, ООО "Регионинвестагро", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решения Ростовской таможни (далее - заинтересованное лицо) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 29.04.2019 N РКТ-10313000-19/000052 с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд отмени обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2019 в виде приостановления исполнения решения Ростовской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 29.04.2019 N РКТ-10313000-19/000052 до вступления в законную силу судебного акта по делу А53-29234/2019.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Регионинвестагро" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба и дополнение к апелляционной жалобе мотивированы тем, что приспособление, по существу является устройством, и в силу примечания 5 к пояснению раздела XVI ТН ВЭД, оборудование для полива, как устройство - приспособление, относиться к товарной субпозиции с наименованием "приспособление для полива". Данная правовая позиция подтверждается соответствующими классификационными решениями ФТС России, имеющимися в материалах дела, которые суд не принял во внимание, исходя из того, что наименование товара в этих решения не соответствует спорному товару. Так в материалах дела имеются доказательства, которые свидетельствуют о том, что в соответствии с Гармонизированной системой ВТО, (далее - ГС ВТО) отсутствует товарная позиция с наименованием "приспособление для полива". В соответствии с требованиями п. 2 ст. 19 ТК ЕАЭС, Гармонизированная система ВТО, является международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. правовая позиция ООО "РЕГИОНИНВЕСТАГРО" о том, что "приспособление" не является отдельным классифицирующим признаком и относится в "машинам", подтверждена ФТС России, что по существу опровергает позицию суда первой инстанции. Однако, при принятии судебного акта, Арбитражный суд Ростовской таможни, в нарушение требований ст. 71 АПК РФ не дал оценку, изложенной позиции ФТС России.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовская таможня указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО "Регионинвестагро" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Ростовской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Регионинвестагро" был задекларирован и ввезен по ДТ N 10313130/150616/0009937 товар 1 - дождевальная установка BAUER CLS-K, длиной 480 м... " (далее - товар) в товарной позиции 8424 81 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
"8424 Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - устройства прочие: 8424 81 -- для сельского хозяйства или садоводства: 8424 81 100 0 --- приспособления для полива.
Данный код предусматривает ставку ввозной таможенной пошлины - 0 %. (НДС - Ростовской таможней было принято решение о классификации от 29.04.2019 N РКТ-10313000-19/000090, в соответствии с которым товар классифицирован в подсубпозиции 8424 81 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС:
"8424 Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства - устройства прочие 8424 81 -- для сельского хозяйства или садоводства 8424 81 990 0 --- прочие Данный код предусматривает ставку ввозной таможенной пошлины - 5 %. (НДС - 18 %).
На основании данного решения на заявителя была возложена обязанность оплаты таможенной пошлины и НДС, рассчитанные исходя из применимой ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5 %.
25.06.2019 Астраханской таможней вынесено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10311000/У2019/0000219, согласно которому на общество возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в размере 392 635,50 рублей в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
Не согласившись с вышеуказанными решением таможни, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Регионинвестагро" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рамках настоящего дела заявитель оспаривает решение Ростовской таможни от 29.04.2019 по корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313130/150616/0009937.
Из материалов дела усматривается, что решение Ростовской таможни от 29.04.2019 о корректировке таможенной стоимости направлено ООО "Регионинвестагро", 06.05.2019, с заявлением об оспаривании решения таможенного органа заявитель обратился 06.08.2019 (штемпель на почтовом конверте), суд первой инстанции указал, что заявителем не пропущен срок на обжалование решения Ростовской таможни от 29.04.2019.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта я закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу приведенных норм для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз, ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Союза.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 444 "Общие переходные положения" ТК ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Поскольку рассматриваемые правоотношения возникли до вступления в силу с 01.01.2018 ТК ЕАЭС, здесь и далее нормы Таможенного кодекса Таможенного союза приведены на момент возникновения правоотношений.
Положениями статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Статьей 51 ТК ТС предусмотрено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза согласно приложению к настоящему Решению.
В Приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" определены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД), в которых установлены принципы классификации товаров. Формулировки правил предусматривают последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем - в соответствующую субпозицию, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Пунктом 6 раздела III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное.
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Соответственно, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Учитывая изложенное, для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые одобрены и применяются согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Они содержат толкования содержания позиций ТН ВЭД ЕАЭС, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применятся ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам, и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры. При этом, при возникновении сомнений и спорных ситуаций не исключена возможность использования Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащих толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" положениями пунктов 1 - 3 статьи 52 ТК ТС предусмотрена классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) при их таможенном декларировании, в случае неверности которой таможенные органы вправе принимать решения по классификации.
Обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 Кодекса основания для принятия решения об иной классификации товара.
Разница в классификации товара у сторон начинается только с 7 знака.
Так, в соответствии с текстом товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются "механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства".
В товарной субпозиции 8424 81 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются товары: "машины для сельского хозяйства".
Ввозимый товар классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 8424 81 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, согласно тексту которой в нее включаются: "приспособления для полива".
Таможенным органом рассматриваемый товар классифицирован в товарной подсубпозиции 8424 81 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в которую включаются "устройства прочие: для сельского хозяйства или садоводства: прочие: прочие: прочие".
Согласно документам и пояснениям, представленным ООО "Регионинвестагро" в ходе таможенного декларирования, товар N 1, сведения о котором заявлены в ДТ N 10313130/1505616/0009937, является "приспособлением для полива для сельского хозяйства оросительная дождевальная установка BAUER, для полива сельхозугодий полнотоком, не предназначена для внесения или разбрасывания удобрений, укомплектованная - 1шт...".
Из пояснений специалиста ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону к письму от 26.03.2019 N 35-01-28/01756, следует, что дождевальные машины и установки, служат для полива дождеванием сельскохозяйственных культур. По конструктивным признакам, определяющим технологический процесс полива, выделяют следующие основные типы дождевальной техники: многоопорные широкозахватные дождевальные машины, двухконсольные дождевальные машины, дальнеструйные дождевальные машины, дождевальные установки, стационарные дождевальные системы. Рабочие органы, обеспечивающие создание дождевальных струй и распад их на капли, - это дождевальные насадки и аппараты.
Таким образом, из пояснений специалиста ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону, следует, что дождевальные машины не являются приспособлением для полива, а представляют собой оборудование сельскохозяйственное оросительное.
В соответствии с информацией, указанной в Справочнике по механизации орошения, (под ред. Б. Г. Штепы, М, 1979; Сандигурский Д. М, Безродное Н. А., Механизация поливных работ, М., 1983; Сапунков А. П., Механизация полива дождеванием. М., 1984), дождевание - подача воды на поверхность почвы и растений в виде искусственного дождя. Проводится с помощью дождевальных машин, установок и аппаратов.
Согласно ГОСТ ИСО 11545-2004 "Оборудование сельскохозяйственное оросительное. Машины дождевальные кругового и поступательного действия с дождевальными аппаратами или распылителями. Определение равномерности орошения" дождевальная машина кругового действия - автоматическая дождевая машина, состоящая из самоходных опор, обеспечивающих вращение трубопровода вокруг оси вращения, вода подводится к оси вращения, подается в радиальном направлении по трубопроводу и распределяется с помощью насадок распылителей или дождевальных аппаратов.
В соответствии с информацией, содержащейся в Большой политехнической энциклопедии ("Мир и образование". Рязанцев В.Д. - М.; 2011), приспособление -вспомогательное устройство (механизм), применяемое при выполнении определенной технологической операции.
Согласно Большому толковому словарю русских существительных ("АСТ - Пресс Книга". Бабенко, 2009) приспособление - предмет или совокупность предметов, используемых в качестве орудия производства, а также устройство простейшего типа.
Исходя из сведений, указанных в Толковом словаре Ожегова. (С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, 1949-1992), оборудование - совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для работы, производства.
Кроме того, Ростовской таможней в рамках проведения проверки правильности классификационного кода рассматриваемого товара письмом от 24.10.2017 N 28-10/24276 запрошена информация у Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донского государственного аграрного университета" (далее - институт). Согласно сведениям, содержащимся в письме института от 10.11.2017 N 1126, направленном в ответ на запрос Ростовской таможни, дождевальная машина не относится к приспособлению для полива, дождевальные машины вне зависимости от их конструкции следует относить к сельскохозяйственному оборудованию оросительному (синонимы - поливному, ирригационному).
В соответствии с Общероссийским классификатором стандартов (ОК 001-2000) национальные стандарты по проектированию и эксплуатации дождевальных машин входят в подгруппу 65.060.35 "Ирригационное и дренажное оборудование" группы 65.060 "Сельскохозяйственные машины, инвентарь и оборудование".
В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 "Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий" (с изменениями 2012 года) "Приспособление - технологическая оснастка, предназначенная для установки или направления предмета труда или инструмента при выполнении технологической операции", а оборудование -средства технологического оснащения, то есть совокупность орудий производства, необходимых для осуществления технологического процесса".
Согласно информации, представленной Новочеркасским инженерно-мелиоративным институтом имени А.К. Кортунова, дождевальные машины являются орудиями производства, необходимыми для осуществления технологического процесса полива сельскохозяйственных культур.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что дождевальные машины являются оборудованием, а не приспособлением.
Таким образом, на основании приведенных выше нормативных положений и исследования представленных документов, основываясь на ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, а также учитывая установленные признаки товара, приведенные в пояснении специалиста ЭКС -филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 26.03.2019 N 35-01-28/01756, в ответе Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.В. Кортунова от 10.11.2017 N 1126, Ростовской таможней правомерно принято решение от 29.04.2019 N РКТ-10313000-19/000052 по классификации товара в подсубпозиции 8424 81 990 0 ТН ВЭД.
Доводы общества в апелляционной жалобе о неправомерной квалификации товара в подсубпозиции 8424 81 990 0 ТН ВЭД, отклоняются по следующим основаниям.
При классификации товара должно быть отдано товарной позиции 8424 81 100 0 "приспособления для полива прочие", так как она содержит более конкретное описание товара по сравнению с товарной позицией ТН ВЭД 8424 81 990 0 "прочие".
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые одобрены и применяются согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Пояснения к ТН ВЭД один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД. Они содержат толкования содержания позиций ТН ВЭД, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОНИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры. При этом при возникновении сомнений и спорных ситуаций не исключена возможность использования Пояснений к ТН ВЭД, содержащих толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации (ОПИ).
Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее по тексту - ОПИ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров".
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно пункту 5 Положения ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции), а в данном случае разногласия начинаются с 7 знака.
Согласно пункту 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 данного Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В соответствии с правилом 6 основных правил интерпретации ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
На основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, при классификации товаров, входящих в одну товарную позицию, необходимо пользоваться Правилом 6 в рамках Правил 1 -4 путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция").
Правило 1 ОПИ гласит: "Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями".
Таким образом, на основании приведенного выше, юридическое значение имеют тексты подсубпозиции товарной позиции 8424 ТН ВЭД.
Как указывалось, ранее, ввозимый товар классифицирован декларантом в подсубпозиции 8424 81 100 0 ТН ВЭД как - приспособлением для полива для сельского хозяйства оросительная дождевальная установка BAUER, для полива сельхозугодий полнотоком, не предназначена для внесения или разбрасывания удобрений, укомплектованная".
То есть для отнесения товара к данной подсубпозиции ТН ВЭД должно соблюдаться полное соответствие текста ТН ВЭД и описание товара.
В спорном случае, товар соответствует тексту "для полива", содержащемуся в тексте подсубпозиции 8424 81 100 0 ТН ВЭД и не соответствует тексту "приспособление". На основании вышеизложенного, если товар не обладает всеми характеристиками, указанными в тексте подсубпозиции ТН ВЭД, то он не может классифицироваться в ней.
Учитывая вышеизложенное, товар следует классифицировать по правилу 1,6, не опускаясь до правила 3(a), учитывая, что по установленным в результате пояснений специалиста ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 26.03.2019 N 35-01-28/01756, а также информации полученной от Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донского государственного аграрного университета", а также, согласно представленным ООО "Регионинвестагро" в ходе таможенного декларирования товара N 1 по ДТ N 10313130/150616/0009937 документам и пояснениям, товар является "приспособлением для полива для сельского хозяйства оросительная дождевальная установка BAUER, для полива сельхозугодий полнотоком, не предназначена для внесения или разбрасывания удобрений, укомплектованная".
Согласно примечанию 5 к разделу XVI ТН ВЭД, термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85. Из изложенного в указанном примечании следует вывод, что согласно ТН ВЭД приспособление не является машиной.
Таким образом, на основании приведенных выше нормативных положений и исследования представленных документов, учитывая описание подсубпозиции ТН ВЭД, а также признаки товара, приведенные в пояснениях специалиста ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 26.03.2019 N 35-01-28/01756 спорный товар не является приспособлением для полива, используемым в сельском хозяйстве и садоводстве, а является сложной машиной и, следовательно, должен классифицироваться в подсубпозиции 8424 81 990 0 ТН ВЭД.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2019 N 308-ЭС19-9319, Постановлении Арбитражного суда Северо-Каквказского округа от 25.02.2019 по делу N А53-6320/2018.
Участником ВЭД не представлены доказательства того, что спорный товар является приспособлением для полива и не является машиной, в смысле термина примечания 5 к Разделу XVI ТН ВЭД.
В соответствии со статьей 53 Таможенного кодекса Таможенного союза предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
На спорный товар предварительное решение выдано не было. Предварительное решение, выданное иному лицу, в отношении иного товара, иного производителя выдавалось по представленным документам по указанному в заявлении наименованию и действовало в соответствии со статьей 53 Таможенного кодекса Таможенного союза только в отношении определенного наименования товара, включающего определенную марку, модель, артикул и модификацию.
Данные документы исследованы и изучены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами по делу.
Ссылка на то, что суд не учел иную судебную практику, подлежит отклонению, поскольку данные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Апелляционной коллегией также не принимается ссылка общества в дополнении к апелляционной жалобе на правовую позицию, изложенную в решении Арбитражного суда города Москвы N А40-193279/2019 от 19.11.2019, поскольку данный судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что решение Ростовской таможни от 29.04.2019 N РКТ-10313000-19/000052 по классификации в соответствии с ТН ВЭД товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10313130/150616/0009937, соответствует требованиям права Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2019 судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнение решения Ростовской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 29.04.2019 N РКТ-10313000-19/000052 до вступления в законную силу судебного акта по делу А53-29234/2019 в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 15.11.2019 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2019 по делу N А53-29234/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29234/2019
Истец: ООО "РЕГИОНИНВЕСТАГРО"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ