г. Челябинск |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А07-29537/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Феникс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.11.2019 по делу N А07-29537/2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Феникс" - Хламушкина Э.А. (паспорт, доверенность от 13.02.2020).
Общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Феникс" (далее - заявитель, ООО ГК "Феникс", общество) обратилось Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - ответчик, Межрайонная ИФНС России N1 по Республике Башкортостан) выразившихся в исключении сведений об ООО ГК "Феникс" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; возложении на налоговый орган обязанность по включению общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО ГК "Феникс" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО ГК "Феникс" указывает, что на момент исключения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, заявитель соответствовал критериям, установленным законодательством для субъектов малого предпринимательства, и сведения об этом были известны ответчику.
В суд апелляционной инстанции Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО ГК "Феникс" состоит на налоговом учете с 31.07.2017. Сведения о среднесписочной численности сотрудников за 2017 год в срок, установленный законодательством (20.01.2018), не представлены. Обществом сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2018 за 2017 год представлены 20.03.2019 (численность работников составляет 1 человек).
По состоянию на 01.07.2018 у налогового органа отсутствовали сведения о среднесписочной численности работников за 2017 отчетный год, что явилось основанием для исключения сведений о налогоплательщике из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного 10.08.2018.
Считая, что действия налогового органа по исключению сведений об ООО ГК "Феникс" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, нарушают права и законные интересы заявителя как субъекта малого и среднего предпринимательства, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 упомянутого Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Таким образом, исходя из положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 данного закона.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения предоставляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Сведения о среднесписочной численности сотрудников за 2017 год в срок, установленный законодательством (20.01.2018), не представлены. Обществом сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2018 за 2017 год представлены 20.03.2019 (численность работников составляет 1 человек).
Таким образом, по состоянию на 01.07.2018 у налоговых органов отсутствовали сведения о среднесписочной численности работников за 2017 отчетный год, в связи с чем сведения о налогоплательщике в Реестре СМП, сформированного 10.08.2018, отсутствовали.
С учетом приведенных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что Реестр СМП формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении налогового органа и поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
Налоговым органом были соблюдены требования действующего законодательства и основания для внесения сведений об ООО ГК "Феникс" в Реестр СМП как о субъекте малого предпринимательства по состоянию на 10.08.2018 в налоговом органе отсутствовали.
Довод подателя о том, что налоговый орган располагал сведениями о среднесписочной численности общества для внесения ООО ГК "Феникс" в Реестр СМП, поскольку 30.01.2018 заявителем в налоговый орган был представлен расчет по страховым взносам, судебной коллегией отклонен, по вышеизложенным основаниям.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.11.2019 по делу N А07-29537/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью группа компаний "Феникс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью группа компаний "Феникс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платёжному поручению N 305 от 16.12.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29537/2019
Истец: ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "ФЕНИКС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан, МРИ ФНС N 1 по РБ