город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2020 г. |
дело N А01-795/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Джанхот И.Ю., доверенность от 28.08.2019;
представитель Тхагапсо М.Р., доверенность от 23.04.2019;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Здвижкова Владимира Исаевича на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.12.2019 по делу N А01-795/2019 по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Здвижкова Владимира Исаевича (ИНН 233905265490, ОГРНИП 311233935400019) к администрации муниципального образования "Теучежский район" (ИНН 0107007270, ОГРН 03010066320)
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105043820, ОГРН 1040100552205), администрация муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" (ИНН 0107009214, ОГРН 1060107000029), Управления антимонопольной службы по Республике Адыгея (ИНН 0105019739, ОГРН 1020100702038), общества с ограниченной ответственностью "Земельные ресурсы" (ИНН 7720749357, ОГРН 1127746342130) о признании распоряжения, торгов и договора аренды земельного участка недействительными,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Здвижков Владимир Исаевич (далее - истец, глава КФХ Здвижков В.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Теучежский район" (далее - ответчик, администрация) о признании недействительными распоряжения от 03.02.107 года N 15 "Об утверждении итогового протокола N 14 от 02.02.2017 "Заседания комиссии по продаже права на предоставление в аренду земельного участка", торгов по продаже права на предоставление в аренду земельного участка, относящегося к категории земель "сельскохозяйственного назначения", площадью 150 000 кв.м, с кадастровым номером 01:06:2800002:351, разрешенным использованием "сельскохозяйственные предприятия", находящийся примерно в 1615 м от ориентира по направлению на северо-восток по адресу: Республика Адыгея,Теучежский район, а.Вочепший, ул. Ленина, 32А, а также договора аренды земельного участка от 16.02.2017, относящегося к категории земель "сельскохозяйственного назначения", площадью 150 000 кв.м, с кадастровым номером 01:06:2800002:351, разрешенным использованием "сельскохозяйственные предприятия", находящийся примерно в 1615 м от ориентира по направлению на северо-восток по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, а.Вочепший, ул. Ленина, 32А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, администрация муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение", Управление антимонопольной службы по Республике Адыгея, общество с ограниченной ответственностью "Земельные ресурсы".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на недостоверный характер сведений об объекте, в частности, несоответствие вида разрешенного использования, указанного в договоре, с фактическим назначением земельного участка. Выводы суда об отсутствие существенных нарушений при проведении торгов, по мнению заявителя, не соответствуют материалам и обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования "Теучежский район" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управления антимонопольной службы по Республике Адыгея в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителей ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.10.2016 вх. N 05.01-404 в администрацию муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" поступило заявление от Пшидаток Р.А. об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровой карте и предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 18 га для целей сельскохозяйственного назначения.
28.10.2016 распоряжением администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" N 76 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 01:06:280002, площадью 150000 кв.м, для целей: под сельскохозяйственное производство, категория - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона - СХЗ-301, вид разрешенного использования - сельскохозяйственные предприятия.
02.11.2016 был изготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка площадью 150000 кв.м из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский р-н, ориентир здание администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение". Участок находится примерно в 1615 метрах от ориентира по направлению на северо-восток: РА, Теучежский район, а.Вочепший, ул. Ленина, 32, а.
08.11.2016 подготовлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:351, общей площадью 150000 кв. м расположенный по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, участок находится примерно в 1615 метрах по направлению на северо-восток от ориентира здание администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение", расположенное по адресу: РА, Теучежский р-н, а.Вочепший, ул. Ленина, 32а, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственные предприятия.
13.12.2016 распоряжением администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" N 118 "О проведении торгов по продаже права аренды земельного участка" в приложении N 1 утверждено Извещение о проведении аукциона, информация об объекте аренды.
На официальном сайте https//:torgi.gov.ru 14.12.2016, а также в газете "Теучежские вести" от 14.12.2016 N 100 опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.
12.01.2017 Здвижков В.И. подал заявку на участие в аукционе.
В соответствии с Протоколом от 01.02.2017 N 11 заседания комиссии по приему заявок на участие в аукционе по продаже права на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:351, общей площадью 150000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, примерно в 1615 метрах по направлению на северо-восток от ориентира здание администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение", расположенное по адресу: РА, Теучежский р-н, а.Вочепший, ул. Ленина, 32а, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственные предприятия, участниками аукциона признаны Здвижков Владимир Исаевич и Снахо Аскер Абрекович.
На основании итогового протокола заседания комиссии по продаже права на предоставление в аренду земельного участка от 02.02.2017 N 14 о признании победителем торгов главы хозяйства, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселения" от 03.02.2017 N 15, заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 16.02.2017, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 15 0000 кв. м, с кадастровым номером 01:06:2800002:351, с разрешенным использованием "сельскохозяйственные предприятия".
Договор заключен сроком на 10 лет (пункт 3.1. договора), зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Адыгея. Ежегодная арендная плата за участок установлена согласно итоговому протоколу от 02.02.2017 N 14 в размере 911 674,24 руб. (пункт 4.3 договора) Во исполнение пункта 1.2. договора аренды передача земельного участка оформлена актом приема-передачи, являющимся неотъемлемой частью договора.
Права арендодателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:351, находящегося в неразграниченной государственной собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ перешли от администрации муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" к администрация муниципального образования "Теучежский район".
Ссылаясь на нарушения законодательства при проведении торгов и заключении договора аренды, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", применяемого по аналогии, разъяснено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5).
С учетом данных разъяснений основанием для признания конкурса (аукциона) недействительными может являться не любое допущенное нарушение, а только существенное нарушение, например, такое как необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов, повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Следовательно, торги являются способом заключения договора, а признание их недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о признании недействительной сделки, заключенной по результатам торгов.
Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку (пункт 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 44/10, от 14.12.2010 N 7781/10).
Таким образом, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурсов) могут выступать лишь нарушение процедуры (правил) проведения торгов. При этом основанием для признания торгов недействительными является не всякое нарушение процедуры, а только установленное законом.
В обоснование исковых требований истец ссылается на нарушение норм земельного и гражданского законодательства Российской Федерации.
Статьей 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Предприниматель указывает, что при проведении торгов неправильно был применен расчет третьей оценочной группы, существенно увеличивающей стоимость одного квадратного метра арендуемого земельного участка с 5, 85 рублей за кв. /м до 32, 34 кв. /м по несуществующему виду разрешенного использования "сельскохозяйственные предприятия".
Как следует из материалов дела, решение о формировании спорного земельного участка и проведении аукциона на право заключения договора аренды, было принято администрацией муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" от 28.10.2016 года N 76, по заявлению гражданки Пшидаток Р.А.
Образование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для предоставления в аренду путем проведения аукциона и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
Образование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Таким образом, из смысла указанной нормы следует, что разрешенное использование формируемого земельного участка устанавливается из перечня видов разрешенного использования, предусмотренных для соответствующей территориальной зоны, в которой располагается такой участок.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение" утверждены решением Совета народных депутатов муниципального образования "Теучежский район" от 27.12.2012 года N 105.
Согласно Правилам землепользования и застройки Вочепшийского сельского поселения спорный земельный участок входит в территориальную зону СХЗ 301, где среди основных видов разрешенного использования значится такой вид разрешенного использования, как "сельскохозяйственные предприятия".
Более того, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2021 года виды разрешенного использования земельных участков, установленные правилами землепользования и застройки, могут не соответствовать видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считаются установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования. (Определение Верховного Суда РФ от 21 июня 2017 г. N 308-ЭС17-6883) Оспариваемый вид разрешенного использования земельного участка был определен Правилами землепользования и застройки Вочепшийского сельского поселения, которые были утверждены решением Совета народных депутатов муниципального образования "Теучежский район" от 27.12.2012 года N 105.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 года N 310-КГ 18-22632 разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора вида разрешенного использования земельных участков, т.е. до 01.09.2014 года признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, определено его разрешенное использование -сельскохозяйственные предприятия, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что процедура проведения торгов была соблюдена, поскольку земельный участок, выставленный на аукцион, соответствовал формальным требованиям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
Доказательств получения от организатора торгов заведомо недостоверной информации о виде разрешенного использования земельного участка, равно как доказательств того, что у истца до начала торгов возникали какие-либо сложности в определении предмета торгов, он не смог ознакомиться с земельным участком, а также того, что он обращался за получением дополнительной информации и получил отказ, истцом не представлено.
Следовательно, при должной внимательности и предусмотрительности истец имел возможность индивидуализировать земельный участок, определить точное местоположение земельного участка и осмотреть его. В связи с чем у истца имелась возможность в любое время отказаться от участия в оспариваемом аукционе в связи с несогласием с условиями аукциона, а также в связи с тем, что реализуемое право аренды не отвечает его интересам по каким-либо техническим или иным характеристикам, чего истцом сделано не было.
Несоответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка Классификатору, утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года N 540, не препятствует индивидуальному предпринимателю Здвижкову В.И. использовать земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, в соответствии с заключенным договором аренды.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что истец приобрел земельный участок с иными характеристиками, чем те на которые рассчитывал, исходя из условий торгов.
Оспаривая торги, предприниматель также указал на то, что при проведении аукциона администрация МО "Вочепшийское сельское поселение" применило вместо установленного законом трехпроцентного шага аукциона, пятипроцентный шаг аукциона. По мнению предпринимателя, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания результатов аукциона недействительным.
В соответствии с частью 18 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
Согласно извещению о проведении аукциона, начальный размер ежегодной арендной платы определен в размере 72 904 рубля 08 копеек в год. Шаг аукциона установлен в размере 5% от начальной цены размера ежегодной арендной платы, что составляет 3 645 рублей 24 копейки.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное нарушение порядка проведения аукциона (шаг аукциона в размере 5%) не повлияло на волеизъявление участника предпринимателя Здвижкова В.И. продолжать торги посредством предложения более высокой цены. Истец, участвующий в проведении торгов, внес задаток и выиграл торги на приобретение права аренды земельного участка, при этом замечаний по аукционной документации, отсутствовали.
Доводы по искусственному завышению цены выставленного на торги имущества также не подтверждены документально.
Надлежащие доказательства того, что отсутствие в извещении муниципального орган о проведении торгов сведений о правах на земельный участок, сведений об ограничении этих прав, сведений о форме заявок на участие в аукционе, сведений о примененном виде разрешенного использования "сельскохозяйственное предприятие" со ссылкой на классификатор видов разрешенного использования", отсутствие в протоколе заседания комиссии по приему заявок на участие в аукционе сведений о внесенных участниками аукциона задатках, являлись существенными и могли повлиять на результаты торгов также не представлено.
Частью 2 пункта 1 статьи 449 Гражданский кодекс Российской Федерации установлен перечень оснований для признания торгов недействительными. В частности, предусмотрено, что торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Информационное письмо N 101), лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов сами по себе не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Согласно абзацу 3 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушения, допущенные организатором торгов, не препятствовали реализации прав и законных интересов участников аукциона, предприниматель получил результат, на который рассчитывал при подаче заявок на участие в аукционе, подписал договор аренды и принял земельный участок по акту приема-передачи.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
На основании приведенных правовых положений и разъяснений, данных в постановлении Пленума N 25, в предмет исследования по настоящему спору необходимо включать обстоятельства соблюдения требований земельного законодательства при заключении спорного договора аренды.
Кроме того, размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса, пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
По общему правилу, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса в действующей до 01.03.2015 редакции, статья 39.7 Земельного кодекса в действующей с 01.03.2015 редакции, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункты 16, 19 постановления Пленума N 73).
В пункте 18 постановления Пленума N 73 разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах в зависимости от рыночных цен (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3463/13).
Возражения о невозможности использовать в рассматриваемый период земельный участок в соответствии с его реальным сельскохозяйственным назначением, ничем не подтверждены. Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об изначально установленном для образованного участка с кадастровым номером 01:06:2800002:351 виде разрешенного использования "сельскохозяйственные предприятия", сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости (позднее - в Единый государственный реестр недвижимости) и содержались в аукционной документации, в заявке главы хозяйства от 12.01.2017 на участие в аукционе. Основания считать, что деятельность сельскохозяйственного предприятия исключает осуществление сельскохозяйственного производства, главой хозяйства не раскрыты.
Доказательств привлечения к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не представлено.
Обстоятельства получения земельного участка во временное владение и пользование от арендодателя по договору от 16.02.2017, предпринимателем не опровергнуты, принятие им мер по возврату земельного участка арендодателю не совершаются.
Ссылки заявителя на представление прокуратуры по разрешенному виду использования и ссылки якобы на отсутствие возможности обрабатывать спорный участок судом не принимаются, так как администрация указывает, что предприниматель по своей воле не имеет желания использовать участок, никаких запретов по возделыванию на спорном участке сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных культур не принималось, никаких предписаний по запрету распашки участка и совершения иных действий по возделыванию культур не выносилось.
После делегирования администрации муниципального образования"Теучежский район" соответствующих полномочий, истец с заявлением об изменении вида разрешенного вида использования арендованного участка не обращался.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.
Вышеуказанные обстоятельства, было предметом рассмотрения по делу N А01-59/2018 по исковому заявлению администрация муниципального образования "Теучежский район" к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Здвижкову Владимиру Исаевичу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженность по договору аренды от 16.02.2017 в размере 793 958 рублей 06 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.03.2018, оставленным без изменения Постановлением Пятнадцатого апелляционного суда 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2018 года, с предпринимателя взыскано в пользу администрации района 793 958 рублей 06 копеек задолженности по договору аренды от 16.02.2017, а также в доход федерального бюджета 18 879 рублей государственной пошлины.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2018 года по дело N А01-58/2018 с главы крестьянского фермерского хозяйства Здвижкова Владимира Исаевича в пользу администрации района взыскана задолженности по договору аренды от 16.02.2017 в размере 353 723 рублей 77 копеек.
В ходе рассмотрения дела предпринимателем представлены платежные поручения от 30.01.2019 года N 8 о погашении арендной платы по оспариваемому договору от 16.02.2017 года в размере 53 723 рубля 77 копеек и от 14.02.2019 года N 002 в размере 793 958 рублей 06 копеек.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что договор от 16.02.2017 заключен в соответствии с требованиями статей 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела администрацией муниципального образования "Теучежский район" и администрацией МО "Вочепшийское сельское поселение" администрация МО "Вочепшийское сельское поселение" заявлено о пропуске предпринимателем срока исковой давности для обращения с заявлением о признании недействительным аукциона (конкурса) на право заключения договора аренды земельного участка, а также применении последствий недействительности сделки, который, согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет один год со дня проведения торгов.
Предприниматель ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока, ссылаясь на то, что он только в августе 2018 года получил протокол по торгам, и в силу своей правовой неграмотности и отсутствием достаточных знаний, не знал о сроке на обжалование результатов торгов.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На основании пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В соответствии с разъяснениями, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 2/1 (пункт 12), Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 (пункт 26), а также правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином-предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 20 марта 2008 г. N 159-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кустоляна Виктора Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 205 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Предприниматель 12.01.2017 подал заявку на участие в аукционе на извещение от 14.12.2016, лично принимал в нем участие, подписал договор аренды 16.02.2017. В течение всего 2017 года истец по делу подписывал обращения по вопросу предполагаемой невозможности использования земельного участка. В материалах дела имеются копии ответов Кабинета министров Республики Адыгея, частных юридических лиц. Заявитель в 2017 году также обращался в Теучежскую межрайонную прокуратуру по вопросу указанного в договоре аренды разрешенного использования земли. В 2018 году между сторонами договора аренды шли судебные споры о взыскание задолженности по арендной плате.
Исковое заявление подано ИП Здвижковым В.И. в арбитражный суд 12.03.2019 год.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, указав на отсутствие оснований для восстановления срока.
В удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании недействительным распоряжений от 03.02.107 года N 15 "Об утверждении итогового протокола N 14 от 02.02.2017 года "Заседания комиссии по продаже права на предоставление в аренду земельного участка" отказано правомерно ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если оспариваемый акт или действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениям Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении Пленума от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае требования заявителя о признании распоряжения от 03.02.2017 N 15 " Об утверждении итогового протокола от 02.02.2017 года" заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат рассмотрению по этим правилам.
Оспариваемое предпринимателем распоряжение вынесено Администрацией муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение", однако требования о признании его недействительным заявлены к администрации муниципального образования "Теучежский район".
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Лицо должно доказать, что оно обратилось в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока - ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем также не доказано нарушение его прав спорным распоряжением и не соответствие его закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.12.2019 по делу N А01-795/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-795/2019
Истец: Здвижков Владимир Исаевич, ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Здвижков Владимир Исаевич
Ответчик: Администрация муниципального образования "Теучежский район", Админстрация муниципального образования "Теучежский район", УФРС по РА
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение", ООО "Земельные ресурсы", Руководителю Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Никифоровой М.И., Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Администрация муниципального образования "Вочепшийское сельское поселение", Управление Федеральной антимонопольной службы по РА
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5386/20
20.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2350/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-795/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-795/19