г. Чита |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А19-27698/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2019 по делу N А19-27698/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406) к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Шелеховского района "Детский сад N 15 "Радуга" (ОГРН 1023801427880, ИНН 3810024189) о взыскании 77500 руб.,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (далее - УПФР в Шелеховском районе г. Иркутска, Управление Пенсионного фонда, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района "Детский сад N 15 "Радуга" (далее - МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга", учреждение, страхователь) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 77500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2019 по делу N А19-27698/2019, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным. Кроме того, судом не учтено, что несвоевременное представление сведений на застрахованных лиц, являющимися пенсионерами, повлекло переплату пенсии в размере 189716,62 рубля.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.02.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Учреждением 12.04.2019 г. и 07.05.2019 г. по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (ИСХ) за март на 2 застрахованных лица и апрель 2019 года на 1 застрахованное лицо, соответственно.
В дополнение к представленным сведениям МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга" 14.06.2019 г. по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М (ДОП) за март-апрель 2019 г. на 78 и 77 застрахованных лиц, а также сведения по форме СЗВ-М (ОТМ) за указанные периоды на 2 и 1 застрахованное лицо в отношении которых, сведения представлялись 12.04.2019 г. и 07.05.2019 г.
Поскольку сведения за март-апрель 2019 г. в отношении 78 и 77 застрахованных лица, соответственно, были представлены учреждением после установленного законом срока для представления отчетности за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки представленных сведений составлены акты от 17.06.2019 г. N 048S18190015930, N048S18190015931 на основании которых приняты решения от 15.07.2019 г. N 048S19190015690 о привлечении МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанным решением учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 77500 руб.
Требованиями от 02.08.2019 г. N 048S01190019832, N 048S01190019831 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, учреждению было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 20.08.2019 г.
В связи с неисполнением страхователем указанных требований Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 77500 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2019 г. по делу N А19-25920/2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга" финансовой санкции в размере 77500 руб. 00 коп. заявителю отказано в связи с наличием спора о праве.
Неисполнение учреждением в установленный срок требований от 02.08.2019 г. N 048S01190019832, N 048S01190019831 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 77500 руб. 00 коп. по делу N А19-25920/2019 явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга" является страхователем.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 г. N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М). В разделе 3 формы СЗВ-М указывается тип представляемой формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исходные формы СЗВ-М за март-апрель 2019 года представлены страхователем в установленные сроки 12.04.2019 г. и 07.05.2019 г., соответственно.
Сведения по типу формы "Дополняющая" за март-апрель 2019 года на 78 и 77 застрахованных лиц, которые ранее не были представлены в исходной форме, учреждение представило 14.06.2019 г.
Пенсионный фонд, расценив данное обстоятельство как несвоевременное представление страхователем сведений, сделал вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Указанная позиция Пенсионного фонда признается ошибочной в связи со следующим.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, МКДОУ "Детский сад N 15 "Радуга" реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за этот период, что исключает возможность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы Пенсионного фонда о том, что несвоевременное представление сведений на застрахованных лиц, лиц, являющихся пенсионерами, повлекло переплату пенсии в размере 189716 руб. 62 коп., рассмотрены и правомерно отклонены судом первой инстанции, так как указанное обстоятельство не является предметом настоящего спора. При этом, суд первой инстанции правомерно указал, что Пенсионный фонд может обратиться с самостоятельным требованием о взыскании убытков, причиненных в результате переплаты пенсии.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование заявителя о взыскании с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района "Детский сад N 15 "Радуга" финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 77500 руб. удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2019 по делу N А19- 27698/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27698/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад N15 "Радуга"