г. Владимир |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А39-5287/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2020.
В полном объеме постановление изготовлено 13.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (ОГРН 1111327001400, ИНН 1327013715) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.08.2019 по делу N А39-5287/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия N 44-01 от 05.03.2019.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (в настоящее время - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия) (далее - Управление, контролирующий орган) в период с 06.02.2019 по 05.03.2019 проведена выездная внеплановая проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (далее - ООО "РЕМОНДИС Саранск", Общество, заявитель) обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой оставлен акт от 05.03.2019 N 44.
В ходе проверки установлено, что Обществом не соблюдаются обязательные требования к транспортированию отходов, а именно транспортирование отходов IV класса опасности на полигоны захоронения отходов с использованием транспортных средств осуществлялось заявителем при отсутствии паспорта отходов, в документации для транспортирования и передачи отходов отсутствуют сведения о месте транспортирования отходов, что является нарушением пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Управлением ООО "РЕМОНДИС Саранск" выдано предписание от 05.03.2019 N 44-01, которым заявителю предписано не допускать осуществление деятельности по транспортированию отходов производства и потребления IV класса опасности при отсутствии паспорта отхода и без указания в документации для транспортирования и передачи отходов сведений о месте транспортирования отходов.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федеральных законов N 7-ФЗ, 89-ФЗ, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок), суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой и дополнением, в которых просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на отсутствие у него, как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), обязанности по паспортизации отходов. Кроме того, указанная обязанность отсутствует также у управляющих компаний.
По мнению Общества, прекращение транспортирования ТКО до получения паспортов отходов, повлекло бы нарушение со стороны ООО "РЕМОНДИС Саранск" Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72/47 от 11.08.2017, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и заявителем.
Кроме того, как считает заявитель, приостановка транспортирования отходов из жилищ до предоставления управляющими компаниями, ТСЖ и прочими организациями паспортов отходов, зависит от воли третьих лиц, что не отвечает принципу исполнимости оспариваемого предписания.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и дополнении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается Обществом, что оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (статья 51 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ).
Положениями статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны осуществить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 1); на отходы I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Из положений пунктов 1,2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
В соответствии с пунктом 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Согласно пункту 8 данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 20 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия на основании лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке отходов IV класса опасности от 27.06.2016 N 013-00065, сроком действия бессрочно, осуществляет транспортирование ТКО IV класса опасности.
Проверкой установлено, что водителями Общества на мусоровозах осуществлялось транспортирование ТКО IV класса опасности на полигон по захоронению отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов за N 13-00006-З-00592-250914. На перевозимый водителями груз имеется путевой лист и задание водителю, иные документы отсутствуют.
При анализе путевых листов грузовых автомобилей установлено, что в них в графе "Задание водителю" указывается "вывоз ТКО". В прилагаемом к путевому листу грузового автомобиля задании ( задании -наряде) указывается место погрузки (адрес контейнерной площадки), объем контейнера, сведения о месте транспортирования отходов отсутствуют.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм законодательства ООО "РЕМОНДИС Саранск" при транспортировании отходов должно иметь паспорт отходов, а также вести учет в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
Аналогичный вывод также содержится в решении Верховного Суда Республики Мордовия от 10.07.2019 (дело N 7.2139/2019), принятым по жалобе ООО "РЕМОНДИС Саранск" на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия от 19.03.2019 о привлечении ООО "РЕМОНДИС Саранск" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
При этом из оспариваемого Обществом предписания не следует, что на заявителя возложена обязанность по оформлению паспорта транспортируемых им отходов, как ошибочно полагает заявитель.
Поэтому довод Общества о неисполнимости предписания N 44-01 от 05.03.2019 обоснованно не принят судом во внимание.
Суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы ООО "РЕМОНДИС Саранск" получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Совокупность двух условий, необходимых для признания предписания недействительным, в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 20.09.2019 N 12370, подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.08.2019 по делу N А39-5287/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.09.2019 N 12370.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5287/2019
Истец: ООО "РЕМОНДИС Саранск"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ