г. Владимир |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А11-13458/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2019 по делу N А11-13458/2018, по иску общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" (ОГРН 112332001000, ИНН 3305714742) к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (ОГРН 1023302553064, ИНН 3310003494), при участии третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обязании ООО "Владимиртеплогаз" в течении 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу подписать акт допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии и теплоносителя, установленного в котельной N 4, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Калинина, д.8А,
при участии в судебном заседании:
от истца - Лебедев М.Ю. по доверенности от 23.10.2019 сроком на три года, представлен диплом АВС N 0879583 от 26.01.1999;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая компания" (далее - ООО "КЭТК", Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - ООО "Владимиртеплогаз", Общество, ответчик) о признании узла учета тепловой энергии и теплоносителя ГВС в котельной N 4 по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Калинина, д. 8 А, пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с 07.06.2018 в соответствии с актом ввода в эксплуатацию от 07.06.2018 (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 07.10.2019 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что в нарушение подпункта 55 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя N 1034 от 18.11.2016, ООО "КЭТК" не согласовало с ООО "Владимиртеплогаз" проект узла учета тепловой энергии в порядке, установленном Правилами. Поскольку ООО "Владимиртеплогаз" является по отношению к ООО "КЭТК" теплосетевой организацией, чьи сети примыкают непосредственно к источнику тепла, согласование проекта узла учета на источнике теплоты, принадлежащем ООО "КЭТК, является обязательным.
Кроме того, апеллянт считает, что представленный проект узла учета не соответствует требованиям пункта 115 Методики N 99/пр в связи с нарушением требований к максимальной допустимой погрешности пары датчиков температуры, выраженной в процентах в зависимости от абсолютной разности температур в прямом и обратном трубопроводе, а также в связи с тем, что в проекте узла учета отсутствует настроечная база данных. По мнению апеллянта, суд необоснованно не принял во внимание письмо Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы от 18.07.2019 N 207/08-279.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец в судебное заседание не явился, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направил.
Определением от 06.02.2020 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
После отложения судебное заседание было продолжено при участии представителя от истца, который поддержал возражения на апелляционную жалобу изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, что ООО "КЭТК", как владелец котельных, с 2013 года определено единой теплоснабжающей организацией в микрорайоне "шестого маршрута" города Коврова. Компания осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей данного микрорайона.
ООО "Владимиртеплогаз" является по отношению к ООО "КЭТК" теплосетевой организацией.
Между ООО "КЭТК" и ООО "Владимиртеплогаз" заключены договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и поставке тепловой энергии и теплоносителя.
23.05.2018 ООО "Владимиртеплогаз" получило уведомление от ООО "КЭТК" (исх.N 522 от 23.05.2018) о принятии участия своего представителя во вводе прибора учета, установленного на котельной N 4, расположенной по адресу: г. Ковров, ул. Калинина, д. 8 А, в эксплуатацию.
29.05.2018 рассмотрев указанное обращение, ООО "Владимиртеплогаз" запросило документы, перечисленные в пункте 55 Правил N 1034.
06.06.2018 ООО "КЭТК" предоставило запрашиваемые документы, в том числе, проект на установку узла учета.
07.06.2018 комиссия с участием представителя ООО "Владимиртеплогаз" произвела проверку узла учета по процедуре ввода его в эксплуатацию.
ООО "Владимиртеплогаз" отказало ООО "КЭТК" в подписании акта ввода узла, сославшись на следующие недостатки:
- несоответствие пп. "в" пункта 115 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр);
- несоответствие пп. "в" пункта 55 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N1034 (далее - Правила N 1034).
Выявленные в результате осмотра замечания приведены в Акте ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, а также в письме, направленном в адрес ООО "КЭТК" от 19.07.2018 N 18/1221.
ООО "КЭТК", обращаясь в суд с настоящим иском, указало на неисполнение ООО "Владимиртеплогаз" обязанности по подписанию акта ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.
Повторно оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установлены Правилами N 1034.
Правилами N 1034 установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17).
Пунктами 52 - 60 Правил N 1034 регулируется ввод в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии.
Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета в следующем составе: представитель владельца источника тепловой энергии; представитель смежной теплосетевой организации; представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования (пункт 53 Правил N 1034).
Вызов представителей, указанных в пункте 53 названных Правил, осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений (пункт 54 Правил N 1034).
Смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию (пункт 52 Правил N 1034).
Пунктом 55 Правил установлено, что для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии: а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии; б) акты разграничения балансовой принадлежности; в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами; г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики; д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы); ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя; з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.
Пунктом 56 Правил установлено, что при вводе узла учета в эксплуатацию проверяется: а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах; б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения; в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации; г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 1034 теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.
В пункте 68 Правил N 1034 установлено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В случае выявления несоответствия узла учета положениям названных Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов данных Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней (пункт 59 Правил N 1034).
Таким образом, на теплосетевую организацию возложена обязанность как по согласованию рабочего проекта узла учета, так и по подписанию акта допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.
За техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии (пункт 74 Правил N 1034).
Как усматривается из материалов дела, ООО "КЭТК", руководствуясь положениями Федерального закона N 190-ФЗ, для учета тепловой энергии на источнике тепловой энергии для открытой системы теплоснабжения (ГВС) установило теплосчетчики КМ-9.
При вводе в эксплуатацию данного теплосчетчика теплосетевая организация не подписала Акт ввода. Причиной отказа явилось несоответствие установленных согласованных датчиков температуры требованиям подпункта "в" пункта 115 Методики N 99/пр.
Вместе с тем, соответствие проекта спорного узла учета тепловой энергии и теплоносителя подтверждается представленным экспертным заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации Владимирский филиал. Установленный на источнике тепловой энергии прибор учета КМ-9 включен в государственный реестр средств измерений за N 38254-08, что подтверждает его соответствие всем требованиям законодательства Российской Федерации.
Ссылка ООО "Владимиртеплогаз" на то, что проектом не предусмотрена установка подобранной пары датчиков температуры на подающем и обратном трубопроводах, что является нарушением пп. "в" п.115 Методики N 99/пр, отклоняется, поскольку положение указанного подпункта по расчету относительной максимальной погрешности относится к паре датчиков температуры, а не к подобранной паре (или, по терминологии технической документации, комплекту термометров сопротивления для измерения разности температур и значений температур в подающем и обратном трубопроводах). Аналогичное пояснение дает в своем письме от 15.06.2018 N 18-110 разработчик теплосчетчика ООО "ТБН энергосервис", поскольку данный пункт Методики относится только к закрытым водяным системам водоснабжения. У истца же используется открытая водяная система водоснабжения. В связи с чем необходимо руководствоваться подпунктом "е" пункта 115 Методики N 99/пр, согласно которому максимально допускаемая относительная погрешность теплосчетчика (Ео) для открытой системы теплоснабжения, выраженная в процентах от условного истинного значения, определяется методиками измерений, указанными в описаниях типа этих средств измерений. В приборе КМ-9 реализуется уравнение измерений тепловой энергии, приведенное в пункте 15 Методики.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не доказано, что относительная максимальная допускаемая погрешность пары датчиков температуры, выраженная в процентах в зависимости от абсолютной разности температур в прямом и обратном трубопроводах безусловно превышает значение, определяемое по формуле 12.3 Методики N 99/пр.
Довод заявителя об отсутствии в проекте узла учета настроечной базы данных суд считает несостоятельным, поскольку проект разработан под теплосчетчик КМ-9 в комплектации полностью готовым к работе и не требующим дополнительных настроек (стр. 43, п. 6.1 "Теплосчетчик КМ-9. Руководство по эксплуатации"). Настроечная база данных введена в программу теплосчетчика заводом изготовителем.
Утверждение ООО "Владимиртеплогаз" о несоответствии теплосчетчика Правилам N 1034 и Методике N 99/пр не принимается судом, поскольку приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.06.2018 N 1110 продлен срок действия свидетельства об утверждении типа средств измерений, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на теплосчетчик КМ-9, до 07.06.2023. Кроме того, теплосчетчик КМ-9 внесен в Государственный реестр средств измерений под N 38254-08.
Ссылка ответчика на отсутствие схемы котельной не состоятельна. Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2019 N 9251-МГ/04 проект узла учета тепловой энергии, теплоносителя содержит принципиальную схему именно теплового пункта, в котором находится проектируемый узел учета, и не содержит схему всей котельной.
Указывая на неправильную пломбировку термосопротивления, ответчик не ссылается на нормы права и технические регламенты, которыми предусмотрен охват через трубу. Пломбировка осуществлена в соответствии с проектом узла учета.
Учитывая вышеизложенное, узел учета тепловой энергии и теплоносителя ГВС в котельной N 4 по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Калинина, д. 8А, отвечает требованиям Методики N99/пр и Правил N1034, в связи с чем оснований для отказа от подписания акта ввода узла учета у ответчика не имелось.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об уклонении ООО "Владимиртеплогаз" от обязанностей по введению узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах заявление ООО "КЭТК" обоснованно удовлетворено.
Доводы апелляционной жалобы Общества аналогичны приводимым в отзыве на исковое заявление и были предметом проверки суда первой инстанции. В обжалуемом решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено. Судом правильно применены нормы материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.10.2019 по делу N А11-13458/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е. А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-13458/2018
Истец: ООО "КОВРОВСКАЯ ЭНЕРГОТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ВЛАДИМИРТЕПЛОГАЗ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ