г. Киров |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А29-11951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2019 по делу N А29-11951/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сосногорская тепловая компания" (ОГРН 1071108002900, ИНН 1108017450)
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми,
с участием в деле третьего лица: акционерного общества "Коми тепловая компания" (ОГРН 1041100412682, ИНН 1101205461),
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сосногорская тепловая компания" (далее - заявитель, ООО "СТК", Общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) о прекращении рассмотрения дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО "СТК", обратившегося с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на 2019 год в отношении теплового источника, расположенного по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее - АО "КТК").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2019 заявленные требования удовлетворены, решение Министерства признано незаконным.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, указывает, что поскольку ООО "СТК" не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования, или договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования), у органа регулирования не имелось оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
По мнению ответчика, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации прямо не урегулирован порядок и форма принятия решения об отказе в рассмотрении либо о прекращении рассмотрения предложений об установлении цен (тарифов) в случае непредставления регулируемой организацией документов, подтверждающих право пользования имуществом на очередной период регулирования.
Таким образом, прекращение рассмотрения дела, в том числе в форме отказа в рассмотрении предложения об установлении цен (тарифов) может происходить на любой стадии процесса тарифного регулирования (до начала рассмотрения предложения (открытия дела) или после начала рассмотрения предложения (открытия дела)) при обнаружении факта отсутствия документов, подтверждающих право пользования имуществом на очередной период регулирования.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
АО "КТК" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представители третьего лица указали на законность и обоснованность суда первой инстанции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 27.10.2017 ИП Семяшкин А.В. (арендодатель) и АО "КТК" (арендатор) заключили договор аренды оборудования N 018ЕП-УХТ/2017/119/1, согласно которому арендатору во временное владение и пользование предоставляется оборудование, указанное в приложении N 1 к настоящему договору и находящееся по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, стр. 1, которое будет использоваться арендатором для производства и передачи тепловой энергии и горячей воды.
По дополнительному соглашению к договору от 29.03.2019 N 3 права и обязанности по договору N 018ЕП-УХТ/2017/119/1 с 01.04.2019 перешли к ООО "СТК" (т. 1, л. д. 41-42).
01.04.2019 АО "КТК" (арендодатель) и ООО "СТК" (арендатор) заключили договор аренды оборудования N 006-УХТ/2019/006/1, согласно которому арендатору во временное владение и пользование предоставляется оборудование, указанное в приложении N 1 к настоящему договору и находящееся по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, стр. 1, которое будет использоваться арендатором для производства и передачи тепловой энергии и горячей воды.
16.04.2019 ООО "СТК" обратилось в Министерство с заявлениями N 101/333, N 101/334 об установлении на 2019 год тарифов на тепловую энергию от теплового источника, расположенного по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, тарифов на теплоноситель от теплового источника - котельной по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1.
К заявлениям были приложены договор аренды оборудования от 27.10.2017 N 018ЕП-УХТ/2017/119/1 с дополнительными соглашениями от 04.11.2017, от 27.11.2017, от 29.03.2019, договор аренды оборудования от 01.04.2019 N 006-УХТ/2019/006/1.
30.04.2019 Министерство составило извещение N 14-15-01/1887 об открытии на 2019 год дела об установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, поставляемые ООО "СТК" потребителям от теплового источника, расположенного по адресу: г. Ухта, пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, в котором запросило у ООО "СТК" документы, указанные в подпункте "а" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075).
27.05.2019 в соответствии с протоколом заседания Правления Министерства N 24 прекращено рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО "СТК" (т. 1, л. д. 103-104). Основанием для принятия указанного решения послужило непредставление на дату заседания Правления Министерства правоустанавливающих документов, подтверждающих право владения ООО "СТК" недвижимыми объектами теплоснабжения на расчетный период регулирования.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В статье 2 Закона N 190-ФЗ закреплены следующие понятия: источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 15 Правил N 1075 предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов.
К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках) (подпункт "а" пункта 16 Правил N 1075).
В Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, источник тепловой энергии (теплоты) определен как теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева или другими, в том числе нетрадиционными способами, участвующая в теплоснабжении потребителей.
Из вышеприведенных норм следует, что для установления цен (тарифов) на регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения обязательным является факт осуществления теплоснабжающей организацией регулируемой деятельности и наличие на праве собственности или ином законном основании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.
При этом принадлежность источника тепловой энергии только к недвижимому имуществу из вышеприведенных норм не следует.
Согласно материалам дела имущество, переданное по договору N 018/ЕП-УХТ/2017/119/1 ООО "СТК", состоит из оборудования, вырабатывающего горячую воду (тепловую энергию) для нужд отопления и горячего водоснабжения, а именно: котлов ДКВР 10/13 - 2шт, ДКВР 6,5/13 - 1шт, ТВГМ-30 - 2шт, подогревателя ПП-1-7,68-0,7-2 (н) - 1шт, оборудования, осуществляющего транспортирование горячей воды потребителю и включающего в себя сетевые насосы ЦН400/105 - 2шт, ЗВ-200 - 1шт, Д 630-90а - 1шт, систему резервного электроснабжения, состоящую из дизель-генератора ЭД-315 Т400-1РП - 1шт, и в совокупности составляет оборудование котельной по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, что в соответствии с Законом N 190-ФЗ позволяет отнести его к понятию источника тепловой энергии.
ООО "СТК" направляло собственникам недвижимого имущества - котельной, береговой насосной станции промводопровода, трубы кирпичной по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1 предложение о заключении договора аренды недвижимого имущества, изложенное в письме от 08.04.2019 N 119/299/1 (т. 1, л. д. 88-93). Ответ от собственников недвижимого имущества Обществу не поступил.
В связи с началом использования оборудования, являющегося источником тепловой энергии и частью здания котельной, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей пгт. Водный ООО "СТК" с 01.04.2019 начало эксплуатацию котельной без договора аренды недвижимого имущества.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
В силу подпункта "б" пункта 2 Регламента открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования) по инициативе органа регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075.
Согласно пункту 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования цен, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 Регламента).
Пунктом 20 Регламента предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования.
Таким образом, в случае поступления заявки об утверждении тарифа регулирующий орган в течение 10 дней обязан открыть тарифное дело, либо отказать в рассмотрении предложений об установлении тарифа. При этом отказ в установлении тарифа по основаниям, не предусмотренным Правилами регулирования цен и Регламентом, не допускается.
Из материалов дела следует, что заявителем осуществляется регулируемая деятельность по теплоснабжению, при этом в отношении Общества государственное регулирование тарифа на тепловую энергию и теплоноситель ранее не осуществлялось. Ответчиком фактическое осуществление регулируемой деятельности заявителем не оспаривается.
ООО "СТК" на праве аренды владеет источником тепловой энергии, расположенным по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1.
ООО "СТК" своевременно в соответствии с установленными сроками подало заявление об установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, поставляемые от теплового источника, расположенного по адресу: г. Ухта, пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, на 201 9 год.
Таким образом, при представлении Обществом заявлений N 101/333, N 101/334 об установлении на 2019 год тарифов на тепловую энергию и на теплоноситель от теплового источника - котельной по адресу: пгт. Водный, ул. Советская, д. 1, договора аренды оборудования от 27.10.2017 N 018ЕП-УХТ/2017/119/1 с дополнительными соглашениями от 04.11.2017, от 27.11.2017, от 29.03.2019, договора аренды оборудования от 01.04.2019 N 006-УХТ/2019/006/1 у ответчика отсутствовали основания для прекращения тарифного дела по причине непредставления правоустанавливающих документов на имущество, используемое для осуществления регулируемого вида деятельности (теплоснабжение).
Довод ответчика об обратном не основан на нормах права и обстоятельствах дела.
Кроме того, по результатам рассмотрения предложений Общества об установлении тарифа на тепловую энергию и теплоноситель на 2019 год при открытии тарифного дела ответчиком не было принято решение, предусмотренное Правилами N 1075 и Регламентом.
Пунктом 46 Регламента установлено, что дело об отмене (о введении) регулирования тарифов прекращается со дня принятия решения об отмене (о введении) регулирования тарифов или об отказе в отмене регулирования тарифов. Следовательно, прекращение дела возможно только после принятия решения. Иных оснований прекращения рассмотрения дела Регламентом не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушение требований Регламента и Правил N 1075 ответчик прекратил рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО "СТК" без принятия решения по итогам рассмотрения заявлений Общества после открытия тарифного дела и по основаниям, не предусмотренным Регламентом и Правилами N 1075.
Ссылка ответчика на письмо Федеральной антимонопольной службы России от 13.11.2015 N СП/63933/15 и письмо Федеральной службы по тарифам России от 11.06.2014 N СЗ-6425/5 в обоснование довода об отсутствии оснований для установления в отношении ООО "СТК" тарифов в сфере теплоснабжения судом апелляционной инстанции не принимается в силу того, изложенные в письмах разъяснения касаются случаев отсутствия законного основания владения, пользования и распоряжения объектами соответствующей инфраструктуры (источников тепловой энергии) и неподтверждения факта осуществления регулируемой деятельности.
В рассматриваемом же случае неподтверждение заявителем факта осуществления регулируемой деятельности основанием принятия ответчиком оспариваемого решения не являлось.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемое решение Министерства о прекращении рассмотрения дела об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО "СТК" не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2019 по делу N А29-11951/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11951/2019
Истец: ООО "Сосногорская Тепловая Компания"
Ответчик: Министерство Энергетики, Жилищно-Коммунального Хозяйства и Тарифов Республики Коми
Третье лицо: АО "Коми Тепловая Компания"