город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А32-39508/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Лысенко А.А. по доверенности от 17.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2019 по делу N А32-39508/2019 по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарский край к заинтересованным лицам администрации муниципального образования г. Новороссийск, Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск, о признании недействительным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным распоряжение Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - заинтересованное лицо, управление) от 05.09.2017 N 407-рка "О перераспределении муниципального имущества".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2019 распоряжение Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.09.2017 N 407-рка "О перераспределении муниципального имущества" признано недействительным; в удовлетворении требований к Администрации муниципального образования город Новороссийск отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована ошибочностью вывода суда первой инстанции о том, что спорное нежилое помещение используется органом местного самоуправления для охраны здоровья.
В судебном заседании представитель департамента возражал по доводам апелляционной жалобы, заинтересованные лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2.3 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" (далее - Положение), одной из основных задач Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) является обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 3.2 вышеуказанного Положения департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В силу п. 4.5 Положения департамент имеет право обращаться в суд от имени Краснодарского края в защиту его имущественных прав и законных интересов в области имущественных и земельных отношений.
Распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.09.2017 N 407-рка "О перераспределении муниципального имущества" изъято из оперативного управления муниципального автономного учреждения "Клинико-диагностический центр" нежилое помещение общей площадью 16,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Героев Десантников, 69.
Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 19.06.2019 на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:47:0308002:710, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ул. Героев Десантников, 69, площадью 16,4 кв.м., 10.10.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования город-герой Новороссийск.
Департамент, полагая, что вышеуказанное распоряжение принято с нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы департамента, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного распоряжения недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 1-2 ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи гражданам переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона N 323-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и подпунктом 21 п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N184-ФЗ).
Таким образом, в связи с принятием Закона N 323 ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи гражданам переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 100 Закона N 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.01.2013 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона N 323-ФЗ положения ст. 100 названного закона вступают в силу с 01.01.2012.
Спорный объект недвижимости подпадает под условия, указанные в ч. 12 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, а именно использовался в целях охраны здоровья, а также находился в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, установлен п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 374).
Письмом от 13.09.2013 исх. N 06-367/13-21 Администрация Краснодарского края обращала внимание глав муниципальных образований на недопустимость прекращения вещных прав медицинских организаций на имущество, находящееся на балансе учреждений до момента передачи его в установленном порядке в государственную собственность Краснодарского края.
Распоряжением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2018 N 76-р "Об организации работы по передаче имущественных комплексов муниципальных организаций здравоохранения в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе", в том числе, главе муниципального образования город Новороссийск в целях передачи муниципальных медицинских организаций предлагалось предоставить в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края пакеты документов в соответствии с ПП РФ N 374 в 4 квартале 2018.
На основании представленных документов и в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.12.2018 N 327-р "Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края безвозмездной основе" муниципальное автономное учреждение "Клинико-диагностический центр" принято в государственную собственность Краснодарского края.
Предложение о передаче вышеуказанного объекта недвижимости в установленном порядке в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края от администрации муниципального образования город Новороссийск не поступало.
Таким образом, распоряжение создает препятствия к осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, нарушает права органов государственной власти Краснодарского края и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, оставление спорного объекта недвижимости в составе муниципальной собственности повлечет за собой нарушение ряда требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58, и приведет к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания.
Передача имущества носит социальный характер, направленный на повышение уровня благополучия населения в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья, а также на соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для лечебных (инфекционных) стационаров.
Довод заинтересованного лица (администрации), что спорное здание не использовалось для организации деятельности муниципального автономного учреждения "Клинико-диагностический центр", а использовалось ранее присоединенным учреждением МБУ "Молочная кухня" для осуществления деятельности в сфере организации детского питания, судом не принят по следующим основаниям.
Распоряжением Администрации города Новороссийска Краснодарского края от 01.12.2000 N 601-рки-7 нежилые помещения по адресам пр. Ленина 7, и ул. Героев Десантников 69 б, переданы в оперативное управление МУ "Детская кухня".
Согласно перечню основных средств на 01.09.2003 МУ "Детская молочная кухня" нежилое помещение по ул. Героев Десантников 69 б, на дату составления акта находилось на балансе учреждения.
Постановлением администрации от 09.06.2014 N 4297 указанное учреждение реорганизовалось путем присоединения к муниципальному автономному учреждению "Клинико-диагностический центр" управления здравоохранения администрации, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ 19.09.2014. Автономное учреждение "Клинико-диагностический центр" управления здравоохранения администрации передано с 01.01.2019 в государственную собственность Краснодарского края.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Молочная кухня" управления здравоохранения администрации, являлась прочая деятельность по охране здоровья, а уже дополнительным видом деятельности являлось производство молочных продуктов, в связи с чем, доводы администрации суд посчитал несостоятельными.
В связи с тем, что оспариваемое распоряжение принято Управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск, требование департамента к Администрации муниципального образования город Новороссийск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и признании недействительным распоряжения Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.09.2017 N 407-рка "О перераспределении муниципального имущества".
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2019 по делу N А32-39508/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39508/2019
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарский край
Ответчик: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования г.Новороссийск, Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск
Третье лицо: Управление имущественных и земельных отношений администрации МО г.Новороссийска