г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А21-2017/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Москалец О.Е.,
при участии:
- от истца: Шараева Д.Э. по доверенности от 25.12.2023,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39832/2023) общества с ограниченной ответственностью "Гиант"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.10.2023 по делу N А21-2017/2023,
принятое по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "Гиант"
о взыскании задолженности по оплате услуг,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гиант" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 1 731 025,58 руб. задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за периоды с 01.01.2019 по 31.08.2022, с 01.11.2022 по 31.12.2022, а также 391 425, 42 руб. пеней, начисленных по состоянию на 12.09.2023.
Решением суда от 20.10.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправомерное изменение истцом в одностороннем порядке условий договора от 01.01.2019 N 230100384 в части норматива, подлежащего применению, при расчете объема ТКО, а также на необоснованное доначисление платы за услуги по вывозу ТКО, оказанные с 01.01.2019. Полагает, что у истца отсутствовало право на доначисление стоимости услуг за период с 01.01.2019 по 16.06.2022, исчисленной по нормативам, установленным в соответствии с приказом от 16.06.2022 N 295, а также на взыскание пеней, начисленных на указанную задолженность.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению, судебное заседание назначено на 18.01.2024.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Как указывает истец в отзыве, приказом от 16.06.2022 N 295 установлены нормативы накопления ТКО в отношении новой категории потребителей "Торговые центры", при этом в силу пункта 3 названного приказа его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 14.05.2018. Обращаясь с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, ответчик в приложенных к заявке документах указал в качестве назначения объекта - торговый центр. В этой связи истец письмом от 03.10.2022 исх. N 16852-АХ направил в адрес ответчика дополнительное соглашение от 28.09.2022. Ответчик, в свою очередь, подписанное дополнительное соглашение не возвратил, с иском об урегулировании разногласий не обратился.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в заседании с использованием системы веб-конференции представитель истца поддержал возражения на жалобу, приведенные в отзыве.
Ходатайство ответчика об участии в заседании с использованием системы веб-конференции удовлетворено судом заблаговременно 20.12.2023.
Однако ответчик не обеспечил подключения к судебному заседанию с использованием системы веб-конференции, что зафиксировано в аудиопротоколе судебного заседания, который приобщен на материальном носителе.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области и действует с 01.01.2019.
Общество обратилось к Предприятию с заявкой от 13.12.2018 N 69 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Между сторонами заключен договор от 01.01.2019 N 230100384 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор), в соответствии с которым региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте которые определены в Договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Общество обязалось оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 2 Договора).
В Приложении N 1 к Договору указаны следующие сведения: наименования объектов, адреса объектов, ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов), наименования отходов, объемы принимаемых ТКО, места накопления, периодичность вывоза.
Согласно пункту 5 Договора, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 6 Договора под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Согласно приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 N96-040кк/18", единый тариф на услуги регионального оператора составлял: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 425,63 руб./куб.м (без НДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407,17 руб./куб.м (без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 N 124-05окк/20 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 N 131-07окк/19" установлен единый тариф на услуги регионального оператора за следующие периоды с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 488,57 руб./куб.м; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 506,16 руб./куб.м; с 01.01.2021 по 30.06.2021 -506,16 руб./куб.м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 523,37 руб./куб.м; с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 510,31 руб./куб.м; с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 537,37 руб./куб.м (НДС не облагается).
Согласно пункту 7 Договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
В соответствии с пунктом 9 Договора региональный оператор до 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", вручение под роспись) акт оказанных услуг в 2 экземплярах, счет, счет-фактуру. Потребитель обязуется принять от регионального оператора указанные документы и не позднее 5 рабочих дней с момента их получения вернуть региональному оператору подписанный со своей стороны экземпляр акта оказанных услуг либо направить в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания акта.
В случае если потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по независящим от регионального оператора причинам или не направил в адрес регионального оператора мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем.
Как указало Предприятие, Обществу направлялись платежные документы на адрес электронной почты, указанный в заявке на заключение Договора.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 Договора).
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (далее - Приказ N 218).
Методика расчета объема принимаемых ТКО в месяц выглядит следующим образом: расчетная единица х норматив накопления: 12 месяцев = объем оказанных услуг в месяц.
Расчет объема ТКО, принятых от Общества, произведен на основании представленных Обществом документов и норматива накопления ТКО, согласно приложению N 2 Приказа N218, по категории объекта:
- "торговые центры (галереи, пассажи, торгово-развлекательные комплексы, торговые комплексы, моллы)" - 11 228,6 м кв. общей площади х 0,1 м куб./ год: 12 = 93,571667 м куб./мес. (адрес объекта: Калининградская обл., Калининград, просп. Московский, д. 255).
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.06.2022 N 295 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218" категория объекта с "промтоварные магазины" изменена на "торговые центры (галереи, пассажи, торгово-развлекательные комплексы, торговые комплексы, моллы" (внесен пункт 40.1), расчетная единица с торговой площади на общую площадь нежилого здания, норматив накопления ТКО с 1,5 м куб./ год на 0,1 м куб./год., в связи с чем, произведена корректировка начислений за услуги, оказанные с 01.01.2019 в отношении объекта по адресу: Калининградская обл., Калининград, просп. Московский, д. 255.
Письмом от 03.10.2022 исх. N 16852-АХ в адрес Общества направлено дополнительное соглашение от 28.09.2022 к Договору.
Дополнительное соглашение получено Обществом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления, однако подписанный экземпляр дополнительного соглашения в адрес Предприятия не поступил.
Задолженность Общества за периоды оказания услуг с 01.01.2019 по 31.08.2022, а также с 01.11.2022 по 31.12.2022 составила 1 731 025,58 руб.
Согласно пункту 24 Договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате Обществу начислена неустойка, размер которой по состоянию на 06.02.2023 составил 91 310,31 руб.
11.01.2023 исх. N 193 Предприятие направило в адрес Общества претензию с требованием об оплате задолженности и неустойки, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24.8 Закона об отходах оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 24.10 Закона об отходах, нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
При этом нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что объектом накопления ТКО, в отношении которого региональный оператор оказывает Обществу услуги, является многофункциональный торговый центр, расположенный по адресу: Калининград, ул. Нарвская, д. 112 (контейнерная площадка по адресу: Московский пр., д. 255).
Первоначально к отношениям сторон, начиная с 01.01.2019, при расчете стоимости оказания услуг регионального оператора применялись нормативы накопления ТКО, установленные Приказом N 218 для категории объектов "Промтоварные магазины" (пункт 15).
Решением Калининградского областного суда от 26.07.2021 по делу N 3а-142/2021 пункт 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218, признан не действующим и не подлежащим применению со дня вступления Приказа N 218, то есть с 14.05.2018.
Калининградский областной суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам "промтоварные магазины" на период, начиная с 14.05.2018.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.06.2022 N 295 в Приказ N 218 внесены изменения, утверждены нормативы накопления ТКО для новой категории объектов "Торговые центры (галереи, пассажи, торгово-развлекательные комплексы, моллы)".
Пунктом 3 Приказа N 295 определено, что он вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 14.05.2018.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В пункте 6 Договора стороны предусмотрели, что при вступлении в силу нормативно-правовых актов, изменяющих порядок определения стоимости услуг, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования решения об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, с даты, установленной такими нормативными актами.
При указанных обстоятельствах следует согласиться с доводами истца о расчете стоимости услуг, оказанных с 01.01.2019, исходя из норматива накопления ТКО, установленного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.06.2022 N 295 для категории объектов "Торговые центры", и о возможности доначисления такой платы в последующем.
При этом доводы ответчика об одностороннем изменении истцом стоимости оказанных услуг и порядка определения такой стоимости подлежат отклонению на основании пункта 2 статьи 422 ГК РФ и пункта 6 Договора.
Истцом к исковому заявлению приложен расчет доначислений за услуги, оказанные за период с 01.01.2019 по 31.08.2022, с 01.11.2022 по 31.12.2022, размер которых составил 1 731 025,58 руб., согласно расшифровкам количества оказанных услуг к актам по каждому месяцу.
Ответчик указанный расчет не оспорил, контррасчет, равно как и доказательств оплаты услуг, не представил.
В соответствии с пунктом 23 Договора в случае нарушения Обществом срока оплаты услуг, начисляются пени в размере 1/130 ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО, начисленные по состоянию на 12.09.2023, составили 391 425,42 руб.
Расчет пеней, приложенный истцом к ходатайству об уточнении иска от 15.09.2023, повторно проверен апелляционным судом, признан арифметически верным. Представленный ответчиком контррасчет (л.д. 79) правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанный расчет выполнен без учета изменений, внесенных Приказом от 16.06.2022 N 295.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерным выводам об удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.10.2023 по делу N А21-2017/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2017/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "ГИАНТ"