город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А32-12237/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель Баранов В.В., доверенность от 27.12.2019;
от ответчика: Головань Р.В., паспорт; представитель Речкин Т.А., доверенность от 13.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 по делу N А32-12237/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) к индивидуальному предпринимателю Головань Роману Валентиновичу (ИНН 231200266332, ОГРНИП 311231214600086) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Головань Роману Валентиновичу (далее - ответчик, ИП Головань Р.В., предприниматель) о взыскании стоимости самовольного и безучетного пользования услугами водоснабжения и водоотведения за период с 01.04.2017 по 28.03.2018 в размере 2 929 599,53 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению истца, наличие у предпринимателя лицевого счета и оплата услуг водоснабжения не является основанием для уклонения от заключения договора в надлежащем порядке. Прибор учета установлен в 2005 году, срок службы истек в 2017 году; свидетельство о поверке представлено только после подачи искового заявления; на приборе учета отсутствует пломба.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.03.2018 в ходе технического осмотра было выявлено, что на объекте - административное здание, типография - расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 24, водоснабжение осуществляется от сетей городского водопровода, диаметром 40 мм, установлен прибор учета, номер и показания нечитаемы, пломба ООО "Краснодар Водоканал" отсутствует. Водоотведение осуществляется в городские сети фекальной канализации. Оплата за услуги по водоснабжению и водоотведению производится по л/с 553021 по нормативу на одного человека.
По результатам проведенного осмотра был составлен акт N 30279, на основании которого был произведен расчет в соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 14 и 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
По расчету истца стоимость поставленной холодной воды, а также оказанных услуг по отведению сточных вод за период с 01.04.2017 по 28.03.2018 составила 2 929 599,53 руб.
В адрес ответчика направлялась претензия, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из нижеследующего.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776).
Согласно п. 35 Правил N 644, абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды; установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении целостности пломб и нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
С учетом того, что фактически потребитель пользуется услугами холодного водоснабжения и водоотведения в отсутствие заключенного договора, то такое пользование следует считать как акцепт потребителя оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, а соответственно, отношения сторон рассматриваются как договорные.
В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 2 Правил N 644 под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Как указано в п. 48 Правил N 776 приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.
В пп. в п. 49 Правил N 776 указано, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях нарушения контрольных пломб или знаков поверки.
Согласно п. 51 Правил N 776 установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета (п. 44 Правил N 776).
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что домовладение присоединено к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения согласно рабочему проекту N 1192, разработанному ООО "Профи" и техническим условиям от 12.12.2005 N ИД2-2026-05, выданным МУП ВКХ "Водоканал".
Согласно акту о техническом осмотре состояния водопроводно-канализационных устройств у абонента от 19.12.2005, подписанному техническим инспектором МУП ВКХ "Водоканал", установлено, что по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 24, врезка в построенный колодец произведена специализированной бригадой подрядной организации в присутствии представителя МУП ВКХ "Водоканал", канализация построена в соответствии с требованием СНиП, замечаний нет, допускается к эксплуатации абонентом.
Согласно акту от 23.12.2005 N 607 технического осмотра водопроводно-канализационных устройств, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 24, составленному техническим инспектором МУП ВКХ "Водоканал", цель обследования: допуск к эксплуатации дворового внутреннего водопровода и фекальной канализации по проекту N 1192, было установлено, что во дворе оборудован водомерный колодец, где установлен водомер марки ВСКМ-20 N 313221. Дворовый водопровод имеет диаметр 20 мм. Водоразборный колодец совмещен с водомерным. Внутренний водопровод диаметром 20 мм подключен к дворовому после водомера, проведен в дом к санитарно-техническим приборам. Водомер припломбирован пломбиром УВК N 11. Фекальная канализация подключена в оборудованном колодце.
Согласно паспорту 4212-001-52716179-2004 ПС счетчик воды крыльчатый модернизированный ВСКМ 90-20, заводской N 313221, соответствует техническим условиям ТУ 4213-001-52716179-00 и на основании результатов государственной первичной поверки, проведенной организацией Госстандарта, признан годным к эксплуатации.
Судом первой инстанции установлено, что оплата за услуги водоснабжения и водоотведения в домовладении, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 24, ежемесячно производилась ответчиком на лицевой счет N 553021. Задолженность по данному лицевому счету отсутствует. Поскольку лицевой счет и все документы по водоснабжению и водоотведению были оформлены на предыдущего собственника домовладения, а также то, что спорный дом был переведен в категорию нежилое здание, 03 августа 2018 года ответчик обратился к истцу с заявлением о заключении договора. Также была произведена замена старого прибора учета на новый - СКВУ-20, заводской N 0014372, 2018 года выпуска, опломбирован пломбой N 043228. Кроме того, истцом был разработан и утвержден баланс водопотребления и водоотведения для 2-х этажного спорного нежилого здания, согласно которому суточный расход водопотребления для потребителей до 20 человек составляет 0,32 м3 и суточный расход водоотведения составляет 0,32 м3. После замены прибора учета объем водопотребления и сброса сточных вод не увеличился.
Ответчик обратился в ООО "Метролог" для установления факта исправности и пригодности спорного прибора учета после истечения срока поверки. Согласно свидетельству о поверке от 30.09.2019 N 000429474/115 средство измерения счетчик крыльчатый ВСКМ 90-20, заводской N 313221 поверен в соответствии с МИ 1592-99 "ГСИ. Счетчики воды. Методика поверки" и признан пригодным к применению. Кроме того, прибор учета ВСКМ 90-20, заводской N 313221, был установлен 23.12.2005 в показаниями 2 м3. На момент демонтажа спорного прибора учета показания составляли 01001 м3. Среднемесячное потребление составило 6,6 м3 стоимостью 441 рубль. Истец же производил расчет по нормативу потребления, среднемесячное потребление составило 668 рублей 76 копеек. Также ответчик указывает на допущенные истцом нарушения при составлении акта технического осмотра.
В силу части 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено надлежащее технологическое присоединение спорного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения. Для присоединения спорного объекта были выданы технические условия от 12.12.2005 N ИД2-2026-05, которые выполнены в полном объеме, что подтверждается актом о техническом осмотре (состоянии) водопроводно-канализационных устройств у абонента от 19.12.2005.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для вывода о самовольном подключении объекта в системе водоснабжения и водоотведения. На спорном объекте 23.12.2005 был установлен и опломбирован прибор учета ВСКМ 90-20, заводской N 313221. 30 сентября 2019 года указанный прибор учета был поверен и признан пригодным к применению до 29.09.2024 на основании свидетельства о поверке N 000429474/115.
На основании изложенного, отсутствуют основания полагать, что в период с 01.04.2017 по 28.03.2018 прибор учета ВСКМ 90-20, заводской N 313221 находился в нерабочем состоянии и не мог быть принят в качестве расчетного.
На момент демонтажа указанного прибора учета были зафиксированы показания - 1 001 м3. Учитывая, что истец производил расчет объема поставленного ресурса по нормативу потребления, а также произведенные ответчиком оплаты, материалами дела подтверждается отсутствие у ответчика задолженности перед истцом за спорный период.
Кроме того, после замены прибора учета объем потребления холодной воды и сброшенных сточных вод в сторону увеличения не изменился.
Довод ответчика о допущенных истцом нарушениях при составлении акта от 28 марта 2018 года признан судом первой инстанции обоснованным.
В силу пункта 84 Правил N 644 абонент и транзитная организация обязаны в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей: а) проверка исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями; б) проведение поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замена средств измерений (приборов учета), если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или если такая организация обеспечивает обслуживание таких средств измерений (приборов учета); в) контроль договорных условий подачи (получения) холодной воды, принятия (отведения) сточных вод, в том числе проверка состояния водопроводных, канализационных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения; г) определение объема поданной холодной воды и ее качества; д) определение объема принятых (отводимых) сточных вод; е) опломбирование приборов учета воды, сточных вод; ж) отбор проб с целью проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля состава и свойств сточных вод; з) обслуживание водопроводных и канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности организации водопроводно-канализационного хозяйства; и) составление акта проверки водопроводных и канализационных сетей иных устройств и сооружений, присоединенных к водопроводным и канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 147 Правил N 644 абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам: а) для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; б) для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; в) для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод; г) для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод; д) для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства; е) для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения; ж) для проверки обоснованности мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод (при согласовании такого плана), а также для проверки реализации мероприятий согласованного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.
На основании пункта 148 Правил N 644 абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.
Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
Изложенные положения Правил N 644 содержат в себе правило о том, что для проведения мероприятий, установленных пунктом 147 Правил, в том числе для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, требуется предварительное оповещение абонента о дате и времени посещения.
Часть 2 пункта 148 Правил N 644 устанавливает дополнительные (специальные) условия о сроке предварительного оповещения абонента при необходимости проведения обследования водопроводных и канализационных сетей и проведения отбора проб воды и сточных вод, но не отменяет общего условия о необходимости предварительного оповещения абонента о дате и времени посещения.
Уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом (пункт 149 Правил N 644).
Истцом не представлено доказательств извещения ответчика о времени и месте проведения проверки, акт от 28 марта 2018 года составлен в отсутствие ответчика либо его законного представителя, потребителю не вручен. При этом, из представленных в материалы дела документов следует, что истцу была известна информация о собственнике здания (ответчике).
Таким образом, составленный в одностороннем порядке представителями истца в отсутствие представителя ответчика, не извещенного надлежащим образом о проведении проверки, акт ответчику не вручен, подписи ответчика акт не содержит.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 71, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, правомерно пришел к выводу о том, что истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих фактов самовольного присоединения и пользования ответчиками централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Оснований к отмене судебного акта не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 по делу N А32-12237/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12237/2019
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ИП Головань Р.В.
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20419/20
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4228/20
17.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2462/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12237/19