г. Киров |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А17-7256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области представителя заявителя Клепова К.М., действующего на основании доверенности от 27.11.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шанс"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2020 по делу N А17-7256/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шанс" (ОГРН 1143702003830, ИНН 3702721440)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ОГРН 1143702015995, ИНН 3702733445)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шанс" (далее - заявитель, ООО "Шанс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба ГЖИ Ивановской области, Служба) N 08-ов от 29.07.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - третье лицо, АО "Ивановская городская ТСК").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Шанс" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение им норм права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что между жителями и управляющей организацией сложились гражданско-правовые отношения, основанные на договоре управления и регулируемые гражданским законодательством; по своей правовой природе корректировка платы за отопление и перерасчет такой платы имеют гражданско-правовой характер, производятся с целью возврата либо доначисления платы за указанную коммунальную услугу, в этой связи соответствующие требования оспариваемого предписания носят имущественный характер.
Общество указывает, что, поскольку в результате выполнения оспариваемого предписания происходит возврат или доначисление платы за отопление, в том числе путем зачета в счет предстоящих платежей, заявитель лишается возможности использовать меры защиты, предоставленные гражданским законодательством, в том числе заявить о пропуске срока исковой давности, что приводит к нарушению его прав и законных интересов.
Также заявитель ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу N А40-49533/2013 и указывает, что гражданско-правовое требование о проведении корректировки и перерасчета платы за отопление не может быть облечено в форму обязательного для исполнения предписания.
Подробно позиция Общества раскрыта в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба ГЖИ Ивановской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против приведенных в ней доводов и опровергает их, ссылаясь на соответствующие положения действующего законодательства и судебную практику, просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
АО "Ивановская городская ТСК" в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает приведенные в ней доводы в полном объеме, считает заявленные Обществом требования правомерными и просит их удовлетворить.
Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, представили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Шанс" на основании лицензии от 21.05.2018 N 037000310 и договора управления многоквартирным домом от 23.05.2014 осуществляет управление многоквартирным домом N 20 по ул. Пролетарской в г. Иваново (далее - МКД).
В период с 16.07.2019 по 29.07.2019 на основании приказа Службы ГЖИ Ивановской области от 16.07.2019 N 1657 в отношении ООО "Шанс" в связи с поступившим в Службу обращением гражданина проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований.
В ходе проведения проверки Службой установлено, что в МКД установлен общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии и теплоносителя, который допущен к коммерческой эксплуатации, узел учета тепловой энергии находился в эксплуатации в периоды: с 01.09.2017 по 25.11.2017, с 24.04.2018 по 01.09.2018, с 02.07.2018 по 01.09.2019. Однако плата за отопление жителям МКД выставляется Обществом по нормативу потребления.
Надзорный орган пришел к выводу о том, что в нарушение требований части 1 статьи 157 (далее - ЖК РФ), подпункта "г" пункта 31, пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ООО "Шанс":
- не производило корректировку платы за отопление жителям МКД за 2018 год исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии за периоды его работоспособности.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.07.2019 N 17-ов.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 29.07.2019 Обществу выдано предписание N 8-ов, согласно которому Обществу в срок до 02.09.2019 предписано осуществить следующие мероприятия:
- произвести жителям МКД корректировку размера платы за отопление за 2018 год с учетом показаний ОДПУ тепловой энергии в порядке, установленном пунктом 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Шанс" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ивановской области при рассмотрении дела пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В предписании от 29.07.2019 N 8-ов Обществу указано на необходимость произвести жителям МКД корректировку размера платы за отопление за 2018 год с учетом показаний ОДПУ тепловой энергии в порядке, установленном пунктом 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354. Правовое обоснование названных требований содержит ссылки на часть 1 статьи 157 ЖК РФ, подпункт "г" пункта 31, пункт 42(1) Правил N 354.
На основании пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а"); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б").
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в числе прочего организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, регламентирован Правилами N 354.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу абзаца 1 пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Как установлено надзорным органом, на территории города Иванова в рассматриваемый период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) Правил N 354 в редакции, действующей до 31.12.2018, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):
Pi = Si x VT x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
*,
где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Из материалов настоящего дела следует и судом первой инстанции установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
На основании изложенных правовых норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) Правил N 354. Выход из строя общедомового прибора учета тепловой энергии в году не изменил порядок определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год формулы 3(1) приложения N 2 к данным Правилам.
Согласно материалам настоящего дела ОДПУ, установленный в МКД, был пригодным для коммерческого учета тепловой энергии (эксплуатировался) в периоды с 01.09.2017 по 25.11.2017, с 24.04.2018 по 01.09.2018, с 02.07.2018 по 01.09.2019.
Между тем ООО "Шанс" за спорные периоды осуществило расчет платы за отопление исходя из норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний ОДПУ за периоды его работоспособности, и не произвело корректировку платы за отопление за указанный в предписании период, что заявителем по существу не оспаривается.
При установленных по делу обстоятельствах и изложенном нормативном регулировании надзорный орган обосновано и правомерно выдал Обществу оспариваемое предписание. Возложение на управляющую организацию обязанности, которую заявитель должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов последнего.
Довод заявителя о том, что фактически требования оспариваемого предписания являются гражданско-правовыми требованиями и не могут быть облечены в форму обязательного для исполнения предписания, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Ссылка Общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу N А40-49533/2013 судом апелляционной инстанции не принимается по причине того, что судебный акт не касается отношений в сфере лицензионного контроля за осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом и направлен на урегулирование правоотношений, возникших из иных обстоятельств.
Так, в частности, приведенная в вышеназванном определении Верховного Суда Российской Федерации правовая позиция, в соответствии с которой гражданско-правовое требование к исполнителю государственного контракта (договора), касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по контракту (договору) работы, не может быть облечено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, сформирована в отношении участников гражданских правоотношений по поводу исполнения заключенных в рамках государственного оборонного заказа договоров на выполнение работ.
Такой правовой подход не может быть применен к административным правоотношениям в сфере лицензионного контроля, в рамках которых контролирующий орган в силу закона наделен полномочиями на выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. В рассматриваемом деле содержащиеся в оспоренном предписании требования об осуществлении Обществом корректировки и перерасчета платы за отопление за соответствующие периоды предъявлено Службой в пределах предоставленных ей полномочий и направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения лицензионных требований.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная, поскольку выводы судов в судебных актах по делу N А76-3786/2017 основаны на иных фактических обстоятельствах.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выданное ответчиком предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и не возлагает на Общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Содержащиеся в предписании требования соответствуют целям и задачам, направленным на защиту прав потребителей при управлении многоквартирным домом, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу изложенного у Арбитражного суда Ивановской области отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Шанс" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.01.2020 по делу N А17-7256/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шанс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7256/2019
Истец: ООО "Шанс"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: АО "ИГТСК"
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11084/20
20.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1418/20
23.01.2020 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7256/19
28.08.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7256/19