г. Владимир |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А43-31648/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М. Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2019 по делу N А43-31648/2019, принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Концерн "Терминаль" (ОГРН 1025203560854, ИНН 5261017382) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.04.2019 N 65 ПДС.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Евстифеева Н.А. по доверенности от 30.12.2019 N 529 сроком действия до 31.12.2020;
закрытого акционерного общества "Концерн "Терминаль" - Патина Т.П. по доверенности от 09.01.2020 N 19 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в отношении закрытого акционерного общества "Концерн "Терминаль" (далее - Общество) проведена выездная проверка по вопросам полноты и достоверности сведений, предоставленных Обществом и влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующего вида страхового обеспечения и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", частью 4 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годов" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2019 N 65 ПДС и принято решение от 19.04.2019 N 65 ПДС, которым Обществу предложено возместить расходы излишне понесенным Фондом в размере 291 019 рублей 48 копеек, в том числе 5 521 рублей 06 копеек пособий по временной нетрудоспособности и 285 498 рублей 42 копеек ежемесячных пособий по уходу за ребенком Рогожину С.А. и Захарову А.А.
Не согласившись с решением Фонда в части возмещения денежных средств в размере 285 498 рублей 48 копеек, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Решением от 11.12.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Рогожину С.А. и Захарову А.А. установленная 35 часовая неделя, 7 часов в день, что противоречит правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.07.017 N 307-КГ17-1728, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.02.2017 N 329-О.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Федеральный закон N 255-ФЗ) определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
В силу статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. В силу условий подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ страховым случаем признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет. Страховым обеспечением по указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Частями, 1, 2, 4 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
По условиям статей 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федерального закон N 81-ФЗ), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно пункту 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок N 1012н), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Подпунктом "а" пункта 39 Порядка N 1012н установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Для назначения отпуска и выплаты пособия работником предоставляется в бухгалтерию организации: заявление, копия свидетельства о рождении и иные документы, указанные в пункте 54 Порядка N 1012н.
Положениями статьи 4 Федерального закона N 81-ФЗ установлено, что выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда. Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонд в сроки установленные законодательством. Особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294.
Нижегородская область участвует в данном пилотном проекте с 01 июля 2011 года.
Выплата пособий по уходу за ребенком застрахованным лицам осуществлялась Фондом непосредственно на банковский счет застрахованных лиц с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в проверяемый период работникам Общества Рогожину С.А., работающему начальником сектора 3 конструкторско-технологического отдела и Захарову А.А., работающему главным конструктором по серийным изделиям - начальником конструкторско-технологического отдела был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, на протяжении которого установлен режим работы: пятидневка - 35 часовая рабочая неделя с особенностью режима рабочего времени: гибкий график работы по семь часов в день согласно данных табеля учета рабочего времени.
Согласно представленным Обществом трудовым договорам, дополнительным соглашениям к трудовым договорам и приказам об установлении работникам режима гибкого рабочего времени, работникам Рогожину С.А. и Захарову А.А. был установлен следующий гибкий график работы: фиксированное время обязательного присутствия на рабочем месте с 07 час.30 мин. до 11 час. 00 мин., оставшееся время дня работник может работать дома в удобное для него время без присутствия на рабочем месте.
Соответственно, данным лицам был установлен индивидуальный график работы, который позволяет им фактически осуществлять уход за ребенком.
Факт реального пребывания данных лиц на рабочем месте только с 7:30 до 11:00 в спорный период подтверждается данными пропускного пункта Общества - протоколами событий входа-выхода, который ведется постоянно и в автоматизированном виде.
Данные событий входа\выхода Рогожина С.А. и Захарова А.А. на территорию предприятия, сформированы при помощи автоматизированной системы контроля и управления доступом в режимном предприятии, имеющем лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Учет нефиксированного рабочего времени подтверждается отчетами данных лиц о работе выполненной ими за месяц.
При вынесения оспариваемого решения Фонда пришел к выводу, что незначительное сокращение рабочего времени лицам, претендующим на получение пособия по уходу за ребенком (на 60 минут в день) не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, действия Общества признаны фондом злоупотреблением правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда.
Между тем, Фондом не учтено, что половина рабочего дня застрахованных лиц (после 11:00) приходилась на работу дома.
Согласно действующему трудовому законодательству работники, осуществляющие трудовую деятельность на дому, самостоятельно определяют время исполнения своих обязанностей и не подчиняются правилам трудового распорядка работодателя в части режима труда и отдыха, если иное не установлено в трудовом договоре (абзац 6 части 2 статьи 57, часть 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку режим рабочего времени и времени отдыха Рогожина С.А. и Захарова А.А. вне рабочего места в Обществе не был закреплен в заключенных с ними трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним, последние не лишались возможности распределять рабочее время по своему усмотрению с учетом режима дня ребенка и осуществления необходимого ухода за ним.
При таких обстоятельствах, факт незначительного сокращения рабочего времени Рогожину С.А. и Захарову А.А. сам по себе не может опровергать реальности участия данных лиц в осуществлении ухода за детьми.
Вывод Фонда основан исключительно на предположениях и не подтвержден какими-либо доказательствами.
Из характера осуществляемых трудовых обязательств (конструкторская работа с использования компьютера) Рогожина С.А. и Захарова А.А. очевидно не следует необходимость их непрерывного присутствия на рабочем месте и вовлеченности их в непрерывный трудовой процесс. Фонд не доказал, что данные обязанности, сводимые в основном к работе с электронными документами Общества, не могли исполняться работниками дома в любое удобное время.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возлагая на Общество обязанность возместить расходы, понесенные Фондом в сумме 285 498 рублей 48 копеек на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком Рогожину С.А. и Захарову А.А., Фонд не привел каких - либо относимых доказательств того, что данные лица не имели реальной возможности осуществлять фактических уход за детьми. Выводы Фонда основаны исключительно на сомнениях в достаточности времени, отведенного указанным работникам для нахождения с детьми для осуществления полноценного ухода за ними. Каких-либо конкретных фактов злоупотребления правом со стороны страхователя или застрахованных лиц Фонд не установил и соответствующих доказательств суду не представил.
Общество документально подтвердило, что каждый из указанных работников, находясь в отпуске по уходу за ребенком (в связи с наступлением страхового случая, факт которого Фондом не оспаривается), исполнял трудовые обязанности на условиях неполного рабочего дня и продолжал в остальное время после 11:00 осуществлять уход за ребенком. Большую часть рабочего дня Рогожин С.А., Захаров А.А. находились дома, фактически имели возможность осуществлять уход за детьми и тем самым подпадают под критерии, необходимые для сохранения компенсации утраченного заработка в виде получения пособия в соответствии с частью 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ.
Доказательств того, что соблюдение условий являлось формальным, а страхователь либо застрахованные лица в данном случае действовали недобросовестно, Фонд в свою очередь не представил.
Довод Фонда о том, что величина полученного пособия превышает величину сокращения рабочего времени, не свидетельствует о законности вынесенного Фондом решения и утрате компенсационной функции спорным пособием, назначенным с соблюдением установленного порядка с целью обеспечения защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком и работу.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал решение Фонда недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2019 по делу N А43-31648/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31648/2019
Истец: ЗАО "Концерн "Термаль"
Ответчик: ГУ Нижегородское отделение ФСС РФ филиал N27, ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования